«Допрыгался! Теперь будешь учиться в этой школе, дурак!» Я замедлила шаг: «Новенькие пришли».
Остановилась, обернулась: взъерошенный мальчишка с круглыми, полными слез глазами и мама, растерянная, с тревогой в глазах. «Мамочка, давайте мы отправим вашего сына в библиотеку, пусть он учебники получает, а сами поговорим в учительской». Заходим в учительскую, я плотно закрываю дверь: «Никогда, вы слышите, ни-ко-гда не смейте произносить эти слова ни в нашей школе, ни дома». И не ожидая, пока мама наплачется, объясняю, что в нашей школе учатся обыкновенные, нормальные дети, но этим детям требуется больше внимания, индивидуальный подход, который не могут обеспечить в других школах, не потому что там работают плохие учителя, а потому, что, имея в классе 25 и более учеников, невозможно каждому уделить столько времени, сколько им необходимо.Как разрушить тот стереотип, который сложился по отношению к коррекционным школам? Это называется сегодня толерантностью. Как ни называй, но, кроме слов, иных подвижек нет. Учителя массовых школ пугают учащихся коррекционной школой, родители вторят им, знакомые, которым я говорю о своей работе, усмехаются. А мы работаем. И видим, как дети изменяются, раскрываются.В эту школу сначала поступил мой сын, и я бесконечно благодарна всему учительскому коллективу, нашему директору Раисе Захаровой, которые выпустили моего ребенка в жизнь: он окончил ПТУ №12 Подольска и сейчас работает.В нашей школе вашим ребенком будут заниматься не только учителя. У нас работает социально-психологическая служба, куда входят педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог, социальный педагог, классные руководители. Раньше я думала, что дефектолог – специалист по коррекции речи. Оказалось, что этот специалист корректирует недостатки интеллектуального развития ребенка. Ни в одной из школ города, кроме нашей, нет такого специалиста.В течение месяца после поступления ребенка в школу его обследуют специалисты, затем на общем заседании определят, какие занятия ему необходимы, а в конце учебного года проанализируют результаты этих занятий и определят дальнейший индивидуальный маршрут. Такая кропотливая работа ведется с каждым обучающимся, которому необходима глубокая коррекция развития. Грамотно и умело руководит этой работой дефектолог Екатерина Варченко.Третий год у нас работает прекрасный специалист педагог-организатор Елена Солина. Под ее руководством дети поют, танцуют, декламируют, выступают на городских и областных, всероссийских и даже международных конкурсах, готовят презентации. В мероприятиях с удовольствием принимают участие все учащиеся и даже так называемые трудные дети.Классные руководители успешно используют программы по профилактике асоциальных явлений и пропаганде здорового образа жизни «Все цвета кроме черного», «Мой выбор», «Разговор о правильном питании». Конечно, приходится адаптировать эти программы под наших ребят, чтобы они были более доступными. Наши дети учатся делать правильный выбор, заботиться о своем здоровье, анализировать свое психологическое и физическое состояние, изучают правила дорожного движения с применением компьютерных программ.На классных часах мы с ребятами говорим об общечеловеческих ценностях, учим сочувствию и состраданию к людям, не похожим на всех, ведь у нас учатся разные дети.Во внеурочное время все ребята общаются вместе, в нашей школе это не совсем обычное общение. Понадобился не один год, чтобы приучить детей не видеть друг в друге физических и других «необычностей».Все, кто впервые попадает в стены нашей школы, говорят, что обстановка здесь домашняя. И это так. Всего 95 ребят, 39 инвалидов, 11 учатся на дому, есть классы индивидуального (1 ученик в классе) и индивидуально-группового обучения (от 2 до 4 учеников). В обычных классах от 6 до 12 учеников. Это позволяет нам каждому уделить внимание не только на уроке, но и во внеурочное время. В расписании стоят не только обычные уроки, но занятия с логопедом, психологом, дефектологом. В школе проходит обучение по коррекционно-развивающим программам двух видов.Коррекционно-развивающая программа VII вида – это общеобразовательная программа. Окончив 9 классов нашей школы по VII виду, ребята получают аттестат об основном (общем) образовании государственного образца. После окончания школы по VIII виду ребенок получает свидетельство об окончании коррекционной школы VIII вида.Ежегодно мы проводим родительское собрание вместе с детьми: говорим, дети показывают свои творческие достижения. Такая форма собрания нравится всем. К сожалению, некоторые ребята приходят без родителей – не все взрослые считают нужным прийти. И вот здесь проявилась самая главная причина неуспеха ребенка – нежелание взрослых общаться: нет времени, надо зарабатывать деньги. Это проблема не только нашей школы. В результате подростки 12-15 лет не умеют различать плохое и хорошее. Мы много и часто разговариваем с нашими мальчишками и девчонками, мы видим, как им не хватает простого общения. Вы давно говорили со своим ребенком? Давно ужинали с ним? Давно вместе делали или проверяли сделанные уроки? А должны делать это каждый день. И если через несколько лет вы в отчаянии спросите себя: «Господи, за что мне все это?», ответ следует искать в сегодняшнем дне. И причина не в школе, не в окружении и даже не в обществе. Причина только в нас. Когда я слышу, что в городе ребенку некуда пойти, нечем заняться, я понимаю, что передо мной человек, которому глубоко наплевать на свое чадо. На каждом родительском собрании мы подчеркиваем, что главная наша задача – чтобы наши дети были живы и здоровы, любимы и желанны, тогда их обучение и воспитание будут успешнее.В Троицке работает психолого-медико-педагогическая комиссия (ГПМК), которая может порекомендовать вашему ребенку обучение в нашей школе. Не торопитесь говорить нет. Не надо мучить ребенка в угоду вашей гордыне и травмировать его психику в течение нескольких лет, когда вы поймете, что не тянете нагрузку общеобразовательной массовой школы, что вы там «потерялись».В том, что мы на правильном пути, убеждают улыбки наших ребят, взаимная радость при встрече. Они меняются, открываются, становятся увереннее в себе. И все это не без нашей помощи.Конечно, у школы немало проблем. Не хватает помещений: негде оборудовать настоящий спортивный зал, нет мастерских, комнаты для обучения социально-бытовому обслуживанию. Надеемся, что с приходом к нам Москвы многое изменится. Уже меняется.В сентябре мы узнали о программе «Открытие», которая предложена Департаментом социальной защиты населения и реализуется известным благотворительным оздоровительным фондом «Клуб «Приключение» Дмитрия и Матвея Шпаро. В рамках этой программы перед осенними каникулами мы отправились в реабилитационно-оздоровительный лагерь в Рузу на базе центра «Алмаз» Российского государственного социального университета. Именно здесь Шпаро по своему проекту построили высотные тренажеры, назвав программу «Открытие». Как мы и ожидали, нам понравилось. Нет, неправильно, чтобы точнее описать эмоции, которые мы ощутили, подойдут другие слова: потрясение, восторг, радость от общения, познания и преодоления себя. Это и впрямь открытие. Организованный быт, вкусно приготовленная еда, распорядок дня расписан и выполняется идеально, безопасность соблюдается для всех участников программы. Отдельно хочется сказать спасибо всем организаторам нашей поездки за подготовку инструкторов и техников. Грамотные, спокойные, они умеют заставить слушать себя и добиваться исполнения всех правил. Я просто не узнавала наших неугомонных ребят. Каждый инструктор не только профессионал, но и интересная личность, о каждом можно написать отдельный очерк.Каждый вечер была организована развлекательная программа. Надо отдать должное аниматорам, которые находили нужные слова, а ведь контингент состоял из людей, не совпадающих по возрасту, интересам, уровню психического, физического и умственного развития. Мои мальчишки и девчонки сначала скептически отнеслись ко всему происходящему, а потом незаметно для себя втянулись в игру, перестали стесняться и с удовольствием скакали, танцевали, представляли свою команду. За три дня мы стали единой командой благодаря всем организаторам и участникам программы «Открытие», научились помогать друг другу, поддерживать, ободрять и понимать друг друга, переживать друг за друга, научились терпимости. Я видела, как ребята, достигнув очередного рубежа, не торопились ступить на твердую площадку, а терпеливо ждали, когда подтянутся другие, протягивали навстречу руки. Это невозможно передать никакими словами, это надо увидеть. Это смогла увидеть фотограф, которая сопровождала нас все дни. Слайд-шоу, показанное на прощальном вечере, вызвало бурю эмоций и даже слезы. Перед нами пронеслись все три дня, полные отчаяния и веры, радости и огорчения, изумления и восторга.Замечательными были «обнималки». Это ритуал завязывания на кисти рук друг друга шерстяной ниточки с пожеланием самого доброго, это слезы расставания и сожаления, что все так быстро закончилось, это признание того, что все было правильно. После каникул все участники поездки пришли в школу с «обнималками», мы ходили, как заговорщики, и улыбались друг другу при встрече.И пуcть мои ребята по-прежнему трудные, но я знаю, что в их душах хранится все самое доброе и теплое, что мы пережили вместе. А скоро мы отправляемся в Карелию в «Большое Приключение». И это совсем не другая история.Приключения продолжаются!Нина ЧЕЧЕТИНА, социальный педагог коррекционной школы VII, VIII вида Троицка
Комментарии