search
main
0

Позитивный человек. Положительная энергетика учителя помогает раскрыться ученикам

Для «начальников», учителей начальной школы, как по календарю: каждый четвертый год «високосный», то есть особенный, когда они прощаются с одним классом и принимают в свое сердце другой. В Свердловской области в 2007 году окончили начальную школу более 150 тысяч человек. А в первый класс придет почти 40 тысяч. (Кстати, вопреки распространенному мнению об уменьшении учащихся, первоклашек станет на 3 тысячи больше, чем в прошлом году.) На выпускном своего 4-го «А» екатеринбургской гимназии №116 Светлана Федоровна КОРОЛЕВА улыбалась, но речей не произносила. Потом поделилась: «Я бы расплакалась…»

О любви

«Я вас люблю!» – крупными буквами написано на доске. Это первые слова, которые видят и слышат первоклассники Светланы Федоровны.

Говорят, человеку может повезти или не повезти в жизни только с родителями и с учителями; все остальное зависит от него. Особенно значима личность учителя в начальной школе. Как-то прошел тревожный слух: в соседнем классе недобор, будут переводить туда. Но ни один родитель не согласился на более комфортные условия. Важнее количества учеников в классе то, какой человек их учит. Полюбят ли дети школу, научатся ли учиться – все зависит от него, первого учителя.

Самые передовые образовательные задумки останутся теоретическими изысками без умных, квалифицированных педагогов. Светлана Королева поддерживает перемены. Открытость новому сочетается в ней с позитивным консерватизмом. Школа не должна быть статичной, она развивается, как и весь мир. Адаптировать же научные разработки к реальности – задача конкретного учителя. Результат зависит от личности. От умения педагога сгладить недостатки, подчеркнуть достоинства: и образовательной системы, и каждого ученика.

46-й школьный сезон завершила Светлана Федоровна Королева. Полвека назад одна мудрая женщина сказала ей: «Быть тебе учителем». А она собиралась в медики. Но судьба все расставила по местам.

О судьбе

Как-то сидели девушки тесным кругом и рассказывали о себе: как работать начали, как с мужьями познакомились. И Светлана поделилась. «Ты что, кино рассказываешь?» – спросила одна из подруг. «Да у меня жизнь была, как в кино», – засмеялась Светлана.

Родилась она на Сахалине, куда родители приехали по историческому счету «1200»: столько комсомольцев потребовала страна для обживания отдаленных земель. Семья была интеллигентная, в доме хватало книг, все семеро детей хорошо учились. Образование Светлана получила на материке, но потом вернулась на остров и была направлена в малокомплектную школу далекого рыбацкого поселка, где обитали исключительно нивхи, коренные жители тех мест. «Учились они хорошо, – вспоминает Светлана Федоровна своих первых учеников, – только я их просила: не ешьте, пожалуйста, утром нерпу…» Учительницу нивхи уважали, ее портрет висел в каждом доме. Но девушке было одиноко, она часами смотрела в окно, когда же придет ледокол. «Иногда сбегаю за 7 километров позвонить домой. Ну это просто, 7 километров. Бандитов не было, боялась только медведей». А если на танцы хотелось, 30 километров – лесом, берегом моря.

Потом ее, как лучшую, перевели в более крупную школу и наградили путевкой на отдых. Путевка на Кавказ стала для нее путевкой в семейную жизнь. В группе был молодой человек из Свердловска. Познакомились, понравились друг другу, но на этом все. А вот парень из другого уральского города, из Перми, через время приехал свататься. Она согласилась, собрала вещи и полетела самолетом. Но началась гроза, самолет посадили в Свердловске. Один из первых, кого она здесь увидела, был ее знакомец по кавказскому путешествию. «Светлана, ты куда?» – «Замуж выходить». – «Хорошо. За меня».

Муж был человек уважаемый, жили они хорошо. Вот только недолго: через пять лет он трагически погиб. Светлана осталась одна – на всю жизнь. Нет, не одна, конечно. У нее есть сын, теперь семья сына. У нее много детей, не чужих, подчеркивает она, своих.

О детях

– Я всех бывших учеников маленькими помню. Помню, за какой партой сидели, с кем дружили.

Светлана Федоровна не скрывает: больше всего она любит самых маленьких школьников. Ведь с ними нужно начинать с нуля, это и вдохновляет. Давняя педагогическая дилемма: каким должен быть учитель, строгим или мягким? А ведь, наверное, выбор лежит в иной плоскости. Важно понимать детей, чувствовать их настроение. Сегодня много говорят о рациональности обучения. Но и дети, и родители по-прежнему ценят в педагогах душевность и такт.

– Прошу иногда детей: помогите мне, предстоит сложная тема. А скажет ребенок что-то не так, можно и улыбнуться: «Ну спасибо тебе, посмешил нас, а то мы уже устали быть серьезными. А теперь подумай и ответь правильно».

– Светлана Федоровна, у вас было уже больше десяти выпусков начальной школы. Скажите, меняются ли дети?

– Меняются их увлечения, жизнь вокруг них. Вот в 60-х годах мы говорили о космосе, тогда это слово еще только появилось. Сейчас – компьютеры. Техника меняется, а человек – нет. Детям все так же хочется побегать после уроков, и это нормально. Их волнуют взаимоотношения друг с другом, любовь родителей – как и сорок лет назад.

Об уроках

На уроках Королевой всегда тихо. Заглянув в класс, можно увидеть идиллическую картинку: детки склонились над тетрадями, старательно пишут. И самое фантастическое – даже если в классе нет учителя. Светлане Федоровне нередко приходится заменять других педагогов, более молодых, менее крепких, и вести уроки параллельно в двух классах. Тогда за главного остается кто-то из детей. Ходят серьезные между рядами, следят за работой, а потом и отметки выставляют. Последнее не все учителя считают правильным. А Светлана Федоровна верит в детское самоуправление (конечно, под контролем взрослого) и считает, что дети должны учиться оценивать себя и друг друга. Дежурят по очереди, и каждый пробует на себе роль руководителя.

А тишина на уроке – это обязательное проявление порядка, поясняет педагог. В первые дни в школе очень важно приучить ребят к дисциплине. На это не стоит жалеть времени, зато потом тратить его не придется. Королева по натуре очень организованная, аккуратная и такими же учит быть учеников: поддерживать порядок на столе, в комнате, в голове.

О счастье

– Я утром встаю и радуюсь: как хорошо, я иду на работу, – говорит Светлана Федоровна. – Если кто-то воспринимает работу как повинность, ему тяжело, он и болеть будет чаще. Я же – счастливый человек. Мне везет на прекрасных детей. На умную школьную администрацию. На понимающих родителей. Сначала, когда я была молодой, родители мне помогали, теперь порой и я совет дам. Школу от семьи не отделяю, мы одно дело делаем. Несчастья меня тоже, как всех, посещают. Но я могу их душой преодолеть. Это – внутри. А то, что нет у меня современной мебели, не пугает. Я считаю, что живу хорошо. Всегда у меня на одной ступеньке мой сын и моя работа.

Когда Светлана Федоровна Королева говорит о маленьких детях, она упоминает об их положительной энергетике. Я думаю, что одним из важнейших воспитательных моментов является ее положительная энергетика, ее позитивное отношение к жизни, которое она старается передать своим ученикам с их первых школьных дней.

Екатеринбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте