20 октября в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя прошел грандиозный гала-концерт детских творческих коллективов «Москва – город великой истории». Патриотическая концертная программа объединила две тысячи учащихся образовательных учреждений столицы прежде всего из школьных хоровых коллективов.
Невозможно представить себе детство и школьную жизнь без праздников. Не тех, что отмечаются в узком семейном кругу, дома, а праздников, которые дают опыт широкого социального общения, встречи с живым и разнообразным миром социума. Особенно важно, какими будут эти встречи, например, с празднующими победу своей команды футбольными фанатами, или с завсегдатаями развлекательных клубов, или со сверстниками на дискотеках. В каком празднике найдет себя и где по-настоящему ощутит радость общения подросток? В юности этот опыт имеет особое значение, в какой-то мере именно он становится определяющим для социального самоопределения и выбора будущей профессии.В течение многих веков каждый народ отрабатывал свои формы социального становления, инициации во взрослую жизнь. Многие из этих глубоких по содержанию и в свое время очень эффективных праздничных форм коллективного творчества теперь, к сожалению, забыты. Глобализация и индустрия досуга руководствуются отнюдь не гуманистическими и вовсе даже не концептуальными соображениями, но все больше экономическими интересами и соображениями материальной выгоды.И все же в российском образовании пока жива очень важная традиция, по-своему перенявшая и исторические народные формы, и весьма достойный, кстати, опыт советской школы в сфере массового воспитания, – традиция общения и творческого самовыражения в общем коллективном праздничном действе. Это праздники совместного творчества. В первую очередь хорового и танцевального, поскольку хор и танец – те жанры, где любому желающему всегда найдется место и где участников никогда не будет слишком много.Концерт, о котором идет речь, состоялся во многом благодаря усилиям творческого коллектива Северного округа, одного из крупнейших учреждений дополнительного образования Москвы, столичного лидера в сфере массового музыкально-эстетического воспитания – детской музыкально-хоровой школы «Радость» и его замечательного руководителя лауреата премий Президента России и мэрии Москвы в области образования, заслуженной артистки России Татьяны Ждановой.Дело в том, что как раз после посещения школы «Радость» весной этого года Ольга Юрьевна Голодец, ныне заместитель председателя Правительства Российской Федерации, а тогда заместитель мэра Москвы по вопросам образования и здравоохранения, выступила с предложением поддержать массовое детское вокально-хоровое исполнительство специальной городской образовательной программой. В преддверии XII Московского международного детско-юношеского хорового фестиваля «Звучит Москва», к которому в тот момент активно готовилась школа «Радость» как его главный организатор, она обратилась к участникам молодежного хорового форума: «Приятно отметить, что сегодня возрастает интерес к вековым культурным традициям хорового пения, которое всегда было не просто общедоступным «музыкальным инструментом», но символом любви и сотрудничества. Несущее идею соборного единства, хоровое искусство стало неотъемлемой частью русской православной культуры, фольклора, классической музыки, легло в основу творчества большинства отечественных композиторов».Фестиваль «Звучит Москва», с начала 1990-х раз в два года объединяющий десятки детских и юношеских хоров России и зарубежья, кстати, единственный некоммерческий конкурс детского хорового исполнительства, проходящий в столице. Понимая его значение, Департамент образования Москвы заботится о том, чтобы принимающие в нем участие школьники могли выйти на сцены лучших концертных залов Московской консерватории (Большого и Рахманиновского), Концертного зала имени П.И. Чайковского, залов Московского международного Дома музыки, имели возможность ознакомиться с культурными достопримечательностями столицы и ее окрестностей.Чтобы в ходе реформирования российского образования не упустить из виду исключительное воспитательное значение детских творческих акций, подобных фестивалю «Звучит Москва», незадолго до его открытия Ольга Голодец также предложила проводить регулярные сборы детских хоровых коллективов для совместных репетиций в летних лагерях. Встречи для совместного пения, общения, обмена впечатлениями и отдыха – эта практика была распространена отнюдь не только в советском образовании. Скорее она уже по-своему воспроизводила образцы европейских государств – Болгарии, Чехии, Австрии. Достаточно вспомнить деятельность знаменитых европейских педагогов и композиторов XX века – венгров Золотана Кодая и Белы Бартока, австрийца Карла Орфа, швейцарца Эмиля Жак-Далькроза, голландца Пьера Ван Хауве.Инициатива Ольги Голодец, получившая поддержку столичного Департамента образования, первым своим этапом была реализована в июне на берегу Черного моря – в замечательном болгарском оздоровительном комплексе «Камчия», принадлежащем Правительству Москвы. Под управлением главного дирижера заслуженной артистки России Татьяны Ждановой 32 детских хоровых коллектива, а это тысяча (!) московских ребят, подготовили общую хоровую программу. С огромным успехом она была исполнена в Светлановском зале Московского международного Дома музыки 16 сентября. Поддержать образовательную инициативу и пообщаться с ребятами в этот день в зал на Красных Холмах приехали известные музыканты – знаменитый российский композитор и хоровой дирижер, профессор Московской консерватории Валерий Калистратов, художественный руководитель фестиваля «Звезды Камчии» известная болгарская певица Грета Ганчева.С приветствием к участникам концерта обратился первый заместитель руководителя Департамента образования Вениамин Шаевич Каганов: «Дорогие дети! Слушая вас, я вместе со всеми радовался, наслаждался вашими талантами и понял, что вы здорово сдружились в Камчии. Но для того чтобы петь так, как вы сегодня пели, нужны инициативные, «заряженные» руководители, и сегодня я также хотел поблагодарить педагогов-хормейстеров и ваших родителей, которые вас любят и поддерживают. Я вижу, что эксперимент в Камчии прошел великолепно, и мы постараемся сделать все, для того чтобы повторить этот опыт следующим летом, чтобы ваше хоровое братство крепло».Концерт 20 октября в Зале церковных соборов стал не только вторым гала-концертом новой городской образовательной программы «Поют дети Москвы», он дал старт важнейшему тематическому проекту под названием «Значимые события российской истории». 200-летие Бородинского сражения и победы России в Отечественной войне 1812 года, 400-летие изгнания польских интервентов из Москвы в 1612 году, 70-летие битвы под Москвой зимой 1941-1942 годов – вокруг юбилейных дат судьбоносных событий российской истории, на которые оказался богат 2012 год, строилась композиция этого концерта. Режиссеры искусно связали театрализованными интермедиями все номера и тематические блоки праздника, так что он прошел на одном дыхании и для слушателей, и для участников. Много помогли в этом не только отлично подготовившиеся юные исполнители, но и профессиональные артисты – солист Камерного музыкального театра им. Б.А.Покровского лауреат международных конкурсов Игорь Вялых (представший в сценическом образе Юрия Долгорукого), солисты Музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко народный артист России Анатолий Лошак (исполнивший партию Наполеона) и народный артист России Леонид Зимненко (выступивший в роли фельдмаршала Кутузова).Наряду с популярными песенными сочинениями в концерте прозвучало множество произведений русской классической музыки – фрагменты из опер «Жизнь за царя» М.И.Глинки, «Война и мир» С.С.Прокофьева, «Юрий Долгорукий» В.Г.Агафонникова, оратории «Минин и Пожарский» С.А.Дегтярева, кантаты «Москва» П.И.Чайковского. Несмотря на эту высокую, почти академическую интонацию, смена сценических жанров, коллективов, декоративных элементов сделала концерт интригующе-увлекательным даже для младших школьников.Среди детских хоровых коллективов, выступавших на сцене, конечно, были наиболее яркие, имеющие огромный опыт концертных выступлений на лучших площадках Москвы. Это старший хор, кандидатский хор «Радуга» и Оркестр русских народных инструментов детской музыкально-хоровой школы «Радость», концертный хор «Веснянка» Дворца творчества детей и молодежи, старший и камерный хоры Детской школы искусств «Родник», хоры «Дебют», «Каданс» и «Единство» образцового коллектива Хоровой школы мальчиков и юношей Центра детского творчества «Дебют», старший хор образцового коллектива Музыкально-хорового центра «Лель» Дворца творчества детей и молодежи города Зеленограда, концертный хор «Баркарола» школы №488, концертный хор Хоровой студии «Созвучие» Центра детского творчества «Тушино», Московская хоровая капелла мальчиков.Сильное впечатление на слушателей произвели и взрослые музыкальные коллективы, принимавшие участие в концерте: православный солдатский хор инженерных войск «За Веру и Отечество» (художественный руководитель – игумен Варнава), Академический мужской хор ветеранов войны, труда и Вооруженных сил (руководители – заслуженный деятель искусств России Григорий Новиков и заслуженный артист России Сергей Соколов).Но главным героем концертной программы, конечно, стал Большой сводный хор московских школьников, состоявший более чем из 30 хоровых коллективов образовательных учреждений Москвы. В прологе концерта две тысячи детских голосов подхватили мелодию песни Ефрема Подгайца на слова А.С.Пушкина «Москва… как много в этом звуке», а потом вновь и вновь демонстрировали стройное хоровое звучание на произведениях русской классической и популярной музыки. Здесь были и хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М.И.Глинки, и «Гимн Москве» из оперы «Война и мир» С.С.Прокофьева, и песенная сюита на темы русских народных песен, «Подмосковные вечера», «Катюша», «Калинка»… Заключительную точку в программе концерта поющий зал поставил исполнением чудесной лирической песни Арно Бабаджаняна «Лучший город земли». Словом, концерт, заявивший о новом образовательном проекте, стал настоящим праздником русской культуры и русской истории. И это главное.Выражая особую благодарность Департаменту образования и Правительству Москвы, все педагоги-хормейстеры – участники прошедших концертов видят в них начало нового этапа в развитии детского хорового исполнительства и надеются, что хоровой жанр станет одним из ведущих в деле реформирования российского образования на основе его вековых исторических традиций.
Комментарии