Для любого человека, мало-мальски знакомого с интернетом, не составит труда войти в какую-нибудь известную поисковую систему (хоть тот же Aport, или Rambler), набрать в строке поиска слова “TurboPascal для школьников” и нажать кнопку “Найти”. Система выведет названия 187 сайтов и 377 различных документов, в которых рассказывается или упоминается об этом учебнике! Издается он с 1996 года, и уже более 50 тысяч школьников учились или учатся по этой книге. Автор – кандидат технических наук, зам. директора Воронежского регионального центра интернет-образования Владимир Борисович Попов. Человек, так и не получивший базового образования по информатике.
[Файл создать]
Он закончил физико-математическое отделение Воронежского педагогического института, когда никакой информатики еще и в помине не было. Он был хорошим учителем, потом завучем, потом директором школы. Болезнь под названием “ЭВМ и все, что с ней связано” настигла его неожиданно: в 83-м году в его школу пришел преподаватель электромеханического техникума Виктор Васильевич Бардаков и принес программируемые калькуляторы. Школа была новая, в 1981 году отстроенная, директор Владимир Попов был начинающий, поменявший должность завуча в другой хорошей школе на директорство в новостройке.
Первого сентября 81-го года на первой в жизни школы торжественной линейке учителя писали “обращение к потомкам” – к ребятам из ХХI века. Бумагу свернули и запаковали в особую капсулу, которую надлежало вскрыть ровно через 20 лет. Капсулу спрятали в специальную нишу в стене рядом с парадными дверями. Дети и родители, до отказа заполнившие площадь перед школой, воодушевленно хлопали, всюду были цветы, банты, белые девчоночьи фартуки – так рождалась школа N 86. Сама будучи новой, она все новое встречала на ура.
Калькуляторы – символ прогресса тогдашнего образования – сначала надо было освоить учителям. Пример показывал директор:
– Я понимал, что надо самому сидеть на занятиях и слушать Бардакова. Потому что руководитель должен обозначать вектор развития. Обозначать своим участием! Тогда и остальные будут заинтересованы и осознают значимость нового дела. Иначе ничего не выйдет. Так мы и сидели – математики, физики – и учились у Виктора Васильевича программированию.
Взрослые справились с задачей быстро и уже хотели было нести знания в ученическую среду, но оказалось, что методики использования калькуляторов в курсе информатики еще нет. Директор школы понял, что написание соответствующей методички должно стать его заданием на лето. Потом по его брошюрам училась почти вся область.
Владимир Борисович говорит, что даже сейчас, спустя уже столько лет, они все еще где-то кем-то используются – “сам видел”.
Разумеется, калькуляторы для школы купили, но останавливаться на этом не собирались. С шефами – заводами “Процессор” и “Электроника” – директор уже вел переговоры о компьютерах. 86-я была одной из первых воронежских школ, где были установлены ЭВМ, назывались они “Электроника 60.1”, по нынешним временам почти раритет. Почему именно в эту школу? “Нам повезло, – говорит Владимир Борисович, – сошлись три обстоятельства: во-первых, базовое предприятие, во-вторых, стечение ряда факторов, а еще мы были инициативные люди”. Обстоятельства – это пояснительная записка в ЦК КПСС о проблемах образования и перспективах использования информатики в образовании, которую область поручила сделать Попову. Шел 1984 год, и был пленум ЦК по реформе школы. В новую школу зачастили гости – кубинцы, немцы, свои родные москвичи из высоких сфер. Им надо было что-то показывать, поэтому энтузиазм директора всячески поощрялся.
Между тем такого понятия, как компьютерный класс, не было ни в проекте, ни в самой школе. Выкручивались, как могли. Из кабинета на третьем этаже выселили математиков и поставили туда 14 машин. Рядом с кабинетом находился туалет, судьба оказалась к нему более чем благосклонна: его “перепрофилировали”, сделали необходимый ремонт и поставили туда центральные управляющие компьютеры. Вот так начинались первые серверы!
– Я снова взялся делать методический материал, – продолжает свой рассказ директор, – потому что чего-то адаптированного к школе в то время не существовало. Были только вузовские учебники. Поэтому я начал работу над методическими материалами по использованию ЭВМ “Электроника 60.1” для изучения языков программирования типа “бейсик” в школьном курсе информатики.
– Вас поддерживал школьный педколлектив? Или для остальных это была только лишняя головная боль?
– В первую очередь моими помощниками были завучи Нелли Андреевна Зенчук и Галина Ивановна Пиневич. Они постарше меня, можно сказать, что это были учителя еще из 50-х годов, но все равно они понимали, что технические новшества – это фактор развития школы. Еще хочется назвать Наталью Александровну Тишукову, учителя информатики и математики. Без их поддержки мне не удалось бы найти понимание со всем коллективом. Знаете, до сих пор многие учителя вспоминают то время как очень хорошее. Может, еще и потому, что все мы были помоложе и был другой уровень эмоционального состояния. Я приходил на 20-летие школы, и мне было очень приятно общаться с людьми, потому что все запомнили друг друга с хорошей стороны. Для меня многие с того времени остались дорогими людьми.
– А капсулу с обращением к потомкам вскрывали? Ведь ходили слухи, что ее достали заранее, подправили, стерли кое-какие лозунги, что-то подписали, осовременили и положили обратно, приготовив таким образом к торжественному извлечению на свет.
– Нет, все осталось по-прежнему. 20 лет назад мне это обращение помогала писать Картавцева Марина Игнатьевна – народный учитель СССР, и я все помню дословно. Это тот материал, который был. Все сохранилось! Честно говоря, я волновался, что все будет как-нибудь не так воспринято. Что именно было в тексте? Что живем мы в очень сложном мире, было, конечно, сказано об американском империализме, но в основном там были пожелания расти и развиваться. И еще – что мы завидуем тем, кто живет уже в третьем тысячелетии, что мечтаем тоже в нем оказаться. Одним словом, очень трогательно! Может быть, чуточку наивно…
[Сохранить как…]
Но вернемся к информатике. В 87-м году решено было провести Всесоюзное совещание на тему “Материально-техническая база информатизации средней школы”. Показ школы, полностью оборудованной по нормативам, готовило одно из подразделений Главснабпроса, чей начальник, побывав в компьютерном классе 86-й школы, объявил “Электроники” нетиповой техникой. Попов тут же согласился все заменить – были бы деньги.
И вот на осенних каникулах Владимир Борисович махнул в Москву, предварительно захватив с собой два длинномерных “КамАЗа” с прицепами. “Мне помогал директор одного из автотранспортных предприятий Воронежа Синюгин Николай Михайлович – великолепный человек! Бесплатно дал школе две большие машины, чтобы мы могли привезти технику”. Три дня практически без отдыха Попов со своими “КамАЗами” мотался по Москве, зато привез полный компьютерный класс из машин БК – 0010Ш (школьный) с учительской машиной ДВК-2. “Вот тогда мы разбогатели!” А еще привез новую школьную мебель и доски чешские, которые двигались вертикально, да еще и раскрывались!
Открытый урок по информатике для заместителей министров образования союзных республик Владимир Борисович проводил сам. В классе, кроме детей, сидели 15 взрослых, очень серьезных людей (по одному от каждой республики), а за всем за этим пристально наблюдала заведующая идеологическим отделом Воронежского обкома КПСС. Урок удался.
– Я всегда говорил и говорю, – продолжает Владимир Борисович, – при желании можно сделать все. Главное – не бояться браться за дело! Когда строилась школа, проблем было море! Мне бы купить доски, столы, стулья и мел – и все, мы бы нормально начали, нормально выглядели бы на фоне других. А удалось сделать больше: например, положено было три кодоскопа, а мы купили 13! Потому что искали возможность достать больше. Мне говорили: ты бассейна никогда не построишь, да не будет у нас в Воронеже, в этой тмутаракани, работать бассейн! А мы с ребятами-старшеклассниками надели резиновые сапоги и сами отмывали песок для фильтров очистки воды. Бассейн работал все десять лет, что я был директором. Искали возможности для ремонта оборудования. Например, много помогал алюминиевый завод: на машине парткома возили на завод двигатели и насосы – перематывать их, когда сгорали, и такое бывало.
[Вид] >
[Главный документ]
Мальчишек-старшеклассников из компьютерного класса было не выгнать. Не все, конечно, проводили тут свое время, но – самые умные. На них поглядывали с завистью: им разрешалось заходить в “серверную”! Остальных мальчишек и девчонок пускали туда один раз – на ознакомительную экскурсию в начале курса информатики. В 1988 году школа была потрясена радостным событием: старшеклассники Саша Косенко и Костя Хаустов привезли три золотые и одну серебряную медали с международного турнира по информатике. Дело было в Болгарии, куда ребят возил Владимир Борисович (он же и заявку подавал, и помогал делать отборочные задания). Россию представляли команды из Красноярска, Евпатории, Белорецка, где в те годы работали учителя информатики, известные на всю страну. В командах в основном было по пять-шесть человек, а от Воронежа – только двое. Зато каких!
– После окончания школы Костя был первым учеником, который поступил на факультет прикладной математики Воронежского госуниверситета без экзаменов – все-таки медаль с международного турнира! Мы вместе ходили к тогдашнему декану факультета, я представлял Костю. Он хорошо отучился, живет сейчас в Воронеже, имеет отличную работу. Таких талантливых учеников у меня было человек пять. Илья Воронков закончил Московский институт электронной техники. Как-то в Новосибирске, где на конференции я представлял работу своего очередного ученика, преподаватель МИЭТ представляла работу Ильи. Конечно, мне было приятно, что он не потерялся среди столичных выпускников. Я тогда подошел к преподавательнице и с гордостью сказал, что Илья – мой ученик. После вуза он какое-то время работал в Москве, потом переехал на Украину, став начальником крупного вычислительного центра.
Сейчас в Воронеже работают по меньшей мере семь учителей информатики – бывших учеников Владимира Борисовича. Несколько преподавателей интернет-центра – тоже его воспитанники.
В 91-м году Попов ушел с директорского поста и стал работать обычным учителем информатики в своей же школе. Говорит, что при его отношении к директорскому делу совсем не оставалось времени для серьезных занятий и научных исследований. В школе его уход восприняли по-разному. Многие учителя были недовольны, уговаривали остаться. Потом, уже при новом директоре, по привычке ходили к Попову за решением разных проблем. “Но я им сразу сказал: мы с вами все это строили, поэтому вы меня идеализируете! Теперь есть новый директор школы, и он решает все вопросы. Я ничего против него делать не буду и ничего “за глаза” не буду про него говорить”.
Работая учителем информатики, Владимир Борисович сосредоточился на компьютерных науках, защитил кандидатскую, одновременно по совместительству преподавал в пединституте и в Воронежском областном институте повышения квалификации работников образования. В 95-м ушел из школы совсем и стал доцентом кафедры ВОИПКРО. Потом были три года работы в Праге учителем информатики в школе при Российском посольстве. Снова вернулся в институт. На кафедру теории и практики управления его пригласила Неля Андреевна Морозова. Кроме пятнадцатилетнего опыта работы завучем и директором школы, у Попова в личном управленческом архиве уже были компьютерные программы по этому направлению: составление расписания уроков, организация автоматизированного рабочего места директора школы, аттестация педкадров. И диссертация была по двум специальностям: “Управление в социально-экономических системах” и “Системы автоматизированного проектирования”, вторая чисто техническая, по информатике.
Когда в прошлом году на базе ВОИПКРО открылся Центр интернет-образования, Попов из всех своих прошлых обязанностей оставил себе лишь четверть ставки на кафедре института: “Мы все здесь совместители, ни у кого в Федерации Интернет Образования трудовая книжка не лежит. Но организация учебного процесса, я считаю, – главное в жизни нашего Центра, поэтому зам.директора по учебной работе всегда должен быть на месте”.
Со дня на день у Владимира Борисовича выйдет второй учебник – “Основы компьютерных технологий”. Сам автор говорит, что подобных книг уже написано много, а вот “Практикум по интернет-технологиям” – его третья книга, которая уже в наборе и готовится к печати, – аналогов пока не имеет. Сейчас Попов работает над следующим учебником.
[Гиперссылка…]
– Владимир Борисович, компьютер много дает, а отнимает что-то? Может быть, здоровье?
– Думаю, все зависит от человека, который за ним работает. Надо формировать у ребенка нормальное отношение к компьютеру как к инструменту. Это инструмент, авторучка! Я зрелый человек, целый день сижу за монитором, поэтому на работу хожу пешком.
В сущности, от его дома до работы – одна остановка, но очень длинная: надо пройти по мосту над Воронежским водохранилищем. 1200 метров – длина моста, и еще примерно километра два чистого пути от дома до моста и от моста до ВОИПКРО. Его знают люди, которые работают на уборке моста, здороваются с ним. Свои пешие прогулки он начал в 95-м, пришлось прерваться, когда уехал в Прагу, но с 99-го он снова ходит.
– 35 минут в одну сторону – это мой средний темп, 40 – если скользко.
– А о чем вы думаете, когда идете?
– Обо всем. Могу мечтать о чем-то. Могу идти и думать о своей книге или составлять план работы.
– Работы действительно много. И, допустим, вы засиделись за полночь, утром поздно проснулись, вы опаздываете! Сядете на “маршрутку”?
– Так не бывает, чтобы я поздно проснулся. Я – взрослый человек, я не могу себе этого позволить. У меня есть обязанности. Допустим, через день я хожу на ближайший рынок и покупаю молоко внучкам. Потом приношу им домой, мне хочется это сделать для них! Может, родители могли бы купить им и в киоске молоко, но с рынка лучше. Я зайду, спрошу, как поживают, посмотрю, как ползают… Может, я покажусь старым и сентиментальным, но когда смотришь на них, маленьких, лучше всего понимаешь, что смысл жизни – в продолжении жизни и в ее развитии. Для того и работаем, тем и живем.
В семье Поповых уже есть молодой учитель – сын Владимира Борисовича Алексей работает тренером-преподавателем по тхэквондо в детско-юношеской спортивной школе. Ему 29 лет, и он уже отличник физической культуры. Его лучшая ученица Наила Гумбатова – студентка института физкультуры, в прошлом призер чемпионата мира среди юниоров, многократная чемпионка России. Летом этого года она стала бронзовым призером кубка мира во Вьетнаме.
– Алеша начал тренировать Наилу, когда ей было десять лет. Всего у Алексея уже около 30 мастеров спорта. Я горжусь, что у меня есть такой сын!
Татьяна МАСЛИКОВА
Воронеж
Комментарии