Уважаемый Петр Григорьевич! В № 35 (10012) «Учительской газеты» от 31 августа 2004 года была опубликована редакционная статья «Нашу жизнь поправят… с помощью поправок», содержащая, на наш взгляд, ряд значительных неточностей и утверждений, не соответствующих действительности. В данной статье был указан телефон приемной Комитета Государственной Думы по образованию и науке. В связи с этим в Комитет по образованию и науке поступают обращения от педагогических работников, образовательных учреждений, органов исполнительной власти по вопросу изменений в законодательстве об образовании. Направляем разъяснение по имеющимся в вышеуказанной статье неточностям, касающимся изменений действующих норм Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Главному редактору издания«Учительская газета»П.Г.Положевцу
Комитет по образованию и науке всегда был рад сотрудничеству с «Учительской газетой». Надеемся, что это сотрудничество будет и в дальнейшем строиться на профессиональной основе.
С уважением, председатель Комитета по образованию и науке Н.И.Булаев
«В редакционной статье «Учительской газеты» от 31 августа 2004 года (№ 35) под названием «Нашу жизнь поправят… с помощью поправок» допущен ряд серьезных неточностей в изложении тех изменений образовательного законодательства, которые произошли после принятия Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Читателям предлагается опровержение недостоверной информации, изложенной в статье».
Из статьи: «Из Закона «Об образовании» убрали упоминание о Федеральной программе развития образования, правительство теперь не будет ежегодно делать доклад о ходе ее реализации».
В действительности в измененной редакции Закона РФ «Об образовании» (ст.1) ФПРО фиксируется как федеральная целевая программа развития образования, разрабатываемая и утверждаемая Правительством РФ. Ход ее реализации ежегодно докладывается Правительством РФ палатам Федерального Собрания РФ.
От редакции. Раньше была запись: Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом.
Теперь имеется следующая: Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования.
Федеральная целевая программа развития образования разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, ФПРО сохраняется, но «понижается в статусе» – из федерального закона она превращается в ФЦП, принимаемую правительством.
Из статьи: «Государство теперь не гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, не обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения».
В статье 5 «Государственные гарантии прав граждан РФ в области образования» государственные гарантии гражданам в получении общедоступного и бесплатного образования дополнены уровнем дошкольного образования; аналогичное дополнение сделано в ст.29 «Компетенция субъектов РФ в области образования».
От редакции. Это, с одной стороны, верное упоминание (про ст. 5 и ст. 29). С другой стороны, из ст. 18. «Дошкольное образование» изъят пункт: «Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения».
Из статьи: «Учредителями образовательного учреждения отныне не могут быть отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы)».
Данная норма полностью сохранена в действующей редакции Закона РФ «Об образовании» (ст.11, пункт 1, подпункт 2).
От редакции. Норма, буквально говоря, сохранена. Однако если ранее отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы); отечественные и иностранные общественные и частные фонды; общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации; граждане Российской Федерации и иностранные граждане могли быть соучредителями государственных образовательных учреждений, то теперь для государственных (муниципальных) образовательных учреждений это невозможно. Для государственных (муниципальных) образовательных организаций – дело другое, там будут действовать нормы, предусмотренные гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
Из статьи: «Учреждения дополнительного образования теперь не считаются образовательными учреждениями со всеми вытекающими последствиями для педагогов. Исключение – учреждения дополнительного образования взрослых».
Работников образования вводят в заблуждение. В статье 12 Закона «Об образовании» к типам образовательных учреждений наряду с другими отнесены учреждения дополнительного образования для детей (п.4, пп.8) и учреждения дополнительного образования для взрослых (п.4, пп.4). Исключен только неопределенный тип «учреждения дополнительного образования».
От редакции. Замечание верное.
Компетенцией государства на федеральном уровне перестали быть, утверждает редакция, «разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей, в том числе вопросы содействия организации образования на языках народов России в иных государствах».
Компетенция РФ по разработке и реализации федеральных целевых и международных программ в области образования сохранена (ст.28, п.3).
От редакции. Замечание спорное. Вот прежняя редакция пункта 3 ст. 28:
«разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей, в том числе вопросы содействия организации образования на языках народов Российской Федерации в иных государствах».
Вот новая редакция: «разработка и реализация федеральных целевых и международных программ в области образования».
Заметим, что из ст. 28 снят п. 9: «организация и координация материально-технического обеспечения Федеральной программы развития образования и иных целевых федеральных программ в области образования». Снят п. 15: «Ежегодное установление доли федерального дохода, направляемой на финансирование образования. Формирование федерального бюджета в части расходов на образование, федеральных фондов развития образования».
Кроме того, первые подпункты п. 16 ст. 28 ранее гласили о том, что к компетенции Российской Федерации относится:
«установление:
налоговых льгот, стимулирующих развитие образования;
федеральных нормативов финансирования образования обучающихся, воспитанников;
порядка финансирования образовательных учреждений;
обязательных на территории Российской Федерации минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений, соответствующих профессионально-квалификационных групп и работников государственных органов управления образованием;
льгот различным категориям обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников».
Теперь это редуцировалось до следующей редакции:
федеральных нормативов финансирования образования обучающихся, воспитанников федеральных государственных образовательных учреждений;
общих принципов финансирования и образовательных услуг;
образовательного ценза педагогических работников;
ставок заработной платы и должностных окладов работников федеральных государственных образовательных учреждений, соответствующих профессионально-квалификационных групп;
социальной поддержки различным категориям обучающихся, воспитанников и педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников в соответствии с законодательством Российской Федерации».
В другой редакции изложена компетенция РФ по установлению федеральных нормативов финансирования образования обучающихся, воспитанников (ст.28, п.16) федеральных государственных образовательных учреждений.
В компетенции РФ сохранено установление «ставок заработной платы и должностных окладов работников федеральных государственных образовательных учреждений соответствующих профессионально-квалификационных групп» (ст.28, п.16).
От редакции. Замечания непонятны. С этим никто не спорит. Речь идет о том, что установление нормативов финансирования и ставок зарплаты теперь будет идти на федеральном уровне только для федеральных учреждений (т.е. не для школ, детсадов, большинства техникумов и ПТУ).
Неверным является утверждение о том, что в компетенцию субъектов РФ более не входит осуществление федеральной политики в области образования. В статье 29 сохранен п.1 «определение и осуществление политики в области образования».
От редакции. Замечание непонятное. Никто не спорит с тем, что субъект Федерации сохраняет за собой «определение и осуществление политики в области образования». Однако п. 4 «осуществление федеральной политики в области образования» (то есть норма о том, что регион должен осуществлять не только собственную, но и федеральную образовательную политику) исключен.
Надо также учесть, что теперь из компетенции субъекта Федерации исключены следующие позиции: установление местных налогов и сборов на цели образования; организация финансирования местных органов управления образованием и образовательных учреждений, оказание им посреднических услуг в части материально-технического обеспечения; установление дополнительных к федеральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников.
Из статьи: «Образовательное учреждение не может теперь устанавливать ставки заработной платы и должностных окладов работникам образовательного учреждения в пределах его собственных финансовых средств с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами».
В действующем законе компетенция образовательных учреждений по установлению заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размера их премирования (ст.32, п.2, пп. 10), сохранена и изложена в уточненной редакции.
От редакции. В целом замечание верное.
Из статьи: «Государство теперь не будет гарантировать ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере 20 процентов национального дохода».
Утверждение о ежегодном выделении финансовых средств на нужды образования в размере 20% национального дохода неверное. Такого показателя никогда в законодательстве не было.
От редакции. Замечание лукавое. Про 20% никогда действительно нормы не было. Ранее была запись про 10%. Она снята. Впрочем, судите сами, ибо нижеследующая статья (прежнего закона) теперь исключена полностью:
Статья 40. Государственные гарантии приоритетности образования
1. Основой государственных гарантий получения гражданами Российской Федерации образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование образования.
2. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 процентов национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений ежеквартально подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции.
Доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее трех процентов расходной части федерального бюджета. При этом за счет средств федерального бюджета финансируется обучение в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее 170 студентов на каждые 10 тысяч человек, проживающих в Российской Федерации.
3. Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.
4. В целях привлечения инвестиций в систему образования государство предусматривает специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам, в том числе иностранным гражданам, вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования Российской Федерации. Характер, размеры и порядок предоставления этих льгот определяются законодательством Российской Федерации.
Работодатели несут ответственность за повышение профессиональной квалификации работников, с которыми они находятся в трудовых отношениях. Минимальные нормативы финансовых затрат на эти цели для предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также порядок использования финансовых средств устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. Государство предусматривает льготы по налогообложению недвижимости собственникам, сдающим свое имущество в аренду образовательным учреждениям.
6. Продукция организаций, реализуемая образовательным учреждениям, при исчислении налогов приравнивается к товарам народного потребления.
7. Государство выплачивает родителям (законным представителям) государственные пособия по уходу за ребенком до определенного законодательством Российской Федерации возраста, пособия на детей малообеспеченным семьям, многодетным и одиноким матерям (отцам), инвалидам с детства, пособия на детей военнослужащих срочной службы, пособия на несовершеннолетних детей в период розыска их родителей, а также другие социальные пособия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Суммы указанных пособий не включаются в облагаемый подоходным налогом доход граждан.
8. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей. Сумма указанных выплат не включается в облагаемый подоходным налогом доход граждан.
9. Государство создает необходимые условия для развития сети учреждений дополнительного образования детей и оказывает материальную поддержку данным учреждениям, в том числе финансовую.
Из статьи: «Государство (или учредитель) вправе изъять у образовательного учреждения не использованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства или зачесть их в объем финансирования образовательного учреждения на следующий год (квартал, месяц)».
Это также неверно. В ст.43 (п.2) установлено, что «финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем, используются им в соответствии с уставом образовательного учреждения и изъятию не подлежат, если иное не установлено законодательством Российской Федерации».
От редакции. Замечание бьет мимо цели. Ранее закон (ст. 43) гласил в этой части следующее:
1. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных организациях.
2. Финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем или являющиеся собственностью данного образовательного учреждения, используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом образовательного учреждения и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
3. Не использованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения или зачтены учредителем в объем финансирования этого образовательного учреждения на следующий год (квартал, месяц).
4. Образовательное учреждение вправе участвовать в уставных фондах товариществ (акционерных обществ) и других организаций только своей собственностью.
5. Образовательное учреждение вправе с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода. В этом случае собственник получает право на часть дохода от использования закрепленных за ним объектов собственности в размере, определенном договором между собственником и образовательным учреждением.
Теперь в законе записано:
1. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет.
2. Финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем, используются им в соответствии с уставом образовательного учреждения и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Комментарии