Владимир СОБКИН, директор Института социологии образования РАО, доктор психологических наук, академик РАО:
– Изобретение детских садов довольно позднее, оно произошло в начале прошлого века, их создал Фребель, который организовывал эти детские сады для детей рабочих. Есть ошибочное представление, что это была камера для женщин, которые отдавали туда детей, а сами шли работать. На самом деле эти детские сады создавались для детей буржуазии, чтобы дети общались между собой. Исходное создание детских садов – это создание полноценной среды общения детей между собой, а потом детские сады уже были более слабыми социальными стратами для воспитания ребенка и высвобождения трудовой активности. Сегодня мы говорим слова «детский сад», но это все-таки не площадка молодняка, учреждение, в котором воспитывается физическая активность, чувство партнера, понимание правил поведения. Надо понимать, что детский сад – организация жизни детей, которая должна выстраивать этику, нравственные отношения друг с другом, потому что в этом саду ребенок не просто осваивает какие-то частичные знания, умения, способы взаимодействия, он там осваивает человеческое поведение. Зона ближайшего развития устанавливается только в контакте взрослого и ребенка, через себя, через свое взаимодействие с ребенком ты можешь почувствовать, куда он еще может сделать следующий шажок. Очень важно не навязывать придуманные цели, вычитанные откуда-то, не имеющие отношения к твоему ребенку, когда ты у него чего-то не видишь, а в книжке прочитал, что это должно быть. Родители должны посмотреть на ребенка, сочувствовать, сопереживать возможностям ребенка, это принципиальный момент детско-родительских отношений. В игре формируются принципиальные способности человека, и первая – воображение. Детям хорошо в детском саду, но все-таки наступает момент, когда они должны идти в школу. Страх перед школой, как показывают исследования, есть не только у ребенка, но и у родителей. Они обеспокоены судьбой ребенка в школе, доминирующий страх есть у родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Сегодня реально идет превращение детского сада в школу, изменение ориентации работы с ребенком в детском саду, он рассматривается там как маленький школьник, и это, конечно, трагическая ситуация. В свое время один из моих учителей Даниил Борисович Ильконин в журнале «Коммунист» написал жесткую статью по поводу раннего перехода на обучение ребенка с 6 лет. Проходят годы, это все забывается и замалчивается, а идет постепенное наращивание и вытеснение истинной системы дошкольного воспитания и ключевого момента развития ребенка – ведущей (игровой) деятельности, превращение всего этого в учение. Но это занятие абсолютно бессмысленное, потому что никакого преимущества ребенок, который научился читать до школы, в самой школе иметь не будет, поскольку в первом классе через 2-3 месяца его догонят дети, которые пока читать не умеют, но у которых сформированы интерес к учению, воображение, произвольность, все то, что они получили в игровой деятельности. Это начальное отставание в неумении читать и считать на самом деле совершенно не отставание, а наоборот, преимущество. Об этом должны помнить взрослые.
Комментарии