search
main
0

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” “Российская Федерация в лице федеральных (центральных) органов государственной власти и управления в рамках их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников”.
В развитие указанного закона в Государственной Думе подготовлен и прошел первое чтение проект Федерального закона “О государственном стандарте общего образования”. Настоящий документ разработан с учетом этого проекта и отражает его основные положения.
Названный проект Федерального закона предусматривает следующее назначение государственного стандарта общего образования:
Статья 3. “Государственный стандарт общего образования призван обеспечивать:
– равные возможности для всех граждан в получении качественного образования;
– единство образовательного пространства в Российской Федерации;
– академические свободы обучающихся и педагогических работников;
– академическую мобильность обучающихся, право выбора образовательного учреждения;
– защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
– преемственность образовательных программ общего образования, возможность продолжения обучения на всех ступенях общего образования, возможность получения профессионального образования;
– социальную и профессиональную защищенность обучающихся и педагогов;
– право граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников”.
Проект Федерального закона определяет также, что государственный стандарт общего образования является основой для:
Статья 4, п. 4. – “разработки федерального Базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов аккредитованных образовательных учреждений, примерных программ образовательных областей и учебных предметов;
– объективной оценки уровня подготовки выпускников аккредитованных образовательных учреждений:
– объективной оценки деятельности аккредитованных образовательных учреждений;
– определения объемов бюджетного финансирования образовательных услуг, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;
– установления эквивалентности документов об общем образовании на территории Российской Федерации, нострификации на территории Российской Федерации документов об общем образовании иностранных государств;
– установления федеральных требований к оснащению образовательного процесса, оборудованию учебных помещений аккредитованных образовательных учреждений”.
Государственный стандарт общего образования обязателен для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
В соответствии со статьей 5, п.1 проекта Федерального закона “государственный стандарт общего образования состоит из федерального, регионального (национально-регионального) компонентов и компонента образовательного учреждения”.
В данном издании представлен проект Федерального компонента государственного стандарта общего образования в части “Обязательного минимума содержания основных образовательных программ” и “Требований к уровню подготовки выпускников”.
БАЗОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ СТАНДАРТА
Основная цель общего среднего образования – подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной позиции в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самобразованию и самосовершенствованию.
На реализацию указанной цели направлены основные критерии и базовые основания построения образовательного стандарта:
╥ модернизация содержания общего образования в соответствии с требованиями современности при сохранении традиций российской школы;
╥ разгрузка содержания образования и обеспечение психического и физического здоровья учащихся;
╥ соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
╥ личностная ориентация содержания образования;
╥ востребованность результатов образования в жизни;
╥ деятельностный характер образования, ориентация содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
╥ усиление социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующей утверждению ценностей гражданского общества, становлению и социализации личности ученика в условиях современного мира;
╥ обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений), возможностей для реализации различных образовательных практик;
╥ целостность содержания образования;
╥ ориентация на реализацию компетентностного подхода к содержанию образования, на формирование ключевых (базовых, универсальных) компетентностей – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Интегральным результатом такой направленности содержания общего образования должно быть становление человека, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, обладающего многофункциональными компетентностями, которые позволяют ему самостоятельно решать различные проблемы повседневной, профессиональной и социальной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях, открытого для иного мнения и неожиданной мысли.

Стандарт и требования концепции модернизации российского образования
Как указывается в “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”, модернизация общеобразовательной школы предполагает “ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования”. В Концепции подчеркивается также, что важнейшими задачами воспитания является “формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”.
В проекте федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования отражены и названные общие цели модернизации общеобразовательной школы, и ее конкретные направления, указанные в Концепции, в том числе:
╥ нормализация учебной нагрузки учащихся, устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психической здоровье;
╥ усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, – экономики, истории, права, русского, родного и иностранного языков, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения;
╥ обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;
╥ более полное использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности;
╥ повышение удельного веса и качества занятий физической культурой.
В дополнение к указанным направлениям в стандарте внесены существенные новации и изменения как в содержание образования в целом – придание ему личностного смысла, деятельностного характера, практической направленности, так и в содержание многих учебных предметов, в частности:
╥ Русский и иностранный языки – существенное изменение концепции обучения, с его концентрацией на вопросах речевого развития.
╥ Литература – значительно обновлен перечень литературных произведений с акцентом на их роли в духовно-нравственном и эстетическом воспитании.
╥ Математика – введены элементы теории вероятности и статистики, впервые создан общекультурный курс математики для базового уровня старшей школы.
╥ Естествознание – серьезно усилена прикладная, практическая направленность всех учебных предметов данной образовательной области, в частности в Биологии значительно расширено содержание раздела “Человек” (проблемы физического и психического здоровья, здорового образа жизни, экологической грамотности).
╥ География – реализована новая концепция содержания с переходом от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к синтетическому географическому курсу.
╥ История – полнее раскрываются историко-культурные аспекты, роль человеческого фактора, введен проблемный курс истории в старшей школе.
╥ Обществоведение – впервые его изучение (как и изучение “Искусства”) становится непрерывным на протяжении всего школьного образования; одновременно впервые в основной и старшей школе вводятся самостоятельные учебные курсы “Экономика” и “Право”.
╥ Природоведение – в качестве перспективного предложен вариативный (по выбору) подход к стандарту: для V и для V-VI классов, с учетом возможного создания в дальнейшем пропедевтического курса Естествознание для младшего подросткового возраста, и т.д.
Следует отметить также еще две серьезные новации предлагаемого стандарта:
╥ Стандарт старшей ступени школы представлен на двух уровнях – базовом и профильном.
╥ Впервые на всех ступенях обучения выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует как целостному представлению содержания школьного образования, так и деятельностному его освоению.

Структура стандарта
Проект Федерального закона “О государственном стандарте общего образования” устанавливает:
– общую продолжительность обучения в школе – 11 лет;
– нормативные сроки каждой ступени: начальная школа – 4 года обучения, основная школа – 5 лет обучения, старшая школа – 2 года обучения;
– профильное обучение в старшей школе.
Соответственно в проекте стандарта выделены три ступени образования – начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование. Внутри ступеней стандарт структурирован по образовательным областям и учебным предметам.
В данном издании представлены два главных компонента стандарта – обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников.
Максимальная учебная нагрузка обучающихся установлена в проекте Федерального закона “О государственном стандарте общего образования” и действующих требованиях Санитарных правил и норм.
Нормативы времени, отведенного на изучение отдельных учебных предметов, определены в “Объемных показателях для разработки федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования”, рекомендованных коллегией Министерства образования Российской Федерации.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ устанавливает содержание образования, которое каждое общеобразовательное учреждение Российской Федерации должно предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Данный компонент стандарта направлен на обеспечение интеллектуального, духовного, общекультурного развития, социальной и функциональной грамотности учащихся, возможности их дальнейшего обучения на последующих ступенях образования.
Задача обязательного минимума – представить основные ценности и достижения национальной и мировой культуры (в том числе фундаментальные научные идеи и факты), определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации ученика.
В обязательном минимуме представлены: цели образования, относящиеся к образовательной области или учебному предмету на соответствующей ступени обучения; содержание образования, доведенное до целостных, обобщенных его компонентов, которые в значительной мере описываются в деятельностной форме.
Требования к уровню подготовки выпускников устанавливают содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым выпускником, и включают описание ожидаемых результатов обучения, необходимых для получения документа государственного образца об образовании соответствующего уровня.
Требования задаются преимущественно в деятельностной форме: “Знать и понимать”; “Уметь (владеть способами познавательной деятельности”); “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни”. Требования направлены прежде всего на формирование обобщенных способов учебной деятельности (общих учебных умений и навыков), конкретных (специальных) способов учебной деятельности по отдельным предметам, обобщенных способов познания, коммуникативной, практической и творческой деятельности, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данной образовательной области, учебного предмета.
Требования к уровню подготовки выпускников нацелены на:
╥ обеспечение преемственности по отношению к предыдущим и последующим ступеням образования;
╥ формирование у обучающихся представлений о фундаментальных научных и культурных ценностях;
╥ достижение функциональной грамотности выпускников и их готовности к освоению профессионального образования и профессиональной деятельности, востребованных на рынке труда;
╥ социализацию обучающихся, освоение ими традиций и обычаев, социальных норм, нравственных правил и ключевых социальных компетенций.
Структура и содержание требований к уровню подготовки выпускников согласуются со структурой и содержанием обязательного минимума содержания основных образовательных программ, преемственны по ступеням обучения и по всем образовательным областям, учебным предметам.

Заключение
В указанных двух главных компонентах образовательного стандарта – “Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ” и “Требованиях к уровню подготовки выпускников” – предстояло отразить названные выше базовые основания стандарта и задачи модернизации содержания общего образования.
Авторский коллектив ВНК “Образовательный стандарт” надеется, что широкое общественное обсуждение и профессиональная экспертиза проекта помогут серьезно продвинуться к решению поставленных задач и будут способствовать доработке публикуемого проекта.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте