Тот, кто думает, что может обойтись
Без других, сильно ошибается;
Но тот, кто думает, что другие не
могут обойтись без него, ошибается
еще больше.
Ф. ЛАРОШФУКО
У Нодара Думбадзе в “Законе вечности” сказано, что тело, каких бы размеров оно ни было, человек в состоянии носить сам. А вот чтобы он выпрямился, нужен еще кто-нибудь, кто поднимет его душу.
И с самого начала у человека появляется потребность в другом, потому что от этого зависит его счастье. Ведь стать счастливым ему должен кто-то помочь. А вот несчастливыми, мне кажется, люди делают себя сами. Мы должны задуматься, как помочь человеку поднять его душу, чтобы тот выпрямился. И пусть душа – это нечто эфемерное, то, что не подлежит расшифровке, то, что в последнее время обращает на себя особое внимание, в результате чего появляются красивые названия – “аура”, “карма” и т.д. Именно уроки граждановедения определяют средства, методы, те самые механизмы, которые позволяют сделать человека счастливым, помочь ему обрести себя, стать творческой личностью. Все это очень важно. Важно потому, что мы в ответе за самих себя. Но этого мало – мы в ответе за других. И если я человек и если тем более педагог, то вся моя педагогическая деятельность основывается не только на том, чтобы дать знания, умения, но, и самое важное, на том, как помочь маленькому человеку превратиться в Человека с большой Душой. В Великодушного. Доброго. Отзывчивого.
Учителя, желающие включить курс “Граждановедение” в процесс обучения, часто задают вопросы: с чего начать? Как? Для чего это нужно? С Любви. И здесь появляется удивительная уникальная способность человека относиться к самому себе как к другому, и тот, кто любит меня действительно, помогает открыть во мне Меня, лучшего. А как прекрасно сказать другому: “Ты мне нужен. Я без тебя не могу”.
И тогда хочется быть вместе, идти к людям. Появляется необходимость в демонстрации своей любви. Ведь любовь – не только этические, но и эстетические отношения.
Любовь – это процесс, то есть смена состояний, и, чтобы подняться до любви, возможно, следует пройти несколько стадий:
1. Привлечь внимание к себе.
2. Заинтересовать собой.
3. Увлечь собой.
4. Прийти к сотрудничеству, то есть подняться по нескольким ступенькам отношений.
Итак, начнем по порядку:
1. Привлечь внимание, то есть расположить к себе. А для этого необходимы:
дружелюбный настрой;
душевная удовлетворенность;
искренность;
тактичность;
удобная практичная одежда, желательно теплых тонов;
приятный четкий голос;
спокойствие и уверенность в себе;
улыбка, улыбка, еще раз улыбка;
приветливое выражение лица.
Вы спросите, зачем все это нужно? Отвечу. Первое впечатление, как правило, бывает стойким и долго влияет на характер общения. Эффект первого впечатления – эффект внезапности, стремительного развития чувств. Все это для того, чтобы возник отклик, контакт, чтобы появилась готовность к диалогу.
“Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения”.
(Антуан де Сент-Экзюпери)
2. Заинтересованность собой.
Вот здесь нужны наши достоинства. Человек пришел на эту землю демонстрировать свои достоинства, то самое лучшее, что выражает его сущность, что выпрямляет его, делает не похожим на других, ощутить себя в себе и предъявить себя для других. В детстве ребенок от всей души хочет понравиться нам, все делая “по-честному”. Он пытается обратить на себя внимание, чтобы мы могли его заметить и похвалить, и нет для него высшего счастья, чем быть отмеченным нашей похвалой.
А как мы хотим в школе начиная с первого класса быть “санитаром” или ответственным за полив цветов. Как хочется Быть! Осуществиться через свои достоинства, а потом нас учат замечать недостатки и свои, и чужие. И начинаются замечания, которые сводятся к одному: ты не показывай свое плохое, а показывай мое хорошее. Но кто сказал, что мое плохое, учитель, хуже вашего хорошего? Оно же ваше. Пусть даже хорошее, но ваше. А для того, чтобы я стал хорошим, я должен научиться думать о себе положительно. Я должен прежде всего стать самим собой. Но что это значит, я еще не знаю. Учитель, помоги мне в этом.
С чего начинается ощущение своих достоинств? Да, с уважения самого себя. Ощущение своих достоинств и есть чувство собственного достоинства, которое дает уверенность в себе, в своем деле. Уверенность создает успех. А успех – это победа. А победа, мне думается, это всегда новое рождение.
3. Увлечь собой.
Увлечь собой – это значит понять и почувствовать другого. Значит смотреть на мир не только своими глазами, но и глазами других людей. “Учитель и ученик”. У них разные точки зрения. Начиная с ракурса один видит доску и учителя, а другой – класс.
Если педагогическую деятельностью рассматривать как процесс совместной деятельности педагога и ребенка, то необходимо выделить деятельность того и другого. Это можно схематизировать следующим образом.
Деятельность учителя:
потребности – мотивы – цели – задачи – методы – действия – результат – контроль – оценка.
Деятельность ученика:
потребности – мотивы – цели – задачи – методы действия – результат – контроль – оценка.
Возникающую при этом ситуацию несовпадения можно рассматривать как противоречивую, поскольку у них все разное. И задача учителя – не избегать конфликта, а перевести в коммунальный конфликт, в содержательный, выявляя все аспекты противоречий.
Увлечь собой для учителя – это прежде всего приобщить детей к своему опыту и ценностям, ввести другого в новую организацию жизнедеятельности и мышления. Задача учителя – приблизить их к себе. Для этого надо либо самому идти к ним, либо пригласить к себе. Мне кажется, лучше второе – я пригласила учеников к себе, чтобы показать им, что они могут быть другими, не лучше и не хуже, а другими; тем самым образовать у них новое представление о самих себе.
К сожалению, очень часто в общении мы идем от себя к себе, а хотелось бы – от другого к другому через себя.
Увлечь собой – это умение слушать и слышать другого. Мне кажется, выбирая профессию учителя, мы прежде всего думаем о том, что урок – это единственное место, где нас будут слушать не перебивая.
Умение слушать – это значит:
я готов вас выслушать не перебивая;
я способен слышать вас, то есть замечать вашу интонацию, выражение лица, ваши жесты.
Учитель постоянно находится в ситуации общения, поэтому ему необходимо знать некоторые приемы устного выступления:
1. Профессиональная компетентность: научность, глубина и убедительность изложения.
2. Ясность: четкость, обозначение понятий, отсутствие многозначности.
3. Направленность: конкретность.
4. Видение: необходимость создания целостного зрительного образа, поскольку слушать – это видеть то, о чем говорят, а говорить – значит создавать зрительные образы.
Советы коллегам:
избегайте употреблять слова, которые задевают ваших учеников; старайтесь не обвинять и не ругать; по возможности не делайте замечаний.
5. Сотрудничество как проявление любви.
Сотрудничество – это взаимодействие двух миров: мира учителя и мира ученика.
Мир ученика – это мир социальной ситуации: семья, улица, школа и т.д.
Мир педагога – это мир культуры. Именно он осуществляет ввод ребенка в культуру.
Ты, ученик, доверяешь мне. И тогда у нас вместе все будет получаться замечательно. Я нужен тебе для того, чтобы ты мог превзойти самого себя. И ты веришь в мое со – страдание, со – действие, со – творчество, которые приобщают тебя к КРАСОТЕ, ИСТИНЕ, ДОБРУ.
Я хочу быть счастливым сейчас. И, пожалуйста, учитель, помоги мне. Дети ждут от учителя ПРЕЖДЕ ВСЕГО не общения, не сопереживания, не духовного контакта, а реальной помощи в реализации своей личности, своей нужности, полезности, то есть в становлении самого себя в настоящем.
Майя КОЛЯДЕНКОВА,
учитель права и обществознания
Саранск
Комментарии