search
main
0

Позовите Пегаса

Когда-то Персей у истоков древнего океана отрубил голову страшной медузе Горгоне, и тут же из темной крови чудовища появился и взмыл в небо крылатый конь Пегас. Божественный конь, поднявшись на Олимп, стал доставлять громы и молнии самому Зевсу, а между делом высекать на земле источник вдохновения – необыкновенного прилива творческих сил. Самый знаменитый из них – Гиппокрена, где любят купаться и водить хороводы Музы и где черпают вдохновение поэты.

А сам Пегас стал символом творчества и творческого полета. И, наверное, не случайно, потому что, возникнув из мрака и ужаса как противовес им, он освободил человеческий дух, фантазию, отправил в полет мысль, заставил мечтать и волноваться…

И с тех пор он незаметно рядом с теми, кто создан для творчества, для полета.

Ну а если не создан?!

СОЗДАН! ОБЯЗАТЕЛЬНО СОЗДАН!

И если не летит на крыльях мечты, не создает что-то своими руками, фантазией – значит спит просто, и его нужно разбудить.

Позовите Пегаса: он знает все про счастье творчества и про муки его.

Позовите Пегаса: и вы никогда не расстанетесь с ним, потому что нет ничего лучше, чем мчаться в вихре идей и образов, чем оттачивать и доводить до совершенства что-то, тобою рожденное.

Позовите Пегаса, ибо нет товарища интереснее и необходимее его, потому что вся жизнь наша – творчество.

Школа, согласитесь, без творчества немыслима. Оно необходимо на всех уроках, если мы хотим вырастить личность неординарную, думающую! А литература и язык без творчества просто перестают существовать.

Что же нужно, чтобы на уроках русского языка и литературы возникло желание мыслить, творить, фантазировать?

Создать эмоциональный всплеск. Это может быть простая беседа. Вопросы или высказывания, предлагаемые ребятам, должны заставить работать образную память.

Задать невообразимо трудную задачу и дать невообразимо легкий способ ее решения. Всем педагогам известны случаи, когда задаешь задачу, которую на первый взгляд решить просто невозможно, – у детей шок! «Мне никогда этого не сделать!» – думают они. И тут учитель, как фокусник, предлагает взглянуть на проблему с другой стороны, используя определенные знания, и тогда мы слышим радостный возглас: «Так это просто! Сейчас, сейчас, я вам покажу, как это делается!» Так называемая ситуация успеха поможет вывести ученика на уровень творческого осознания.

Использовать прием погружения в знания. Но вы, как и положено фокуснику, раскроете не все секреты фокуса. Тем самым вы пробуждаете мыслительную активность ученика, даете возможность обратить внимание на мелкие детали. Возникли вопросы? Хорошо! Теперь можно и углублять и расширять знания. Сейчас, в эту минуту, они востребованы!

Пробудить творческие силы в ученике.

Наверное, это самое сложное! Как вовлечь учащихся в творческую деятельность, не оказывая на них никакого давления? Оказывается, творчество – штука заразная, особенно когда рядом творит твой товарищ, ровесник. Задача учителя – найти в каждой работе крупицы творчества, дать возможность оценить находку всем учащимся класса. Продуктивной творческой работе помогает элемент состязательности, который можно назвать искрой кремня: одни «высекают» искру творчества, а другие – загораются от нее.

Если вы еще не превратили класс в Гиппокрену, позовите Пегаса, и крылатый конь высечет своим волшебным копытом божественную искру.

Наталья АЛДАКАЕВА, учитель русского языка и литературы СШ №3 г. Салехарда, учитель года Ямало-Ненецкого АО-2005

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте