Владимир Маяковский никогда не умещался ни в какие рамки. Ни в юности, когда сознательно эпатировал публику своей желтой кофтой и призывом сбросить классиков с корабля современности, ни в зрелости, устав от жавшей со всех сторон жизни, ни после смерти.
Интересно, что одним из первых поддержал Маяковского Горький. О том, как «продирался» Маяковский к известности, к тому, чтобы занять в поэзии свое достойное место, красноречиво рассказывает его современник Юрий Анненков.«…Первый значительный (рекламный) успех в карьере Маяковского произошел в 1916 году. В эту эпоху знаменитость, популярность и литературный авторитет Максима Горького были в полном расцвете, и я помню до всех мелочей ночь, проведенную в подвале «Бродячей Собаки». Среди символистов, акмеистов, футуристов… присутствовал там и Максим Горький….Прочитав отрывок из поэмы «Война и Мир» и два-три коротких лирических стихотворения, Маяковский сошел с эстрады.- Болтовня! Ветряная мельница! – кричала публика.Нахмурив брови, Горький встал со стула и твердым голосом произнес:- Глумиться здесь не над чем. Это очень серьезно. Да! В этом есть что-то большое. Даже если это большое касается только формы, – и, протянув руку гордо улыбавшемуся Маяковскому, он добавил: – Молодой человек, я вас поздравляю!Мы устроили овацию Горькому, и эта ночь превратилась в подлинный триумф Маяковского… Продвижение Маяковского в литературной иерархии значительно ускорилось. Маяковскому было 23 года».Мощный и безусловный талант Владимира Маяковского поразил современников прежде всего яркой образностью языка. Метафоры в его стихах, словно алмазы, чаще всего грубой обработки, ведь не случайно он сам говорил, что его стихи войдут в жизнь страны «весомо, грубо, зримо». Еще бы! Кто, кроме него, «…волком бы выгрыз бюрократизм»? Но именно своей неприглаженностью, осознанной остротой они и вонзались в мозг и сердце читателя, чтобы навсегда там остаться. Даже о любви он говорил по-своему, по-маяковски:Любит? не любит? Я руки ломаюи пальцы разбрасываю разломавшитак рвут загадав и пускают по маювенчики встречных ромашекА вот фраза, милая нынче сердцу каждого, мечтающего о славе поп-звезды:Послушайте!Ведь если звезды зажигают -значит – это кому-нибудь нужно?Жаль, что наши порой непредсказуемые подростки не знают строк из стихотворения «Сергею Есенину»:В этой жизнипомеретьне трудно.Сделать жизньзначительно трудней.На примере Маяковского можно стопроцентно утверждать, что краткость – сестра таланта. Уметь в нескольких словах сказать о главном или просто интересном, да так, что это останется в памяти читателя надолго, – явление не столь частое.К примеру:…Тот,кто постоянно ясен -тот,по-моему,просто глуп.Тут же и некогда очень известное:…Помни это каждый сын.Знай любой ребенок:вырастет из сына свин,если сын – свиненок.Маяковский умел в нескольких словах выразить так много, как не всякий прозаик – в повести:…Я хотел быжить и умеретьв Париже,если б не былотакой земли – Москва.Но если бы даже Маяковский не стал гениальным поэтом, он бы наверняка остался в истории как создатель агитационно-сатирического плаката. Причем, даже увлекшись поэзией, он все равно был уверен в своем художническом будущем, ведь живописи он учился сначала в студиях и Строгановском училище, потом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его необычный талант очень пригодился в работе над «Окнами РОСТА», где рисунок или реклама подкреплялись поэтическими строками, к примеру, такими:Болтливость -растратарабочих часов!В рабочее время -язык на засов!Поэт, еще гимназистом увлекшийся идеями анархистов и большевиков, в юности трижды арестованный и побывавший в РСДРП, искренне верил в победу пролетарской революции в России, в ее великое будущее. И эта вера передавалась строителям новой жизни. И как бы ни относились сегодня к Сталину, его слова о Маяковском справедливы: «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям – преступление». Сегодня я бы сделала акцент на «талантливейшем поэте», у которого был свой роман с жизнью:Ненавижувсяческую мертвечину!Обожаювсяческую жизнь!Как известно, Маяковский много ездил по стране. Современники, бывавшие на его встречах с читателями, подчеркивали остроумие поэта, молниеносную реакцию на самые неожиданные или провокационные вопросы. К примеру, его спрашивают: «Вот вы писали, что «среди грузинов я – грузин, среди русских я – русский», а среди дураков вы кто?» Маяковский метко парирует: «А среди дураков я впервые». О стихах: «Мы с товарищем читали ваши стихи и ничего не поняли». Ответ: «Надо иметь умных товарищей». И еще: «Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!» Ответ: «Мои стихи не печка, не море и не чума!»Интересно, что и в прозаических заметках, письмах, интервью он не выглядел менее ярко и талантливо.«…Если же твой градусник будет лазить дальше, чем тридцать шесть градусов, то я ему обломаю все лапы». (Из письма Л.Брик)«Красивая женщина – рай для глаз, ад для души и чистилище для кармана».Но сердце его по большому счету все-таки принадлежало молодой республике:И я,как весну человечества,рожденнуюв трудах и в бою,поюмое отечество,республику мою!А страна продолжала жить трудно и непредсказуемо. В конце 20-х годов напряжение в обществе нарастало, близился сталинский террор. Все это психологически давило на поэта. А тут еще его выставка «20 лет работы» осталась мало замеченной творческими кругами. Попытки устроить семейную жизнь ни к чему не приводили. Женщины не желали связывать свою судьбу с этим мощным и малопонятным для них человеком. Поездки за границу надо было оплачивать золотом своего таланта, потраченного на разоблачение капиталистической системы в целом и ее «мещан» в частности.И если в первые поездки Маяковский искренно верил в преимущество социализма, который вот-вот будет построен в стране, то с наступлением профессиональной и политической зрелости у поэта стало возникать много вопросов, которые уже опасно было задавать кому бы то ни было.И все-таки поэт продолжал работать и создал в эти годы пьесы «Клоп» и «Баня», где дал волю своей сатире в адрес «бюрократов коммунизма» (по выражению автора). Поставить их на сцене решился только Мейерхольд – слишком много острого в адрес современного ему общества позволил себе автор. К сожалению, это дорого обошлось режиссеру-новатору, который впоследствии был арестован и заключен в тюрьму, где и скончался.Прошли десятилетия, а пьесы эти опять оказались «вредны» для государства, так как уже в 90-х годах власть имущие снова были не прочь устроить себе сладкую жизнь за счет остального общества.Острый ум и горячее сердце Маяковского не давали ему спокойно наблюдать то, что мешало развитию молодого государства. Он придавал большое значение сатире и мечтал о том, что когда-нибудь ее будут преподавать в школе.Однако проза жизни этих лет была весомее творческих удач и надежд на устройство личной жизни. В стране начинались репрессии против «врагов» советской власти, иллюзии о справедливом обществе таяли на глазах. В личном плане тоже не предвиделось перспективы. И Владимир Владимирович решил сам поставить точку на своей жизни……Я хочу быть понят моей страной,а не буду понят -что ж?!По родной странепройду стороной,как проходиткосой дождь.
Комментарии