“Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка – отнюдь не являются чем-то второстепенным, какой-то роскошью жизни… Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки”.
А.В. Луначарский. Основные принципы единой трудовой школы.
Семья, школа и структуры дополнительного образования оказались сегодня между двух огней. С одной стороны, на них давит неустроенный быт, а если говорить прямо, откровенная нищета, с другой (вот уже какое десятилетие) – пресс государственного образовательного стандарта.
Наиболее удачный выход из этой опасной зоны подсказывает, на мой взгляд, концепция образования, которую еще в далеком 1918 г. разработал А.В. Луначарский.
Нахожу, что все установки этой образовательной доктрины (природосообразное обучение, воспитание в коллективе, забота школы о здоровье ребенка) более чем актуальны и в наше время, но мне хотелось бы подробнее остановиться на том, что мне особенно близко. В эпиграф вынесены слова, которые я понимаю так: сначала надо создать условия, при которых ребенок мог бы радоваться игре, труду, учению, а уж потом ждать от него успехов. Совершенно очевидно, что дошкольник быстрее добьется успехов в тех самых занятиях, которые предлагает Луначарский, – лепка, рисование, пение и музыка, потому что у подавляющего большинства детей ведущим был и остается аудиомоторный образ мышления, восприятия, воображения и лишь у малой части – зрительный. Другими словами, чтобы понять какую-либо науку или овладеть искусством, практически всем детям необходимо прожить период детства естественно, природосообразно, отдав природную дань не только играм, но и труду, ручному в первую очередь, ибо именно он является главным источником щедрой пищи для нейронов, которые перерабатывают ее в понятия и мысль.
“Таким образом… ребенок должен учиться всем предметам, гуляя, коллекционируя, рисуя, фотографируя, моделируя, лепя, склеивая из картона, наблюдая растения и животных… Язык, математика, история, география, физика и химия, ботаника и зоология – все предметы преподавания не только допускают творческий активный метод преподавания, но и требуют его”.
К сожалению, так называемая подготовка к школе уже в детсадовском возрасте зачастую подразумевает абсолютно противоестественное перескакивание через этап игрового-трудового познания мира. Признавая на словах необходимость первоначального познания мира через игру, через ручной труд, иные “инноваторы” на деле этот этап полностью игнорируют. Они сразу “берут быка за рога” и начинают с конца, с “формирования” и “развития” понятийного мышления. Эта авантюра настолько очевидна, что не заслуживает даже житейского развенчания, не говоря о научном.
Но вернемся к концепции Луначарского. Исходя из его положения, что ручной труд опережает все другие занятия в школе или по крайней мере начинается одновременно с ним, важно принять во внимание, что любой вид ручного труда должен соотноситься с врожденными способностями каждого ребенка и что только в этом случае он будет не только посильным, но привлекательным и полезным. По силам ли такая задача сегодняшней школе? Озабочена ли она еще чем-либо, кроме желания пересадить в головы детей готовые понятия, которые, по замыслу “инноваторов”, и должны “мыслить”, служить нравственным маяком и т.п.? Я бы ответил так: конечно, да, но при непременном условии, что перед этим освободиться от всего, что ныне выспренне именуют развивающим обучением.
Скажем, рисование. При всех своих достоинствах (особенно при добавлении упражнений на зарисовки по памяти) оно предполагает выраженную склонность к данному виду творчества, движения рук при рисовании тоже весьма специфичны и ограниченны.
Для нормальных занятий музыкой (исключая хоровые занятия) требуется индивидуальное обучение. Керамика предполагает длительные подготовительно-заключительные операции (“добыча” и подготовка глины, особых красок, обработка изделий в специальной дорогостоящей печи и т.д.). Бисер и вышивка с их ориентацией преимущественно на украшения не очень подходят для мальчиков, да и разнообразие творческих задач в этой технике сравнительно невелико (при довольно высокой трудоемкости каждого изделия). У технического моделирования (авиа-, судовые модели и т.п.) свои сложности: необходимость использовать довольно дорогие комплекты заготовок для сборки, различные режущие инструменты, клеи на основе сильных органических растворителей (целый букет нежелательных воздействий – от аллергий до фона для наркомании).
Так есть ли такое реальное занятие, которым можно увлечь всех детей младшего возраста и дешево и сердито? На этот вопрос японцы ответили 7 веков назад. Это оригами – искусство складывания из бумаги, древнее японское изобретение и одно из самых распространенных по сию пору в Японии детских (и не только детских) занятий и увлечений, при котором “голова работает руками”, и очень успешно. Идея оригами проста настолько, что проще не бывает. Складывая квадратный листок бумаги, надо получить какую-то выразительную фигурку. В классическом оригами при этом не нужны ни ножницы, ни клей, а лишь лист бумаги, и процесс пошел.
В России простейшие оригами тоже известны каждому: это бумажные самолетики, гармошки, кораблики, курочки, пилотки и т.п. Достоверно известно, что еще в XIX веке фигурки из бумаги складывали Лев Толстой и юный российский император Николай II. Вопрос в том, достаточно ли разнообразны нынешние оригами по сложности, тематике, трудоемкости и т.д. Достаточно ли их для того, чтобы системно изучать оригами как отдельный предмет и удовлетворять индивидуальные запросы учеников? Отметим, что необходимое и достаточное разнообразие является в кибернетике одним из важнейших признаков жизнеспособности (успешности) систем самого разного происхождения – от технических до социальных.
Действительно, на 5-10 бумажных моделях сколько-нибудь основательный курс не построишь. Так и было до середины ХХ века, пока многие сотни известных в Японии моделей имели описания только на японском языке и пока один из японских рабочих оборонного завода, а по совместительству большой любитель оригами не изобрел графический язык описания последовательности складывания фигурок. Его имя Акира Йошизава. Он наш здравствующий современник. В октябре 1999 г. Япония торжественно отметила его 88-летие большой выставкой изделий мастера.
Графический язык, состоящий из нескольких видов линий и стрелок, оказался настолько доступным, лаконичным и полным, что перевод с японского стал ненужным. Результат изобретения обнаружился сразу. Искусство складывания быстро распространилось по всему миру. Миссионерские поездки Акиры Йошизавы и других японских мастеров в Европу и Америку имели колоссальный успех.
Условные обозначения, набор типовых приемов складывания и заготовок (базовых форм) сделали оригами доступным и понятным каждому. Более того, подобно шахматным дебютам, первые этапы складывания подавляющего большинства фигурок производятся по определенной стандартной схеме до получения одной из базовых форм. Далее множество комбинаторных вариантов приводит к появлению бесчисленного числа моделей оригами. Это очень роднит оригами не только с древней игрой, но и математикой. Соответственно оригами укрепляет основы абстрактного мышления, способность видеть зрительную схему задачи, достаточно длинную цепочку достижения результата, без чего маловероятно заинтересованно (и соответственно успешно) заниматься многими разделами математики, физики и т.п.
Впрочем, сама по себе идея складывания, разумеется, не новость. В культуре большинства народов Европы и Азии давно известно складывание… тканей. Прежде всего в одежде: греческие туники и индийские сари, разнообразные чалмы и тюрбаны, платья и воротники… Заметим, что испанцы, которые много веков назад складывали не только воротнички, но и бумажных птичек пахарит, до сих пор оспаривают у японцев право первенства на родину оригами. “Проснулись” и немцы: в середине XIX века их соотечественник Фридрих Фребель, более известный как создатель первых детских садов, впервые предложил ввести в широкую педагогическую практику изготовление фигурок из бумаги (хотя их чисто словесное описание на старонемецком, прямо скажем, непросто для восприятия) …
Общечеловеческий характер этого вида искусства подтверждает и то, насколько быстро оно обретает национальный облик в той или иной стране. В России, например, уже в первые годы выпуска журнала “Оригами. Искусство складывания из бумаги” появились оригамские самовары и матрешки, герои российских мультфильмов и сказок, составные (модульные) звезды с оптическими эффектами (мы – родина космонавтики)… В США и ЮАР большую популярность приобрело не совсем классическое модульное оригами, когда одну фигуру (например, кубик – простой, или с разнообразными рельефами на гранях) складывают из нескольких (в данном случае – 6 или 12) заготовок из бумаги – модулей. В Бразилии и на юге Европы – в Италии и Испании особенно увлеклись моделями бабочек и других насекомых.
На всей планете развернулось оригамское изобретательство. Не перестаю восхищаться все новыми и новыми моделями российских ребят в возрасте… 6, 8, 9 лет, и более старших из Петербурга и Омска, Москвы и Челябинска, из множества малых городов и деревень. А ведь это только верхушка айсберга! Пожалуй, ни в одном другом виде детского творчества изобретательство не обрело столь полнокровную и естественную жизнь!
Многие педагоги, ведущие занятия по оригами в начальной школе или использующие его отдельные элементы на уроках технологии, математики, дизайна, изучения родного и иностранного языка, (последнее с целью совершенствования устной и письменной речи, что обычно и достигается), отмечают в итоге занятий оригами вместе с ростом внимания, сосредоточенности, гибкости логического и образного мышления повышение интереса к учебе в целом.
Авторская программа В. Гончар по использованию элементов оригами на уроках технологии в 5-6-х классах общеобразовательной школы построена следующим образом: оригами; изготовление объемных архимедовых и платоновых тел и игрушек на их основе; работа с бумагой по плавным непрямым линиям; “фантазия” (смешанная техника на основе всех вышеперечисленных подходов, аппликации, папье-маше и т.п.), когда дети на основе приобретенных базовых умений творят иногда нечто удивительное и оригинальное.
Иные педагоги стараются сохранить и укрепить интерес к занятиям, оставаясь исключительно в рамках оригами. Так, москвичи В. Днепровский, Н. Острун и Н. Простякова (соответственно учитель изо в школе, дизайнер-оригамист и воспитатель детского сада) и учительница С. Соколова из С.-Петербурга с большим успехом используют сказочную форму занятий для младших школьников. Это не только складывание персонажей сказок, но и сказочная форма описания процесса складывания. Скажем, два уголка листа бумаги оказываются братом и сестрой (бабушкой и внучкой и т.д.), перегибание листа приводит к их встрече и расставанию, дружбе или некоторой размолвке. Они путешествуют в горы (верхний угол заготовки) и в долины, переплывают реки (линии сгиба) и дремучие леса. И увлекательно, и… легче запоминается, потому что объединено все одной логичной и образной историей.
Очень важно в занятиях оригами последовательное усложнение заданий или изменение условий работы в зависимости от индивидуальных способностей ребенка. Так, от занятий, где объяснение последовательности складывания поначалу опирается на все каналы восприятия, постепенно переходят к более сложным формам. Например, самостоятельное складывание по схеме, складывание на основе лишь зрительной демонстрации (“игра в молчанку”), складывание только по словесному описанию (одно из самых сложных, в том числе для педагога). В таких случаях очень хорошо видно, кто на что способен и как этим способностям надо помогать. Особенно хорошо оригами выявляет конструкторские способности детей, что (выявление и поддержка природных способностей) и является главной задачей общеобразовательной школы.
На первом этапе изучения оригами можно ограничиться четырьмя простейшими базовыми формами и на их основе складывать множество фигурок (даже с дошкольниками)!
Чтобы придать складыванию творческий характер, предлагаются различные “ребусы” по оригами: пропускается один (а позже и более) этап складывания фигурки, и надо самостоятельно восстановить пропущенное. Понятно, что это упражнение постепенно подводит наиболее живые умы к самостоятельному творчеству, а уж желания изобретать многим людям хватает на долгие и долгие годы.
Подобного рода задания, более сложные задачи используются не только на контрольных по оригами, но и в различных конкурсах, олимпиадах и соревнованиях. Всероссийскую заочную олимпиаду традиционно уже 4 года проводит Омский центр оригами совместно с кафедрой методики преподавания математики Омского университета. Условия олимпиады и ее итоги публикуются в журнале “Оригами”. Прошли совместные конкурсы журнала “Оригами” с газетой “Пионерская правда” и журналом “Юный художник”, которые показали, что интерес к оригами испытывают дети из разных уголков страны, не обязательно занимавшиеся оригами ранее.
Для разнообразия складывания из бумаги используем в работе и такой прием, как занимательные беседы о японской культуре в целом. Это и рассказы об уникальных японских праздниках, в том числе использующих фигурки оригами, и сочинение кратких выразительных трехстиший философского плана, подходящих для этой фигурки, рассказ о жизни японских школьников, об отличиях наших систем образования в той форме, которая интересна детям.
Эти и другие организационные и педагогические приемы обеспечивают стабильно высокий интерес дошкольников и школьников к занятиям. Настолько высокий, что характерной проблемой для оригами бывает трудно закончить занятие: детей, что называется за уши не оттащишь.
Такой стабильный интерес, на мой взгляд, в большой степени связан с самой сущностью оригами. Действительно, в оригами сходятся самые разнородные психофизиологические механизмы: моторика и воображение (логическое и пространственное в равной мере), размышление и фантазия, стимул быстрого результата (в том числе для игры или подарка, сделанного своими руками). Если ученик утомляется, он тут же может переключиться на другой элемент работы: от складывания переходит к игре в готовую фигурку, рисует последовательность складывания понравившегося оригами, читает новые схемы, компонует готовые оригами в панно. Такая смена внимания предупреждает локальные перенапряжения и переутомления ученика при насыщенной и разнообразной моторной и мысленной работе.
Можно ли такую атмосферу создать на других уроках? Да. Если будет последовательно соблюдаться принцип занятий по выбору. Просто на уроках оригами это делается естественно, как само собой разумеющееся. Кроме того, для этих занятий, как правило, достаточно только бумаги.
Учителя отмечают заметное изменение отношения к учебе в целом среди занимающихся оригами: повышается внимательность, собранность, укрепляется трудовая дисциплина, быстрее работает ум, отсюда уверенность в своих силах и способностях, снижается уровень тревожности. На уроках словесности, родной и иностранной, предложение поговорить с фигурками на соответствующем языке заметно влияло на устную и письменную речь учеников.
Результаты исследований специалистов показали положительное влияние оригами на детей всех возрастов и на успехи в учебе. Наибольший положительный эффект отмечен на крайних уровнях способностей, т.е. у самых успешных учеников и самых отстающих.
Вовремя выявленный интерес к творчеству не только в оригами отнимает место у лени, скуки и всего с ними связанного: от нарушений дисциплины до наркомании. Просто невозможно не согласиться с Луначарским, когда он пишет: “Как доказал опыт американской и норвежской школ, достаточно веселая и напряженная работа буквально истребляет в классе все те инциденты, которые в противном случае толкают учителя на дисциплинарные взыскания. “Умейте занять детей” вот единственное правило школьной дисциплины”.
Святые слова на все времена. Дайте детям дело, которое соответствует их природе, и самая разрушительная энергия сублимируется в созидательную! Чтобы не потерялась та очевидная для Луначарского связь “мелких движений” ученической руки с уровнем освоения новейших технологий, квалификацией и производительностью труда.
С 1996 года издателями журнала “Оригами” осуществлен ряд этапов поддержки библиотек педагогических вузов России тематической литературой. Если вы преподаете или учитесь в одном из таких вузов, попробуйте обратиться в вашу библиотеку. Быть может, вас ждет удача. Вас и ваших учеников. В добрый путь!
Дмитрий Гончар,
преподаватель кафедры математических основ
управления МФТИ
Комментарии