Так называлось письмо директора Польниковской сельской школы Брянской области Валентины Ложатниковой, опубликованное в нашей газете (№20 от 16 мая 2006 года). Комментировал его директор Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ Исаак Калина. И в самом письме, и в комментарии поднималась проблема взаимоотношений директоров школ, особенно сельских, со своими начальниками, чиновниками районных (или городских) управлений образования. Тема эта задела за живое обе стороны. Сегодня мы публикуем отклики, которые поступили в редакцию.
Вячеслав МИНАКОВ, директор 1-й воронежской школы: Если чувствуешь, что прав, отстаивай свою позицию
На мой взгляд, проблема зависимости школьных директоров от вышестоящего начальства в нашем городе не особенно остра. Не скажу, что на нас оказывают сильное давление. Обычно собирают на совещание и дают определенные рекомендации. А там уже от каждого зависит, следовать этим рекомендациям или нет. По-моему, у нас в городе еще никого не сняли с должности за то, что он каким-то рекомендациям не следовал.
В селе, наверное, несколько другая ситуация. Очень многие городские директора самодостаточны. То есть они выстраивают отношения с начальством, требуя к себе уважения, и получают его. А в селе, конечно, тяжелее. Я в 2003 году был на курсах школьных директоров, и мы много беседовали с руководителями сельских школ. Самый простой пример, о котором они рассказали. В городе надтарифный фонд – 25 процентов. Проблем нет, нам его всегда вовремя отдают. А в сельской школе так: директор пишет приказ о распределении надтарифного фонда, приезжает в централизованную бухгалтерию, в отдел образования. Главный бухгалтер смотрит и говорит: денег нет! И заведующий райфинотделом подтверждает: нет денег, и все. Куда директору идти? К главе района? Бывало, и к нему ходили, но у него тот же ответ. Что делать, какое правовое поле может помочь в этой ситуации? Если директор обратится в суд, последствия известны. Во-первых, у любого можно найти недостатки в работе. А во-вторых, ему в этом селе дальше жить.
Что делать, если все-таки чувствуется давление со стороны начальства? Если чувствуешь, что прав, – защищайся, отстаивай свою точку зрения.
Владимир ИВАНОВ, заместитель заведующего отделом образования администрации Лужского муниципального района Ленинградской области: Вместе, а не вразнобой
ятнадцать лет назад я был директором школы, потом работал заведующим районным отделом образования, поэтому могу говорить с позиции той и другой стороны. На мой взгляд, суть взаимоотношений между нижестоящими и вышестоящими должна выражаться в готовности быть партнерами. Разумеется, директор – это прежде всего исполнитель. Отдел образования создан для координации усилий школ. Чтобы весь район двигался в русле системы образования области, а область в русле системы образования страны.
Совершать движение по одной линии, а не вразнобой – это так же важно, как и сохранять уровень партнерских отношений. В чем функции чиновничьей структуры? Прежде всего это функция информационная, потому что все новое, что получает отдел образования, спускается на уровень директоров школ, а те в свою очередь доносят информацию до педагогических коллективов школ. Другого варианта нет. Документы часто меняются, и оперативность здесь необходима. Еще одна функция – консультативная. К нам обращаются по многим вопросам, и наша задача, зная нормативную базу, помочь руководителю. Если хотите, в районе отдел образования – это истина в последней инстанции. Нельзя также исключить контролирующую функцию. Понятно, что не все руководители работают одинаково, деятельность некоторых из них нуждается в корректировке. Но это нормальный процесс. Такой же, как и на производстве.
Как правило, уровень партнерских отношений возникает там, где люди прекрасно понимают поставленные перед ними задачи, ответственно работают. С такими руководителями можно осуществлять еще одну функцию, которая входит в компетенцию отдела образования: предлагать школам инновации. Часто сталкиваешься с тем, что школы и хотят, и в то же время не осмеливаются проявлять инициативу. Мы, например, желали бы, чтобы как можно больше директоров предлагали неординарные, интересные решения. Ведь то, что говорится на совещании не содержит конкретики. Дело за школами. Только на месте они должны услышанное переварить и прийти к какому-то выводу.
Когда я был директором, безынициативность объяснялась идеологическим прессингом, а сегодня она может объясняться тем, что директор школы задавлен текучкой. Ведь организация учебного процесса – очень сложная вещь, а для введения инновации нужно приложить иногда даже сверхусилия.
Я глубоко убежден, что личные факторы не должны влиять на взаимоотношения, к примеру директора школы и чиновника. Основа отношений и главный принцип в работе – объективность. Если в школе хорошо работают, если что-то хорошо получилось, мы, например, непременно это подхватываем, поддерживаем, пропагандируем. Это наш долг. Принцип «нравится – не нравится человек» здесь не работает.
Конечно, у каждого из нас есть свое субъективное мнение о том или ином директоре, но отношение в первую очередь определяется результатом работы.
Нина МАТЮНИНА, начальник Каргапольского муниципального органа управления образованием, Курганская область: Соуправление – вот что нужно
Перемены в стране и образовании заставили нас по-другому взглянуть на взаимоотношения управления с образовательными учреждениями. Мы посчитали, что руководить единым методом при многообразии школ, которое существует в районе, невозможно. И пришли к идее соуправления. Вместе с руководителями школ, детских садов работники управления соуправляют учебно-воспитательным процессом, обеспечивая его методическое и психологическое сопровождение. Мы не вмешиваемся в оперативную деятельность руководителей образовательных учреждений, а стараемся анализировать уровень управленческих решений.
Но прежде чем выстроить такой механизм взаимодействия, мы предприняли определенные шаги. В 2003 году на специальных курсах учили всех директоров и их заместителей по единой программе. Это очень важно подготовить команду, чтобы в дальнейшей их работе не сложилась ситуация: кто в лес, а кто по дрова.
Профессиональная учеба, работа с кадрами дают свои плоды. Два года назад каргапольская средняя школа №4 приступила к отработке модели многопрофильной школы. У них открыты классы физико-математического и социально-гуманитарного профиля. Уже состоялся выпуск ребят из профильного класса с компьютерной подготовкой. 16 выпускников вместе с аттестатом получили дипломы Курганского технологического колледжа, свидетельствующие о получении профессии оператора ЭВМ.
Выпускникам Брылинской школы со специализацией по отечественной культуре и истории выдали сертификаты Всероссийского конкурса исследовательских работ «Человек. История. XX век». Школа стала дипломантом Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений.
Коллектив Вяткинской школы воспитывает детей на русских народных традициях. Факультативный курс «Мы – русские» предоставляет возможность каждому школьнику освоить духовное и культурное наследие предыдущих поколений, знать свои корни.
Найти консенсус в решении различных вопросов с руководителями образовательных учреждений помогают встречи с администрацией Каргапольского района, на которых рассматриваются проблемы социально-экономического развития района. Когда замыкаешься, то видишь только себя. А общение на уровне руководителей района расширяет кругозор, помогает постичь, в том числе и экономику образования. Спроси сейчас любого директора, во сколько обходится ученик в его школе, – ответит.
В нашей команде есть и аналитики, и прогнозисты, и психологи, и эксперты, авторы и разработчики совместных проектов и акций, которые требуют подключения параллельных административных структур: районного отдела культуры, райспорткомитета, центральной районной больницы, отдела внутренних дел, социальной защиты населения, центра занятости, глав сельских администраций.
Комментарии