search
main
0

Пожинаем плоды непрофессиональной ориентации

Если спросить у любого человека, что для него главное в жизни, то с определенной разницей в иерархии семья и работа в этом перечне будут присутствовать обязательно. Наличие семьи обусловлено выбором двоих, и это иногда осложняет реализацию мечты. Работу же, опираясь на свои способности и склонности, человек волен выбрать сам. Если сейчас, даже без социологических исследований, посмотреть на российский рынок труда, то создается впечатление, что люди получают одну профессию, а работают по другой. У студентов есть такая смешная песенка с припевом «грузчик, грузчик – парень работящий…», смысл которой примерно состоит в том, что экономист стал грузчиком, а главным грузчиком стал тот, кто окончил ПТУ и его специально учили быть грузчиком и водить погрузчик. Диплом по одной специальности, а работа по другой создают очевидную разбалансированность, которая для человека не может дать ощущение счастья, а для страны – обеспечить ее профессионализм, складывающийся из профессионализма отдельных граждан.

Что же происходит сейчас с профессиональной ориентацией в школе? Справедливой является мысль одного из авторов «УГ», заместителя председателя Сибирского отделения РАО Анатолия Дмитриевича Копытова о том, что «хорошая идея профильного обучения в старших классах настолько упростилась, что не способствует профессиональному самоопределению учащихся. По сути, оно сводится к предвузовской подготовке». Более того, ЕГЭ, вводившийся в ситуации ослабленных позиций профориентации, также сыграл свою негативную роль, поскольку, особенно на первой стадии, давал возможность абитуриентам подавать документы буквально «куда пройду». Мы уже пожинаем плоды времени «непрофессиональной ориентации». Часто говорится, что в стране мало профессионалов. Но это не оттого, что кто-то плохо учит (школа или учреждение профобразования), а оттого, что не знают, зачем учатся и как по случайно выбранной специальности, нелюбимой и ненужной, будут работать. Думаю, не ошибусь, если скажу, что кроме тех территорий, где есть корни научной школы профессиональной ориентации, учителя и не знают, что именно они должны делать, какие мероприятия проводить, какова их логика и значение для осознанного выбора профессии. Я считаю, что самой инновационной инновацией в сегодняшней школе должна быть профессиональная ориентация именно в ее классическом понимании.​Нина ТАМАРСКАЯ, директор средней школы №14, Калининград

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте