Владимир АВЕРКИН, руководитель управления образования Новгородской области: – Ребенок в школе должен изучать предметы, которые государство включило в базисный учебный план. До недавнего времени единственной мерой измерения того, насколько качественно это изучение, была пятибалльная система оценки знаний, которая не соответствует действительности, субъективна, ничего не решает и даже вредна для детей. Но несколько лет назад общество наконец-то заговорило о независимой оценке качества и знаний, и с тех пор идет широкомасштабный эксперимент под неудачным названием «Единый государственный экзамен».
Эксперимент нужно было назвать по-другому: «широкомасштабный эксперимент по независимой оценке качества знаний», но технологию использовать ту, что есть сегодня. Во-первых, это единые задания, которые соответствуют программному и учебному обеспечению – норме стандарта: нельзя включать в задания то, что дети не изучали по программе в школе. Во-вторых, тут нельзя подсказать экзаменующемуся, он не может списать, и тут нельзя педагогу проверять самому себя, это делает независимая комиссия. Все это в эксперименте сейчас хорошо отработано, все это в тысячу раз лучше того, что было вчера, когда экзамены сдавали по одним и тем же билетам, не обновлявшимся годами. Если бы эту форму независимой оценки качества мы применяли по образовательным программам за курс начальной школы, за курс основной школы и за курс основной школы не только по основным предметам, а по всем предметам, которые изучаются, по очереди – в этом году проверили результаты изучения физики, на следующий год – литературы и так далее, то нам стала бы ясна картина того, с каким качеством обучения мы имеем дело, какие изменения должны внести в учебный процесс. Делать это надо совсем не для того, чтобы сравнивать работу учебных заведений, округов, регионов, не для того, чтобы материально поощрять или, наоборот, наказывать педагогов, чьи дети показали не очень высокие результаты, а для того, чтобы отследить динамику изменения качества обучения и принять управленческие решения по его повышению.
Алексей ПЕТРОВ, начальник Хангаласского муниципального управления образования МО Хангаласский улус, Республика Саха (Якутия):
– Сегодня, когда многие функции передаются на муниципальный уровень, от правильных управленческих решений в конечном итоге зависит и качество работы систем образования. Управленческие решения, на мой взгляд, должны быть направлены на поддержку учителя, который, собственно говоря, и обеспечивает это качество. Для того чтобы наладить работу системы образования улуса (а это 29 школ, 28 детских садов), я прежде всего направил свои усилия на создание коллектива единомышленников, вместе мы выработали идею развития улусной системы образования и разработали механизмы воплощения этой идеи в жизнь. Серьезная аналитическая работа нашего коллектива привела к созданию диагностической карты развития, к стабильным результатам образовательной деятельности, которые характеризуются показателями обученности, поступления в вузы и ссузы, числом побед школьников на олимпиадах разного уровня. В практику нашей деятельности стало приглашение в улус ведущих педагогов и ученых, курсовая подготовка учителей в разных городах России, международные образовательные стажировки лучших учителей, традиционными стали профессиональные конкурсы, методические и педагогические чтения, научно-практические конференции учителей и учащихся. В улусе успешно работает ассоциация творческих учителей-исследователей, в прошлом году 6 педагогов защитили кандидатские диссертации, 15 стали соискателями. Благодаря учителям-исследователям успешно реализуется программа «Одаренные дети», в 2005 году лауреатами программы «Шаг в будущее» стали 5 наших школьников.
Анна КРЮКОВА, первый заместитель министра образования и науки Республики Адыгея:
– Впервые образовательные учреждения республики примут участие в проекте, осуществляемом Министерством образования и науки РФ по построению общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), что позволит управлять качеством образования на основе объективных данных о ее состоянии. Надо отметить, что нам очень помогает то, что в 2004 году была создана республиканская Государственная аттестационная служба, которая проводит аттестацию педагогических и руководящих кадров системы образования, образовательных учреждений и итоговую аттестацию выпускников, а также занимается разработкой методологии контроля качества образования, контролем качества образования. Важным направлением работы ГАС стало проведение эксперимента по введению единого государственного экзамена. В 2006 году наша республика будет впервые аттестовывать девятиклассников по их желанию в новой форме – в форме «малого ЕГЭ».
Комментарии