Когда кто-то жалуется, что им опять приходится ездить на курсы повышения квалификации, мне становится откровенно жаль этого человека. Дело в том, что вот уже несколько лет подряд я сама, без принуждения посещаю наш областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Не по принуждению
И каждый год нахожу для себя что-либо новое, полезное в работе. Это помимо того, что у меня уже есть несколько дипломов об окончании самых различных курсов. Могла бы я, к примеру, узнать о том, как можно использовать интернет на уроках физики, химии, биологии? Или как составить расписание уроков с помощью различных компьютерных программ? Или о дистанционных формах работы с одаренными детьми? Разве что только как информацию, опубликованную где-нибудь в журнале, газете или брошюре. А здесь можно познакомиться лично с разработчиками программ, услышать «из первых уст» советы профессионалов-практиков. Курсы – это живое общение с энтузиастами, новаторами, светилами науки, знаменитыми методистами. Именно их приглашают на лекции и семинары. Кроме того, это общение с коллегами-единомышленниками, которым интересно то же, что и тебе.
Анна НОВИКОВА, преподаватель информатики
Мытищи, Московская область
Кнут и пряник
В каждом деле есть система стимулов, поощрений и наказаний. Нет у моих детей троек в четверти – благодарность, систематически есть отстающие – поставить на вид. Оформлен кабинет лучше всех в школе – получи премию, парты исписаны и шатаются – изволь отремонтировать и покрасить их за свой счет. Так же и с квалификацией. Мне кажется, если учитель не хочет учиться, он не имеет права учить. И здесь нет места отговоркам наподобие «я совершенствуюсь каждый день, готовясь к урокам и общаясь с детьми», – ведь это само собой, это и так понятно. Сейчас, как говорится, «Время – вперед!», поэтому уже нельзя довольствоваться теми знаниями, что получил когда-то в институте. И невозможно самообразованием заменить то, что необходимо для воспитания и обучения нового поколения. Нужно – и даже необходимо! – посещать курсы, которые ведут профессионалы от науки. Причем посещать как можно чаще. А кто отказывается, пусть не возмущается, когда речь заходит о повышении зарплаты (глобально) и премиях (локально). С другой стороны, если человек стремится к каким-то профессиональным высотам не из-за страха, не из-под палки, а по внутреннему убеждению, администрация школы просто обязана всячески этому потворствовать, поощрять его – и не только грамотами и рукоплесканием. Хотя даже этого порой не хватает.
Короче, уверен: любая активность в стремлении повысить свою квалификацию должна поощряться. Пассивность – не просто не одобряться, но и наказываться. Вплоть до понижения разряда!
Олег МАТЕВОСЯН, преподаватель ОБЖ
Саратов
Глоток свежести
Рабочий день педагога – от рассвета до заката. Его дом – школа, смысл его жизни – дети, ученики, его интересы – свой предмет и все, что с ним связано. Конечно, такая перспектива радует далеко не всех. И чем больше человек крутится внутри этого «веселого круговорота», тем больше у него возникает желание вырваться наружу, всплыть, чтобы глотнуть свежего воздуха, увидеть, что кроме знакомых лиц есть и другие, не менее приятные. Оттого некоторые педагоги с радостью соглашаются выехать хоть куда-то – будь то конкурс «Учитель года», обычная экскурсия в соседний город, летний трудовой лагерь в Астрахани или недельные курсы повышения квалификации в местном методическом кабинете на каникулах. Потому что кроме получения новых знаний крайне важно ощущение свежести, новизны. Замкнутость на самих себя рождает иллюзию, что в других школах все то же самое, а в системе в целом невозможно ничего нового, кроме давным-давно открытого и изученного. Именно поэтому я всегда выступала и выступаю за всяческое стимулирование процесса общения педагогов как между собой, так и с представителями науки, культуры, политики. И лучше, если бы это происходило на их территории.
Коллеги! Если есть возможность, советую обязательно съездить куда-нибудь поучиться, набраться не только опыта, но и новых впечатлений. Проверено: эффект великолепный!
Таисия МУРАТОВА, библиотекарь
Вышегородская школа-интернат,
Наро-Фоминский район, Московская область
Комментарии