Развитие профильного образования в средней школе является одной из приоритетных задач государственной программы «Столичное образование» (2012-2018). Самостоятельный выбор старшеклассником профильной программы говорит об осознанном отношении к выбору профессии, о мотивации к образовательной деятельности, о желании овладеть компетенциями в области выбранного профиля.
Московские школьники в последние годы получили огромные возможности профессионального самоопределения благодаря проектам, инициатором которых стал Департамент образования. Это и «Университетские субботы», и вузовские летние школы, и инженерные, медицинские, кадетские классы. Как следствие, сегодня принципиально изменился подход вуза к отбору абитуриентов. Если прежде высшая школа ориентировалась только на результаты ЕГЭ, то сегодня вузы и школы являются партнерами, которые вместе обучают, воспитывают и развивают «своего будущего студента». Каким же должен быть такой студент – выпускник профильной школы? Какова роль школы в его личностном развитии и какими качествами ему необходимо обладать помимо хороших знаний? И какой вклад вуза в эту общую со школой деятельность?Гимназия №1518 более 20 лет сотрудничает с Финансовым университетом при Правительстве РФ в сфере профориентации и подготовки абитуриентов, и наш совместный опыт позволяет сделать вывод о том, что сегодня ключом к успешной деятельности в рамках профильного образования является не только привычная нам форма социального партнерства, но и освоение новой практики сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие для нас означает интеграцию образовательной деятельности гимназии и вуза. Сетевое взаимодействие имеет правовую основу в соответствии с Законом «Об образовании в РФ», а по смыслу предполагает взаимовыгодное сотрудничество. В чем оно заключается? Вуз получает абитуриента, обладающего необходимыми компетенциями, реализует углубленные образовательные программы, разработанные для таких абитуриентов. Школа повышает наукоемкость образовательного процесса, расширяет спектр программ. В итоге и вуз, и школа получают рост качества образования.За последние два года такой работы профильных групп наши старшеклассники приняли участие в комплексе программ, часть которых они осваивали на базе Финансового университета. Это профориентационные программы социально-экономического профиля, спецкурсы, проектная деятельность и многое другое. Наши старшеклассники получили пропуска на территорию всех корпусов Финансового университета и возможность пользоваться библиотекой, медиатекой, посещать спортивный комплекс, то есть стали полноправными членами университетского сообщества. Считаем, что посещение занятий в университете – принципиально важный аспект профильного обучения. Ведь важно не только содержание, но и атмосфера, царящая в нем. Ребята считают, что их приняли в университетскую семью, и даже чувствуют себя полноценными студентами, они чаще выбирают для продолжения образования именно тот вуз, в котором обучались на профильных программах в атмосфере открытого диалога, творческого сотрудничества, конструктивного взаимодействия.Вот те программы, спецкурсы и практикумы, которые освоили наши старшеклассники в рамках сетевого взаимодействия для социально-экономического, технологического и гуманитарного профилей: «Деловое администрирование для старшеклассников: основы венчурного управления и инвестирования», «Финансовая грамотность на английском языке», «Финансовый менеджмент для старшеклассников», «Бизнес-информатика – практикум для старшеклассников», «Микро- и макроэкономика на английском языке», «Правоведение для старшеклассников». Выполнение индивидуальных проектов в соответствии с ФГОС среднего общего образования также проходило при поддержке и под руководством студентов и аспирантов университета. Лучшие проекты были опубликованы в электронных и печатных университетских журналах и представлены на фестивале науки и международном форуме финансистов, которые ежегодно проходят для студентов, а теперь и для наших гимназистов.Традиционный опрос родителей и учеников 10-х классов показал, что удовлетворенность выбором профиля учениками составляет 91 процент. 95 процентов родителей считают, что при переходе на профильное обучение детям стало интереснее учиться. 87 процентов родителей убеждены в том, что обучение в профильном классе поможет их ребенку при поступлении в вуз и пригодится в профессиональном будущем. Результаты опроса говорят об эффективности предпрофильной подготовки и организации профильного обучения в гимназии. Они не только хорошо подготовлены, но и погружены в проблематику, над которой им предстоит дальше работать. Они обладают социальными, информационными и коммуникативными компетенциями, которые помогут им не потеряться в самостоятельной студенческой жизни. Данные об успешном продолжении образования наших выпускников в профильных вузах подтверждают этот вывод.Следующий этап развития сетевого сотрудничества мы видим в организации предпрофильной подготовки, для чего в новом учебном году Финансовый университет разрабатывает программы для 7-8-х классов. Кроме того, мы осваиваем новые формы профильной подготовки, в частности, совместно с кафедрой аудиторско-консалтинговой компании PwCIL гимназия впервые организует в текущем учебном году «Учебную лабораторию аудита и консалтинга». Цель создания такой лаборатории – привлечение гимназистов к посильной практической деятельности, осуществляемой кафедрой и компанией.Вопросы учеников «Как планировать свою будущую жизнь? Как правильно выбрать профессию?» мы воспринимаем как признак зрелости. Ответы на них – это поиск, познание себя, рефлексия своих желаний, развитие интересов, осознание собственного потенциала. Задача школы – создать условия для ориентации обучающихся к осознанию собственных профессиональных замыслов и реализация их в реальной жизни. Уверены, что мы на правильном пути.Людмила БОРШЕВЕЦКАЯ, педагог-психолог гимназии №1518
Комментарии