В ноябре 2005 года «Учительская газета» обратилась к директорам школ, учреждений дополнительного образования, НПО и СПО, заведующим детскими садами с просьбой написать сочинение на тему «Свою работу люблю, но мне мешает…». И уже в первом номере нового 2006 года было опубликовано первое очень интересное письмо, пришедшее из Томской области. Затем, в следующих номерах, появились письма с Урала и из Астрахани («УГ» №7, 21.02.06, №16 18.04.06). По всем этим письмам-сочинениям мы, как и обещали, определяли круг основных проблем, которые мешают директору в его стремлении сделать школу одной из лучших в районе или городе. И, разумеется, принимали меры: звонили на места, привлекали к решению этих проблем всех тех, от кого так или иначе зависит результат. В круге поднятых директорами проблем в основном были вопросы материального характера.
Директора сетовали на то, что школы требуют хорошего капитального ремонта, а добиться средств не получается. Нет жилья для молодых учителей, и приходится опираться только на старые кадры, подчас пенсионного возраста. Однако наша редакционная работа над одним из сочинений, присланным из сельской школы Уральского региона, неожиданно очень ярко высветила серьезную, на наш взгляд, моральную проблему, которая не менее, чем материальная, мешает директорам школ. Это взаимоотношения с начальством – управленцами районного звена. Если мы правильно поняли, то директор школы довольно часто беззащитен перед заведующим роно, мало того, ощущает себя чуть ли не рабом, зависимым от его окрика и не всегда умных – бестолковых, безграмотных – указаний. Эту же тему, только еще более остро, продолжила в своем сочинении и наш автор из Брянской области.
аботаю я директором уже 25 лет. Школа наша сельская, средняя, в ней сейчас всего 110 детей. Чисто, светло, уютно, ребята чувствуют себя комфортно, учителя думающие, стараются работать творчески. В школе есть медалисты, победители и лауреаты районных олимпиад, конкурсов. Одним словом, стараемся, и я как директор имею награды. Но в последние годы стали обостряться проблемы, которые и подвигли меня включиться в акцию «УГ».
Это вопрос, касающийся гражданской позиции. И ой как сложно директору оставаться гражданином, ибо начальство считает, что это только оно имеет право на свою точку зрения, а все подчиненные должны глядеть ему в рот и спрашивать: «Чего изволите-с?».
Приведу примеры. 2004 год. Выборы в районную власть и губернатора. Директорам команда: в школах надо проводить собрания на какую угодно тему, но цель одна – приезд нашего начальника или его заместителя и, конечно же, увещевание родителей, будущих избирателей в том, что лучше этой власти ничего нет и не будет, надо поддержать только ее.
Далее. Вы знаете, что в школах существует надтарифный фонд оплаты труда, в разных регионах он разный: где-то 20, а где-то 25 процентов. Необходимое и нужное дело: есть возможность стимулировать работников. Но что там греха таить, стал он превращаться в личный директорский фонд, хотя должна сказать, что это не от хорошей жизни, ведь школе надо выживать. Стали из него черпать и для ремонта, и для покупки штор, и для… для… для! А больше всего для украшательства классов. В августе приемка здания, к новому учебному году, и тогда директору мало не покажется: «А вот здесь нет розетки, а можно же было другой краской покрасить, а шкафы оклеить бумагой, как это сделали в такой-то школе». Можно. Все можно! Но денег-то из районного бюджета не дали, практически ни копейки!
На августовской конференции получаем награды за подготовку школ к новому учебному году. Кому их вручают? А тому, кто больше всего «нагрел» родителей, учителей, себя. В случае чего – начальство ни при чем. Это же директор – стяжатель для родителей, мошенник для учителей… И вот в погоне за тем, чтобы не ударить в грязь лицом перед приемкой школы, – стараемся! Отдельные уже до того достарались, что комнатные цветы стали приносить из дома, закапывать в землю горшки на клумбах, а после отъезда комиссии выкапывать.
Теперь о наградах. Я-то всю жизнь полагала, что их дают за то, что в школе созданы комфортные условия для детей и учителей: накормлены, напоены, светло, тепло. Школа передовая по многим позициям. Директор, учителя делятся опытом своей работы, проводятся семинары, у коллектива явный рост. Методисты, инспектора, специалисты знают эту школу, директора, учителей… Ан нет! Глубоко я ошибаюсь. Не надо всего этого! Важно вовремя поддакнуть, поддержать на выборах, попасть в струю. Или, наоборот, промолчать. И тогда! Я награжден за преданность, за верность делу… начальства. Два человека: начальник и его заместитель все решали: кто из директоров, замов, учителей будет награжден в этом году. Никто из них не спросил совета ни у специалистов, ни у методистов.
Вы спросите: «А что же директора?» А ничего! Три-четыре человека имеют голос. Другие (в основном те, кто пенсионного возраста) посапывают себе в платочек: «Буду выступать – выгонят». Многие сельские директора имеют коров, а когда есть эта скотинка, а может, и две-три, тогда уж не до работы…
Вот так и живем! Нас пинают, мы пинаем, учитель подстраивается под директора, директор – под начальство. А кого в итоге воспитываем? Гражданина, который будет иметь свою жизненную позицию? Человека, способного бороться? Не случайно директор, о котором рассказала газета в статье «Беру назад свои слова» («УГ» №7, 21.02.2006), отказалась от своего письма, она побоялась «прекращения уважения». Я это явно ощутила на себе после выборов губернатора Брянской области. Я посмела быть доверенным лицом другого человека, посмела иметь свою точку зрения, отличную от той, которую желало иметь от меня мое начальство. И сейчас она у меня есть, но для них я уже опасный, ненадежный человек. Поэтому лично я того директора хорошо понимаю, но думаю, что даже и после отказа в ее профессиональной жизни уже ничего не изменится, она уже в списке «неблагонадежных».
Я не жалуюсь, сломать меня нельзя, так как я люблю свою работу, имею гражданскую позицию, но все, о чем я написала, мешает мне работать еще лучше, отбивает охоту служить учителям и детям.
Что касается потери уважения к учителю в обществе. Каждый человек должен иметь приличную заработную плату за свой труд, чтобы нормально жить. В селе, где многие не имеют ее и живут за счет личного подсобного хозяйства, учителю завидуют. Он получает по меркам селян хорошо. И эта зависть – естественное состояние. Учитель же считает, что он получает мало за свой труд. Он тоже прав. Ему ведь надо кормить своих детей, да и в класс в фуфайке и рваных сапогах не пойдешь, поэтому многие учителя завели себе коров, огороды. Но коровы – это тяжелый труд, а не реклама «Хорошо иметь домик в деревне».
А дальше все по цепочке. Читать и самообразовываться учителю некогда, теряется профессионализм. Родители и дети это все видят и оценивают. Однако когда директора и учителя говорят об уважении, пусть посмотрят внимательно на себя со стороны. Многие родители живут бедно, а учителю надо подарить подарки к дню рождения, к 8 Марта, к Дню учителя. В родительском комитете класса всегда найдутся родители, желающие по разным причинам угодить классному руководителю, они же соберут денежки на подарок, а заодно еще шепнут, кто не принял участия в поборах. Надо признать, что эта зараза еще не испортила сельского учителя, хотя тенденция уже наметилась.
Учитель всегда был нравственным человеком, подавал пример доброты, скромности, отзывчивости, потому его и уважали. А сейчас: какое время, такими и мы становимся. А требуем уважения. Поступать по совести, жить по совести, уметь защитить себя и других в наше время, учить этому своих учеников! Если это у тебя есть, будет и уважение. И тогда не придется отказываться ни от своих слов, ни от своих писем.
Валентина ЛОЖАТНИКОВА, директор средней общеобразовательной школы, д. Польники, Почепский район, Брянская область
От редакции
Акция «Свою работу люблю, но мне мешает…» продолжается. Пишите нам!
Комментарии