search
main
0

Поют дети Москвы

Программа как площадка открытия ценностей отечественной культуры и позитивной социализации всех участников

Стартовал 12‑й творческой сезон Московской городской комплексной целевой программы воспитания молодежи «Поют дети Москвы». Позади богатейший опыт масштабных концертно-просветительских, конкурсных, учебных проектов и инициатив, практика увлекательного сотрудничества и коллективного творчества. Только за 2022-2023 учебный год мероприятия программы охватили 135178 участников.

Будущее программы сегодня видится еще более ярким и социально востребованным, поскольку находится в фарватере ключевых направлений государственной образовательной и культурной политики России.

Российское общество сейчас по-новому выстраивает ценностные ориентиры своего дальнейшего развития. Как в государственных документах, так и в реальной жизни эти ориентиры опираются на традиционные духовно-нравственные и семейные ценности нашей страны и, конечно, питаются от корней ее многовековой истории, богатой многонациональной культуры. В утвержденных указом Президента Российской Федерации Основах государственной культурной политики (с изменениями от 25 января 2023 г., №35) подчеркивается, что «исторический путь России определил ее культурное свое­об­ра­зие, основы национального менталитета, ценностные основы жизни многонационального и многоконфессионального российского общества».

Важно отметить, что именно в многовековой российской истории этот документ призывает искать источник жизненного, социального и культурного опыта, необходимого для дальнейшего гармоничного и устойчивого развития страны, и подчеркивает значимость этого опыта для системы гуманитарного и художественного образования, для воспитания подрастающего поколения. Тем более что социальные и геополитические вызовы сегодня вновь возвращают нас к прошлому – к опыту преодоления русскими князьями усобиц в период феодальной раздробленности; патриотическому подъему народного ополчения, которое возглавили Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский; единению всех сословий российского общества в период Отечественной войны 1812 года; индустриальной мобилизации страны в годы первых советских пятилеток; героической борьбе с фашизмом народов СССР в годы Великой Отечественной войны… В работе с детьми, подростками, молодежью сегодня чрезвычайно важно раскрывать взаимосвязь этих событий, находить в них ответы на общественные, экономические, культурные запросы сегодняшнего дня. Связь периодов отечественной истории – это, несомненно, одна из ключевых тем современного музыкально-эстетического, художественного образования, и – шире – педагогики искусства. Она направлена на понимание пространства истории, культуры как смыслового целого, объединенного общими идеями и ценностями. На VIII Восточном экономическом форме Президент РФ Владимир Путин специально отметил, что одна из важнейших задач нынешнего этапа истории страны – «сохранить душу России». Путь к решению этой задачи лежит через соприкосновение с ее культурными, художественными, религиозными, эстетическими ценностями и традициями.

Особая ответственность в этой работе ложится на плечи педагогов и учителей. Не случайно 2023 год указом президента страны объявлен в России Годом педагога и наставника, а те же Основы государственной культурной политики в качестве одной из ключевых задач называют «утверждение в общественном сознании представления о педагогическом работнике как эталоне социального поведения, носителе безусловного нравственного и интеллектуального авторитета».

Программа «Поют дети Москвы» сегодня развивает те направления музыкально-эстетического, художественного образования и просвещения, которые способны последовательно формировать культурное и историческое самосознание детей, подростков, молодежи в опыте творческой деятельности. Открытость и комплексность программы, охватывающей самые разные формы деятельности и тематические направления – музыкальное, хореографическое, театральное, художественное, декоративно-прикладное и другие, – подчеркивает ее воспитательную направленность, для которой решающее значение имеет не технология того или иного вида творчества, а его художественное содержание, формирующее мировоззрение и систему ценностей.

Именно поэтому важнейшим критерием при оценке достижений коллективов – участников творческих смотров программы служит не уровень технической трудности, а качество освоения художественного материала. Разнообразие номинаций, форм творческой самореализации участников разных возрастов, категорий, условий учебной работы делают площадки программы «Поют дети Москвы» максимально демократичными, открытыми и общедоступными, подлинно всенародными. Большие возможности здесь и у школьных хоров, начиная с формата конкурсной номинации «Класс-хор», и у семейных ансамблей, и у любительских коллективов, и у индивидуальных участников.

Безусловно, важнейшим вектором программы остается хоровой жанр. Во многом потому что хоровой коллектив был и остается примером, а также ярким символом гармонично развитого общества, следующего идеалам сотрудничества, взаимопомощи, социальной ответственности и творческой вовлеченности каждого участника. Как и прежде, в рамках программы «Поют дети Москвы» в предстоящем сезоне будут широко представлены тематические проекты и смотры, нацеленные на развитие хоровой культуры России. В реализации этого направления ожидается много интересного.

Во-первых, получат развитие инициативы вовлечения школьников в познавательно-творческий туризм – знакомство с культурными и историческими достопримечательностями России в практике гастрольной, экскурсионной, просветительской деятельности. Визитной карточкой этого воспитательного подхода в рамках программы стал музыкальный фестиваль «Моя Родина – Россия», смотры которого ранее уже проходили на территории старинных русских городов – Переславля-Залесского, Ростова Великого, Костромы, Ярославля, Твери, Старицы, Торжка и других. В этом году 4‑й по счету фестиваль соберет участников на концертных площадках Рязани, Зарайска и Коломны – городов, способных открыть школьникам не менее интересные страницы отечественной истории и культуры. Место проведения форума, конечно, послужит поводом и для обращения его участников к творчеству Сергея Есенина – уроженца села Константиново Рязанской области, где также состоятся мероприятия фестиваля.

Разрабатывается новый проект программы, содержание которого по замыслу должно будет охватить всю территорию нашей огромной страны. Проект «Моя большая Родина» поможет школьникам увидеть Россию во взаимодействии и взаимовлиянии культур народов и регионов, образующих ее единое многонациональное целое. Наряду с множеством областей, это Адыгея, Башкирия, Бурятия, Алтайский край, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Чеченская Республика, а также другие субъекты Российской Федерации и национальные районы страны. Богатство и взаимовлияние культур народов России сформировало особое качество менталитета жителей нашей страны, которое Федор Михайлович Достоевский называл «всемирной отзывчивостью русской культуры». Отражена эта идея и в Основах государственной культурной политики. В России, отмечается в этом документе, «накоплен уникальный опыт вза­имо­вли­я­ния, взаимообогащения, взаимного уважения различных культур – на этом веками строилась российская государственность и формировалась общероссийская гражданская идентичность. Основой общероссийской гражданской идентичности является исторически сложившаяся система российских духовно-нравственных ценностей, объединяющая самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации». Проект «Моя большая Родина» сегодня открыт для творческих инициатив со стороны уже действующих или потенциальных участников из всех регионов России. Он будет включать очные и дистанционные презентации достижений национальных творческих коллективов, просветительские встречи, музыкально-театрализованные программы и концерты, знакомящие детей, подростков, молодежь с природным и культурным богатством регионов России, историческим и творческим опытом живущих на их территории народов. Предложения по развитию проекта и участию в нем можно направлять на адрес: info@choirsofmoscow.ru.

Важной инициативой оргкомитета программы «Поют дети Москвы», имеющей прямое отношение к практике хорового воспитания школьников, станет работа по обобщению и актуализации богатейшего репертуарного наследия в области песен для детей и юношества. «Золотой фонд российской патриотической песни» – это методический ориентир, в котором сегодня, без сомнения, нуждаются все детско-юношеские хоровые коллективы. Ведь правильная репертуарная политика – залог успешного вокального и художественно-творческого развития учебного хора. Работу по обобщению, систематизации и «возвращению в строй» многих незаслуженно забытых, но подчас требующих некоторого осовременивания песен отечественных композиторов оргкомитету программы помогает вести издательство «Радость», ежегодно выпускающее до 15 нотных репертуарных сборников в помощь педагогам-хормейстерам. Заявляя сегодня об этом проекте, оргкомитет программы «Поют дети Москвы» обращается ко всем участникам и партнерам с предложением включиться в работу по формированию золотого репертуара школьных хоров. Ваши предложения по отбору интересных школьникам и одновременно – ценных с музыкальной, художественной и эстетической точек зрения произведений вы можете направлять по адресу: info@choirsofmoscow.ru.

В фокусе концертной и творческой деятельности нового сезона остается Большой сводный хор московских школьников – крупнейший певческий коллектив столицы, объединяющий порядка 4000 участников из хоров общеобразовательных организаций. Деятельность этого коллектива отвечает ключевому принципу программы – доступности коллективного творчества, дарящего каждому участнику, независимо от его изначальных способностей и возможностей, счастливый опыт самореализации в пространстве родной культуры. По сложившейся традиции сводный хор московских школьников будет проводить совместные репетиции и выступать на гала-концертах программы на лучших концертных площадках города – в Большом зале Московской консерватории, Светлановском зале Московского международного Дома музыки, Зале церковных соборов храма Христа Спасителя и других.

Дополнят хоровой вектор программы комплексные методические проекты, направленные на повышение профессионального мастерства педагогов-хормейстеров и учителей музыки. Ведь именно от профессионализма и творческой заинтересованности педагогов, учителей и наставников зависит эмоциональный, творческий отклик тысяч школьников России на все предложенные инициативы. Наряду с ежегодной, давно ставшей традиционной Всероссийской методической хоровой ассамблеей «ХорЭКСПО» в предстоящем сезоне планируется реализация проектов повышения профессионального мастерства совместно с Федерацией хорового и вокального искусства – по практике работы со школьными хорами (в ноябре 2023 года), а также – в первом полугодии 2024 года – с Московским корпоративным университетом.

Но, как уже неоднократно подчеркивалось, хоровое творчество в программе «Поют дети Москвы» сегодня дополняет широчайший спектр других творческих направлений. Участников ожидают смотры и проекты в области хореографического и театрального, декоративного и изобразительного искусства, художественного слова и мультипликации. Просветительский потенциал программы будет раскрываться в деятельности Московской открытой филармонии «На Михалковской», заявившей сегодня восемь разнообразных тематических абонементов; детского интерактивного театра «На Михалковской», представляющего увлекательные театральные постановки и реализующего воспитательный проект «Театр доброты»; в масштабном дистанционном проекте «Час искусств онлайн», еженедельно представляющем школьникам города новые просветительские программы, посвященные разным граням отечественного и мирового искусства.

В предстоящем сезоне оргкомитет программы «Поют дети Москвы» предложит детско-юношеским творческим коллективам России принять участие в еще одном новом необычном смотре – Всероссийском конкурсе патриотических видеороликов «Славим героев Отечества». Проект предполагает, что с методической и организационной поддержкой творческий коллектив любого жанра и направления сможет записать и смонтировать видеоролик (в формате видеоклипа, видео-арта), посвященный герою(ям) Отечества прошлого или настоящего, а затем представить его на открытой интернет-площадке всероссийского смотра.

Создание учебными и любительскими творческими коллективами видеоклипов, темой которых станут подвиги героев Отечества – от Александра Невского и Дмитрия Донского до современных героев Донбасса и СВО, – еще одна значимая инициатива, направленная на повышение авторитета исторических, гражданских, культурных ценностей нашей страны в открытом информационном пространстве.

Служат актуальной воспитательной повестке и предстоящие календарные даты. Год педагога и наставника получит естественное продолжение в утвержденных Президентом России 31 июля этого года и фактически стартовавших государственных инициативах в соответствии с указом «О подготовке и проведении празднования 80‑й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Этот важный ориентир снова возвращает нас к ключевым темам осознания подлинных гуманистических, гражданских, семейных, патриотических ценностей в искусстве, творчестве и массовом художественном образовании.

Традиционно желаем всем участникам программы в новом сезоне ярких впечатлений от соприкосновения с красотой и неисчерпаемым богатством отечественной и мировой художественной культуры, вдохновения и новых творческих свершений!

Татьяна ЖДАНОВА, исполнительный директор программы «Поют дети Москвы», лауреат премий в области образования и культуры Президента РФ, Правительства РФ, Мэрии Москвы, директор центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость», заслуженная артистка России

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте