search
main
0

Позитивный ребрендинг. Путь от обычной школы до успешного лицея

Двадцать лет назад лицей города Дзержинска был обычной массовой школой, которую открыли в новом спальном микрорайоне. В школе учились дети живущих поблизости работников завода. Никому из жителей центра города не пришло бы в голову возить в 21-ю (по сути, на окраину) своих детей. Сегодня возят – и из центра, и из других микрорайонов. Отношение к 21-й школе начало меняться чуть более 10 лет назад, когда основным профилем ее стало углубленное преподавание точных наук. Со временем, в 2008 году, когда учреждение получило статус лицея, изменилось не только внешнее восприятие. Ребрендинг повлек за собой позитивные внутренние изменения. Сами педагоги стали иначе, более творчески, серьезнее и ответственнее относиться к себе и своему делу. Качество стало другим – об этом сегодня говорят и родители, и дети, и выпускники. Этому во многом способствовала активная деятельность руководства лицея. О том, как из обычной школы удалось сделать успешный лицей, где находить резервы и ресурсы для повышения конкурентоспособности, – в нашей беседе с директором лицея №21 Натальей КАРГИНОЙ.

– Наталья Николаевна, особый статус накладывает на коллектив учреждения дополнительные обязанности, а на руководителя ложится более высокая ответственность и за качество обучения детей, и за повышение профессионального уровня коллектива…- Должна сказать, что и до получения лицейского статуса мы работали над тем, чтобы как можно больше преподавателей имели высшую категорию. Мы организовывали учебу на месте, командировали учителей на курсы повышения квалификации. Продолжается эта работа и сегодня. Хотя две трети преподавателей лицея имеют высшую категорию, мы стараемся создать условия и для повышения уровня остальных. Молодые учителя начальных классов, выпускники педагогических колледжей, учатся заочно в институтах. – Как это организовано на практике? И как распределяется оплата в таком случае?- Опытные учителя ведут в первом и втором классах уроки русского языка и математики, молодые – все остальные предметы, но в зарплате ни те ни другие не урезаны. С появлением статуса лицея у нас появились материальные возможности для этого. – Ваша школа долгое время работала с физико-математическим уклоном. Это говорит о том, что у вас был сильный преподавательский состав.- Да, были грамотные учителя. Тем не менее пришлось решать кадровый вопрос – искать единомышленников. Кто-то шел, кто-то не решался. Поначалу не все видели преимущества лицея перед общеобразовательными школами.- То есть, помимо более высокой оплаты, вы должны были еще что-то предложить профессионалам, заинтересовать их чем-то более значимым?- Да, для педагогов важно, в какой коллектив они приходят. Поскольку мы несколько лет шли к лицею, у нас царила творческая атмосфера. Никто из педагогов не стоял на месте. Каждый старался участвовать в образовательных программах регионального или федерального уровня. Трижды, с 2007 по 2009 год, мы становились победителями приоритетного национального проекта «Образование». Именно в этот период наша школа стала экспериментальной площадкой.В первую очередь мы смогли оснастить универсальный кабинет физики, приобрели современное лабораторное оборудование, обновили компьютерные классы. Старались использовать все передовые технологии и в результате получили первое место в Нижегородской области по информатизации. Школа стала в определенном смысле базой как для городских, так и для областных образовательных организаций в этом плане, к нам стали приходить за опытом. Вместе с тем рос и авторитет нашего коллектива. Теперь работать у нас считается престижным, да и зарплата педагогов заметно выше, чем в других школах. – Да, это важный показатель. Родителей трудно обмануть. Без всяких официальных рейтингов они знают, где реально высокий уровень преподавания. Но все-таки как вы его добиваетесь? Курсы курсами, но ведь нужна еще личная мотивация каждого педагога…- Мы призываем каждого преподавателя готовить учащихся к разного рода конкурсам и олимпиадам. Эффективность такой мотивации доказана практикой. Подготовка к состязанию заставляет педагога быть в курсе современных требований и достижений, подтягивает и самих ребят. К сожалению, в городе нашим учащимся призовые места достаются нечасто, победы нам присуждают в основном на спортивных соревнованиях: в военно-спортивной игре «Зарница» и спортивном ориентировании… Зато на региональном и федеральном уровнях успехи наших ребят становятся все более заметными, и мы гордимся ими. Помимо побед очень важен воспитательный момент – участие в межрегиональных конкурсах и проектах позволяет детям сравнивать себя с другими, подталкивает к равнению на лучших. К примеру, возили недавно группу старшеклассников в МГУ на математический праздник, потом обсуждали с ними поездку. И все единодушно отметили, что у московских школьников значительно выше культура общения, нет зажатости, они более контактны и не стесняются, как наши. Хотя в Нижегородском госуниверситете на традиционных турнирах «Что? Где? Когда?» наши ученики постоянно среди лучших. Разве это не важный урок?- Лицей поддерживает связи с лучшими вузами страны: с МГУ, МИФИ, сотрудничает с учеными из Саровского всероссийского ядерного центра. Как вы вышли на них?- На одной из встреч мы ознакомились с опытом саровских школ (саровцы традиционно занимают все первые места на региональных олимпиадах по физике, да и в других предметах очень сильны. – В.К.). Узнали, что в Сарове работает консультативный физико-математический центр при СарФТИ (филиал Национального исследовательского ядерного университета МИФИ), успешно действуют курсы консультативного обучения учащихся 4-11-х классов по разным направлениям. Ознакомившись с их опытом, мы многое взяли для себя, в частности, начали растить математически способных детей с 4-го класса. А 52 наших десятиклассника поступили в заочную математическую школу при МГУ.- Наталья Николаевна, не могу не спросить: у вас есть собственная концепция развития образовательного учреждения или вас направляют и консультируют теоретики?- У меня есть собственное видение, есть идеи. Например, следующим этапом развития нашего лицея мне видится создание инновационного ресурсного центра. Наши преподаватели имеют большой опыт и готовы им делиться. Тем самым мы сможем аккумулировать и анализировать чужой опыт. В оформлении концепции нам помогают консультанты – постоянные или эпизодические. Среди постоянных доктор педагогических наук психолог Виктор Иванович Слободчиков (Москва, РАН) и доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и андрогогики Нижегородского института развития образования Галина Александровна Игнатьева.- А какую роль вы отводите родителям в определении стратегии развития лицея?- Без поддержки родителей нам было бы трудно чего-либо добиться. С грамотными, образованными людьми нетрудно найти взаимопонимание. У нас почти не бывает конфликтов. Случаются недоуменные вопросы по поводу пятиклассников: в начале учебного года у многих снижается успеваемость. Родителям кажется, что учителя проявляют излишнюю строгость. Но все недоумения мы стараемся разъяснить и уладить мирно. Поскольку почти все наши учащиеся проходят подготовку к учебе в школе будущего первоклассника, мы заранее знакомимся с родителями, объясняем им наши правила и традиции. У нас есть группы продленного дня для учащихся 1-5-х классов, работает филиал школы искусств. Условия для дополнительных занятий отличные: красивый актовый зал, хореографический зал, два огромных спортзала. Родители видят, что мы создаем условия не только для детей, но и для учителей, которые работают с их детьми (заботливым родителям небезразлично эмоциональное состояние педагогов). – Кем вы себя считаете в большей степени: педагогом, менеджером или хозяйственником?- Конечно, я прежде всего педагог. Но педагог, призванный создавать условия для всех, кто находится вокруг.Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте