search
main
0

Пожалуйста, играйте! Миллионы для бюджета экономит детсадовский ребенок

Педагог-эколог московского центра развития ребенка – детского сада № 2337 «Дельфиненок» Ирина ТИМОФЕЕВА показывает мне свое хозяйство: пустыня, полупустыня, морское дно. Вместо животных – муляжи. Настоящих только заведи… Современные дети, как известно, почти поголовно аллергики. Зато растения живые. И рыбки в аквариуме самые что ни на есть всамделишные. Но что приводит в восторг всех от мала до велика – так это спелеологическая пещера. Причем сразу две – сухая и сталактитовая. Никому и в голову не придет, что под пещеру был переделан… самый обыкновенный туалет. Здесь необыкновенно интересно. И не только потому, что без каски заходить нельзя, а по стенам висят летучие мыши. Самый главный эффект – слова воспитателя. Общение с ним. Вера в него.

Ребята одевают каски, берут в руки фонари, собираются полукругом вокруг входа, а Ирина Геннадьевна спрашивает:

– Почему нельзя кричать в пещере?

Дети: Можно всех перепугать…

– Правильно. Ведь пещера – это чей-то дом. Если к нам придут домой и будут кричать, нам это не понравится. В пещере живут летучие мыши, насекомые. Иногда встречаются змеи. Могут встречаться ящерицы?

– Да.

– Пауки бывают?

– Да!

– И различные другие животные. Иногда даже встречаются растения. Все они приспособились к жизни в пещере, всем им нужен покой. А еще в пещере нельзя кричать потому, что могут быть осыпи.

В пещере ребят ожидают сюрпризы. Например, из скрытой двери в стене может выйти средневековая принцесса, а из дупла, прикрепленного к наружной стене, – вылететь филин. Ирина Геннадьевна объясняет: «К каждому блоку программы делаю макет, даже не один. Так мне нравится работать».

Пожалуй, Ирина Тимофеева – идеальный тип современного педагога, работающего в дошкольном учреждении. Она удовлетворяет познавательные потребности детей в игре, яркой, увлекательной, необычной. Деятельность Ирины Геннадьевны точно соответствует взглядам на дошкольное образование Министерства образования и науки РФ. На декабрьской пресс-конференции начальник отдела научно-методического обеспечения развития структуры содержания, технологий и кадров общего образования Департамента государственной политики в сфере образования Ирина Ивановна ТАРАДАНОВА напомнила: «Прежде всего надо помнить, что ведущим видом деятельности является прежде всего игра, а не учение. Часто в школу приходят недоигравшие дети. Можно научить читать, считать раньше, чем рекомендуют психологи, но возникает вопрос: «Зачем?». Возможно, учителю начальных классов на первых порах удобнее работать с таким подготовленным ребенком. Но не забывайте, что при этом мы теряем очень важную составляющую образовательного процесса – познавательный интерес. А в классе появляются абсолютно разные дети. Одни уже прошли программу 1-2-х классов. Другие начинают все с чистого листа. Если учитель применяет только фронтальную форму обучения, дети сразу оказываются в неравной ситуации. Если педагог использует фронтальную форму с высоким темпом, то в невыгодное положение попадают малоподготовленные дети. Если он проводит учебное занятие в низком темпе, страдают подготовленные дети. Если он работает в среднем темпе, это невыгодно никому – ни ребятам с высокими, ни малышам с низкими возможностями». Ирина Ивановна имела в виду детей 5-7 лет – предшкольный возраст. Таких ребятишек, по мнению специалистов, необходимо готовить к школе, чтобы, во-первых, не получалось таких «разношерстных» первых классов, а во-вторых, чтобы самим детям было легче адаптироваться к школьной жизни. Только вот как готовить?

В Концептуальных основах организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет), разработанных сотрудниками Института общего образования и центра «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца и опубликованных на сайте Минобрнауки для обсуждения, справедливо сказано, что старший дошкольный возраст «в последнее время прямо связывается только с подготовкой к школе, причем чаще всего в узком ее понимании: либо как натаскивание на чтение (иногда и письмо) и математику, либо как интенсивное развитие отдельных психических функций (памяти, внимания, логического мышления) средствами «тетрадных упражнений». Ни то, ни другое не имеет никакого отношения к подлинному развитию ребенка, которое, собственно, и обеспечивает его дальнейшую успешность в школе. Готовность ребенка к школьному обучению должна рассматриваться прежде всего как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную, интеллектуальную».

Слова правильные. Правильную тревогу бьют руководители российского образования, например, заместитель Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки РФ Игорь Реморенко, который в одном из выступлений сказал, что если ребенка не развивать вовремя, то в будущем он вряд ли будет успешен в карьере. Правильные расчеты проводит Минфин и Минэкономразвития – в результате недостаточного охвата детей дошкольным образованием российская экономика ежегодно недополучает 16-20 млрд. рублей.

Но воз и ныне там. Это выражение стало журналистским штампом «не от хорошей жизни». Но реальность такова: в среднем по России только 50% ребятишек предшкольного возраста занимаются по специальным программам дошкольного образования. Остальные в детские садики не ходят. С ними занимаются либо няни, либо неработающие мамы и бабушки, либо, что случается гораздо чаще, не занимается никто. Естественно, что ситуация выглядит по-разному в различных субъектах Российской Федерации. Там, где деньги есть, власти стараются сделать дошкольные образовательные учреждения привлекательными для родителей, предложить максимум вариантов для удовлетворения их запросов.

Москве было несложно «завербовать» в садики почти 90% старших дошкольников столицы – в столичных дошкольных образовательных учреждениях есть бассейны и кабинеты массажа, изостудии и керамические мастерские, кукольный театр, кинозалы и многое другое. Для неблагополучных по состоянию здоровья ребят есть специальные детские сады с целым штатом врачей, компактными группами, специальной лечебной программой. Например, детский сад №2245 «Солнышко» – учреждение для детей с нарушением зрения. На 120 малышей приходится 33 педагога и восемь медицинских работников. Благодаря неусыпному вниманию и хорошему лечению часть ребят выздоравливает полностью, другим проводят «поддерживающую» терапию, максимально сохраняя здоровье. Замечательно? Конечно! Дальше будет больше. Главный специалист Управления начального общего образования Департамента образования Москвы Людмила САМОЙЛЕНКО рассказала, что в декабре состоялось заседание правительства Москвы, на котором рассматривался вопрос о развитии системы дошкольного образования. «Юрий Михайлович Лужков поставил перед нами задачу – в ближайшие два года решить проблему с очередностью в детские сады. Беда в том, что в Москве позакрывались ведомственные сады. И сейчас правительство хочет по возможности вернуть дошкольные учреждения из ведомств в городскую сеть. Таким образом мы сможем пополнить количество мест. И, конечно, будем строить новые дошкольные образовательные учреждения».

Такая радужная картина характерна далеко не для всех регионов. Однако повод для оптимизма все же есть. Возможно, ситуация начнет меняться уже в этом году. Ближайшие четыре года будет реализовываться Федеральная целевая программа развития образования, в которой есть пункт о дошкольном образовании, начал работать проект с замысловатым названием «Разработка и апробация модели обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования детей из разных социальных групп и слоев населения». Конкурс на разработку технического задания проекта выиграл Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. Согласно контракту нижегородцы решат три основные проблемы: ГДЕ должны обучаться старшие дошкольники, ЧЕМ с ними надо заниматься в преддверии школы, КТО должен проводить программы в жизнь – воспитатели, учителя начальных классов или педагоги, специально подготовленные для работы с данной категорией детей. Наша газета обещает следить за ситуацией и своевременно информировать читателей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте