От чего зависит качество образования, как обеспечить его рост?
Александр КАЛИНИН, директор Бийского лицея, Алтайский край:
– Качество образования во многом зависит от того, какое внимание к образовательным учреждениям проявляет общество, его гражданские институты. Зачастую учебным заведениям не хватает средств для того, чтобы развиваться, а значит, повышать качество обучения, но не все используют такую важную форму общественно-государственного управления, как попечительский совет. Необходимость совета мы почувствовали уже тогда, когда лицей только создавался как инновационное учебное заведение, и нам было необходимо подготовить к такой работе педагогов. Попечительский совет помог установить связи с региональными и российскими образовательными центрами, где учителя прошли переподготовку к работе в новых условиях. Немаловажно было подготовить материально-учебную базу, и тут свое слово сказал один из попечителей – «Федеральный научно-производственный центр «Алтай», который инвестировал строительство нового здания, помог приобрести оборудование. Сегодня в попечительский совет входят руководители учреждений, организаций, представители родительской общественности, все вместе они формируют бюджет попечителей, из которого выделяются средства на участие лицеистов в олимпиадах и конкурсах (11%) и в спортивных соревнованиях (7%), на повышение квалификации и педагогического мастерства учителей (5%), на организацию культурно-воспитательной работы (3%) и так далее. Конечно, такая поддержка помогает нам достигать значительных результатов в работе. В 2003 году мы участвовали в международном исследовании PISA и заняли 25-е место среди 217 общеобразовательных учреждений России. В 2004 году лицей был признан лучшей школой Алтайского края, его работа была отмечена Почетным дипломом Министерства образования и науки РФ.
Владимир ДАНЮШЕНКОВ,
ректор Вятского государственного гуманитарного университета, Кировская область:
– Качество образования начинается в школе. Но если понятно, как обеспечить качество образования в городской школе, то по отношению к сельской возникает множество самых разнообразных проблем. Поэтому мы создали в составе университета Центр педагогических исследований РАО по проблемам малокомплектной сельской школы. Кстати, такие исследования ведутся в гуманитарном университете в рамках научных программ Министерства образования и науки РФ уже в течение семи лет.
В Кировской области более 650 сельских школ, но их количество постоянно сокращается, а наиболее распространенным типом сельского образовательного учреждения становится малокомплектная школа – с контингентом учащихся до ста человек. Проблемы у кировских сельских школ такие же, как и в других регионах России, в том числе наиболее острая – проблема развития современных коммуникаций. Между тем именно внедрение информационных технологий во многом определяет повышение качества образования. Мне кажется, что предусмотренное в национальном проекте «Образование», объявленном Президентом РФ Владимиром Путиным, подключение школ к сети «Интернет» резко увеличит доступ сельских школ к информационным ресурсам. Это самым благоприятным образом скажется на усилении качества их работы.
Сегодня политику в отношении сельских школ каждый регион формирует самостоятельно, поскольку единая идеология в этой сфере отсутствует. Региональная наука оказалась близка к сельской школе, ей понятны проблемы и трудности села. Кроме того, она гибко реагирует на запросы дня и чутко чувствует перспективу образования в сельской местности.
Вятский государственный гуманитарный университет как один из ведущих в области педагогического знания ведет серьезные исследования по проблеме сельской школы. В ВятГГУ единственный путь повышения качества образования ученые видят в переходе к эффективным образовательным методикам, настаивая на том, что необходимо сделать обучение в сельской школе личностно-ориентированным, придать учебно-воспитательному процессу более системный и деятельностный характер, полагая, что это позволит хотя бы приблизить сельскую школу к выходу из кризиса.
Внедрение методических новшеств в учебный процесс, а следовательно, и повышение качества образования невозможны без предварительной подготовки преподавателей. Поэтому в университете разработана и комплексная программа переподготовки и повышения квалификации учителей сельских школ.
Комментарии