В системе образования Ленинградской области музей является важной составляющей. В школьном музее дети получают опыт исследовательской, поисковой, творческой работы. Современные школьные музеи становятся центрами патриотического воспитания. Руководители школьных музеев проводят важную работу, которая дает возможность детям стать сопричастными великой истории, памяти о прадедах, защитивших нашу землю от фашизма и восстановивших ее из руин.
Сеть школьных музеев региона постоянно развивается. Количество школьных музейных пространств в Ленинградской области уже насчитывает 194. В 2020 году был выпущен «Каталог школьных музеев Ленинградской области», рассказывающий обо всех школьных музеях, среди которых есть победители конкурсов всероссийского уровня. И надо отметить, что каталог – это огромный труд детей и педагогов по сохранению истории родной земли, родного края. А еще эта книга – отличный путеводитель по героическим страницам истории ленинградской земли.
С 2008 года в регионе проводится смотр-конкурс музеев образовательных организаций Ленинградской области. Он помогает оценить работу музея, узнать об экспозиции, об интересных исторических событиях, так или иначе отраженных в музейных предметах. С 2020 года по предложению губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко смотр-конкурс школьных музеев стал ежегодным. Организатором смотра-конкурса выступает Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, а региональным оператором – центр «Ладога».
В 2021 году в муниципальном этапе смотра-конкурса приняли участие 65 школьных музеев. В областном этапе за лидерство боролись 33 школьных музея из 17 муниципальных районов.
По итогам заочного, очного и выездного туров областного этапа определены победители и лауреаты смотра-конкурса. В номинации «Исторические музеи» победитель – музейная комната школы №3, г. Сосновый Бор, лауреаты – музей истории и культуры родного края школы №9, г. Тихвин, и историко-краеведческий музей Винницкой школы-интерната Подпорожского района.
В номинации «Музеи истории детского движения и истории образования» победитель – музей «Истоки» Толмачевской школы имени Героя Советского Союза И.И.Прохорова Лужского района, лауреаты – музей «Слава» Сосновского центра образования Приозерского района и музей «История школы» волосовской школы №1.
В номинации «Комплексные музеи» победитель – музей «Крестьянский быт Ладожского уезда ХIХ в.» Кисельнинской школы Волховского района, лауреаты – музей «Наследие» гатчинской школы №7 и музей «Люби и знай свой край» Торошковской школы Лужского района.
В номинации «Военно-исторические музеи» победитель – музей «Здесь каждый был героем» Низинской школы Ломоносовского района, лауреаты – музей «Память поколений» Кингисеппской гимназии и музей боевой славы «Дорога жизни» Шумской школы Кировского района.
В 2020-2021 учебном году деятельность школьных музеев вышла за рамки региона, так как многие из них включились в проект Центрального музея Великой Отечественной войны 1941‑1945 гг. «Школьный музей Победы». В мероприятиях этого проекта Ленинградская область заняла первое место. В пяти номинациях из восьми первые места заняли работы ленинградских школьников. Приз зрительских симпатий также отправился в Ленинградскую область – в школьный музей «Родник» Кипенской школы.
Комментарии