search
main
0

Пожарным можешь ты не стать… Безопасности учимся в музее

​Из тихих хранилищ раритетов, где посетители передвигаются в сопровождении экскурсовода-рассказчика, музеи превращаются в информационно-развлекательные центры. Людям стало интересно не только посмотреть на глиняную или деревянную посуду, домотканые коврики, но и прочувствовать на себе процесс создания данных артефактов – слепить, расписать. Тенденция хорошая! «Ум – не что иное, как организованная система знаний», – говорил Константин Ушинский. И практическая деятельность детей при посещении музея помогает систематизировать полученные впечатления. Важно не превратить это в цирковое шоу с фокусами, развлечение ради развлечения.

В нашей школе мы пошли еще дальше и разработали методику формирования культуры безопасности с активным использованием музейной педагогики. Идея социальной значимости КБЖ достаточно ясна: чем больше школьник узнает о пожарных, их истории возникновения, развитии технологий пожаротушения, средств защиты самого пожарного, тем проще ему будет осознать, что пожаротушение является областью риска. И пожарная профилактика нужна не только для того, чтобы не пострадать самому, но и для того, чтобы не спровоцировать гибель пожарных, исправляющих чужие ошибки.Практические методы работы в познавательной деятельности важны, особенно в начальной школе. Есть в музейной работе и место досуговой деятельности, но не ради развлечения, а в формате познания через игру. Все программы данного типа были объединены нами в единый цикл «О пожарных и в шутку, и всерьез» – Новый год мы встречали утренником-интерактивом «Как царь Бубенец чуть не сжег свой дворец».Работа с реальными экспонатами превращает посещение музея в мини-поисковый проект. В рамках общегородского мероприятия «Музейная суббота: уникальный экспонат» наше мероприятие было посвящено самому интересному и старинному экспонату музея – пожарной каске XIX века.В музее есть возможность примерить на себя боевую одежду пожарного, каску, подержать пожарный топор, брандспойт. В 2016 году возник еще один проект – по изучению подвига московских пожарных-добровольцев во время бомбежек города в 1941 году. Надо отметить, что проект получил серьезное развитие. Саша Коккинаки написала со старшим товарищем, инспектором 3РОНД И.А.Федоровой, статью «Ровесницы в боевках», которую опубликовали в СМИ района и на сайте ГУ МЧС России по г. Москве.На музейных уроках по этой теме прозвучала полузабытая песня того периода «Москвичи» («Стал в Москве каждый дом // Неприступным гнездом, // Бастионом стал каждый кирпич. // И москвич говорит: // «Если дом мой сгорит, // То какой же тогда я москвич?») – ее восстановили сквозь похрипывание и треск старого патефона, который стоит здесь, в музее. В исполнении учащихся 4-го класса эта песня стала призером окружного конкурса «Пожарный марш» и фестиваля «Огонь-враг, огонь-друг».Важный аспект связи пожарной безопасности и музея – это приобщение к восприятию пожарной безопасности как неотъемлемой части российской культуры в целом. На одном из клубных часов под названием «Печка-матушка» ребенок на наглядных примерах видит, что бытовая печь может быть безопасной при соблюдении определенных, веками сложившихся правил. Даже побелка печи имеет свое полезное предназначение – так заметнее потемневшие от дыма трещины в кладке. Русская изба, построенная из вековых бревен без единого гвоздя, проконопаченная мхом, может жить тысячелетие без разрушения и гниения, а может сгореть за 20 минут при пожаре. В музее дети видят утюг, работающий на углях. И сравнивают пожароопасность утюга в современном мире электроприборов. Да, механизм возгорания несколько меняется, но он же остается. Значит, виноват не прибор, а человек.Любое историческое событие, имеющее значение для России, должно находить отражение в работе школьного музея.У нас в школе №2101 «Филевский образовательный центр» традиционно проводится широкий спектр мероприятий, посвященных Дню ГО – как российскому, 4 октября, так и международному, 1 марта, а также Дню создания МЧС России 27 декабря, Дню пожарной охраны 30 апреля. В эти дни к нашим школьникам приходят сотрудники организаций – социальных партнеров: ФГБУ ВНИИ ГОЧС, НПЦ исследования риска и экспертизы безопасности. Тесный контакт у нас и с территориальными органами МЧС России в лице пресс-службы РОГНД.В 2016-2017 учебном году с помощью еще одного социального партнера – Военно-спортивной Лиги ДОСААФ России – мы организовали осенью месячник гражданской обороны, включавший в себя серию музейных уроков, в том числе на свежем воздухе – в близлежащем парке и у нашего Мазиловского пруда. Ребята смогли вживую увидеть Олега Гегельского, известного специалиста по выживанию, часто дающего простые и разумные советы с экранов телевизора. А чтобы получить еще больше представлений о действиях спасателей в горно-лесистой местности, разыскивающих незадачливых грибников, туристов или потерпевших аварию пилотов, инструкторы Росгвардии – наши соцпартнеры провели мастер-класс по веревочным переправам, ориентированию, опасным и полезным растениям.Уроки по предмету «Окружающий мир» прошли и в помещении музея – два 4-х и 3-й класс (учитель Ю.Ю.Магнусова) поочередно постигали историю гражданской обороны в России, связывали ее возникновение именно в 1930-е гг. с развитием военной авиации, способной действовать за линией фронта и угрожать мирным жителям.И при доставке гуманитарных грузов, разборе завалов снова приходят бойцы МЧС России – вне зависимости от того, где произошла беда. Это школьники узнали из слайдов, но многие предметы на фото они находили глазами на стендах музея: костюм химзащиты, противогазы разных моделей, защитные каски, памятные знаки и многое другое. А на практической части урока ребята, изучающие сейчас ориентирование на местности, снова вспомнили про авиацию – на этот раз спасательную. И выкладывали на полу тросами сигналы международной кодовой таблицы «Земля – воздух», а спасательный вертолетик – макет из экспозиции музея – летал над творческими группами и определял, в какой помощи нуждаются путешественники. Напоследок еще раз вместе вспомнили, что осень и грибная охота таят много бед. И лес не любит неподготовленных. Для этого надо изучать работу с компасом, картой, развивать здравомыслие. А со спасателями, которые пришли на урок, лучше встречаться вот так – в школьном музее.Очень важно, что с младших классов у детей формируется уважение к труду пожарных-спасателей – это залог осознанного пожаробезопасного поведения. «Пожарным можешь ты не стать, но гражданином быть обязан!» – таков девиз ДЮП школы №2101 «Филевский образовательный центр».Оксана СВЯТАЯ, заместитель директора школы №2101 «Филевский образовательный центр»,Людмила СКРИПНИК, руководитель школьного музея «С чего начинается Родина», кандидат педагогических наук,Елена ЧЕРЕНКОВА, учитель начальных классов школы №2101 «Филевский образовательный центр»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте