search
main
0

Пояс цветной из играющих звезд. Интегрированный урок искусства речи и физики

Цели урока. 1. Вдохновить учеников на создание оригинальных страничек в «Почемучку» с помощью этимологических поисков, речеведческих наблюдений над ассоциативными радужными образами у различных поэтов, знакомства с историческими, научными, мифологическими сведениями. 2. Формировать умение дифференцировать научные и художественные описания данного природного явления; развивать ассоциативное мышление. 3. Воспитывать любознательность, стремление познавать окружающий мир и открывать его тайны.

Подготовительная работа

1. Чтение информации о радуге в научно-познавательных и учебных изданиях. Консультации с учителями естествознания.

2. Оформление индивидуальных творческих страничек с помощью радужных рисунков и поэтических цитат для работы на уроке.

3. Чтение стихов различных поэтов, самостоятельный выбор эпиграфа к уроку.

4. Перечитывание любимых страничек «Почемучки» (А.Дитрих, Г.Юрмин, Р.Кошурникова «Почемучка» – энциклопедия для школьников». Алматы, 1993 г.): выяснение, чем отличаются «почемучкины» истории от серьезных энциклопедических статей и параграфов учебников.

Оборудование

1. Плакат с рисунком-схемой образования радуги (или же цветной рисунок на доске).

2. Радужные декоративные лоскутки-полоски на тюлевых занавесках кабинета.

3. Трехгранные призмы на партах для физических наблюдений.

4. Видеокассета с записью цикла передач «История одного шедевра» (автор и ведущий Виктор Татарский).

5. Аудиокассета или компакт-диск с записью композиции Клода Дебюсси «Сады под дождем».

6. Поэтические странички с текстом стихотворения Константина Бальмонта «Радуга» и отрывком из рассказа Ивана Ефремова «Бухта радужных струй».

Настроение

Учитель: Радуга… «Жемчужным разноцветным мостом» называл ее Василий Жуковский. Константину Бальмонту чудился в ее образе кометный хвост Жар-птицы. Сергей Есенин так описывал свое появление на свет:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

История одного шедевра. Удивительного явления по имени Радуга, которое сотворила «природа – храм Красоты и Человечности», воспетого живописцами, поэтами, музыкантами, учеными… Мы – юные художники слова – попробуем внести свой творческий вклад в прославление радужного чуда.

Видеопутешествие в Русский музей (г. Санкт-Петербург). Просмотр фрагмента передачи о картине Архипа Куинджи «Радуга» (цикл «История одного шедевра»).

Учитель: «История-то закончена – жизнь продолжается» – так ответил своим ученикам замечательный художник. И наша сегодняшняя творческая мастерская – подтверждение его слов. Мы попытаемся нарисовать словесную картину «Радуга». Это будет своеобразный ответ на вопрос, заданный Куинджи своим ученикам: «А что там – за радугой?» Музой-вдохновительницей пусть станет Ирида – древнегреческая богиня радуги. Авторы знаменитой двухтомной энциклопедии «Мифы народов мира» почему-то оставили ее без отдельной словарной статьи. Хотя мы с вами читали миф «Олимп» и знаем, что она допускалась к трону самого Зевса. Давайте же попробуем написать собственную словарную статью в мифологическую энциклопедию: какой вам представляется Ирида?

Составление словарной статьи для энциклопедии

Ирида – богиня радуги в древнегреческой мифологии. Первоначально была смертной. И. выделялась среди людей своим богатым творческим воображением: у нее был редкий дар оживлять свои мечты и грезы. Сероглазая Афина, приметив И. еще в младенчестве, уговорила Зевса забрать юную фантазерку на Олимп. Верховный бог подчинился желанию любимой дочери. Чтобы никто не узнал о том, что И. смертна, сделал ее своей служанкой. Она же – в благодарность Зевсу и Афине – воплотила в реальность свою самую заветную мечту: И. сотворила радугу, призванную дарить радость и богам, и людям. (Самый удачный вариант от Кати Кругликовой.)

«Вернисаж»

Радужный спектр

Учитель: Ирида – щедрая богиня. Она подарила свои цветовые оттенки некоторым земным цветам. Говорят, что весна брала лучи солнца, смешивала их с лучами радуги и, передвигаясь с юга на север, бросала на землю. И там, куда падали лучи, распускались желтые, оранжевые, красные и фиолетовые цветы. Древние греки называли радугу ирисом, а потому и цветок, схожий с радугой по окраске, стали именовать ирисом, считая цветы осколками упавшей на землю радуги.

Творческие люди воспользовались дарами Ириды с пользой для себя. Например, художники смешивали краски радуги на своих полотнах, и рождался самобытный колорит. Мы рассматривали картину Куинджи, а теперь взгляните на репродукцию картины с таким же названием у Николая Дубовского. Цветовая гамма совершенно другая – в нежно-голубых, лазурных и розовых тонах.

Ребята делятся своими впечатлениями от картин А.Куинджи и Н.Дубовского.

Писатели придумали массу синонимов к радужным цветам. Давайте возьмем в руки словесную палитру и вспомним эти синонимы. Может быть, кому-то удастся восстановить в полном объеме словарную статью из словаря синонимов? Можно их чуточку разукрасить с помощью оценочно-экспрессивных добавочных значений.

Дети распределяются по группам и записывают на свои радужные странички синонимы.

Словесная палитра радуги (начало)

Красный – багровый, багряный, алый, пунцовый, пурпурный, огненный, пламенный, рубиновый, коралловый…

Оранжевый – апельсиновый, морковный…

Желтый – золотой, золотистый, янтарный, лимонный, солнечный…

Зеленый – изумрудный, травяной, салатный, малахитовый…

Голубой, синий – васильковый, сапфировый, небесный, лазурный, лазоревый, бирюзовый, ледяной, морской…

Фиолетовый – сиреневый, фиалковый, лиловый, аметистовый…

Ученики оставляют свободное место на своих творческих страничках для дополнительных экспрессивных оттенков к каждому радужному цвету. Пополняют они свои синонимические ряды позднее в процессе аналитической работы над стихотворением К.Бальмонта «Радуга».

В археологической словесной экспедиции. Этимологические раскопки

Учитель: Радуга – светлое, доброе, сияющее, радостное слово. А можно ли назвать слова «радуга», «радость», «радушие» однокоренными? К какому выводу вы пришли, поработав с различными словарями?

Некоторые ребята в процессе выполнения данного задания продолжают настаивать на том, что данные слова принадлежат к одному словообразовательному гнезду. Их аргументы относятся, скорее, к эмоциональной сфере, но они чрезвычайно интересны.

Учитель: Докажите неслучайность появления в нашем языке фразеологизма «видеть (представлять) в радужном свете». Объясните его значение: представлять что-либо хорошим, приятным, удачным, счастливым.

«Ассоциация»

Учитель: Главный герой популярной книги Сергея Алексеева «Сокровища Валькирии» Русинов, познакомившись с необычными людьми, поклонявшимися Солнцу, вдруг открыл тайны родного языка. Он неожиданно для себя отворил «некую невидимую дверь, за которой каждое слово… обрело тайный, глубинный смысл, наполнилось неведомой очаровательной магией». Русинову стало казаться, что этимологические словари или нагло врут, или вводят своих читателей в заблуждение. «Оказывается, и нужно-то было лишь слегка почистить слово, сдуть с него пыль веков, чужих наречий, неверного толкования, и оно начинает сиять, как жемчужина, освобожденная от серой, невзрачной раковины. Он нашел ключ – в основе огромной толщи слов, которые означали обрядовую суть человеческой жизни от рождения до смерти, было заключено всего три понятия: солнце – РА, земля – АР, божество – РОД. Язык сразу засветился и как бы озарил сознание!.. Благодаря этому ключу Русинову стали открываться все слова; их можно было петь, можно было купаться в них, как в воде, дышать, как воздухом:

– Ра-ду-га, п-ра-вда, д-ар, ве-ра, к-ра-й, ко-ра, род-ина, на-род, род-ник».

Я предлагаю вам авантюрную этимологическую задачу: давайте попробуем доказать, что оригинальная языковая версия писателя С.Алексеева имеет право на существование, используя для этого словесную ткань стихотворения К.Бальмонта «Радуга».

Герменевтическое прочтение стихотворения К.Бальмонта «Радуга» как доказательство оригинальной языковой версии писателя С.Алексеева

Вывод: Языковая версия

С.Алексеева, выдвинутая им в художественном романе «Сокровища Валькирии», не такая уж фантастическая. Обоснованность лексических и этимологических наблюдений писателя подтверждает стихотворение К.Бальмонта. Поэт не случайно описывает радугу с помощью слов, в составе которых употребляются слоги «ра», «ар». Земля и Солнце (значение этих слогов в этимологической версии Алексеева) будто на миг соединяются в кратковременном появлении радуги.

Секрет поэтического мастерства К.Бальмонта

Учитель: Почему стихотворение у К.Бальмонта получилось таким красивым и выразительным?

Ответы учащихся.

Учитель: По всей видимости, поэта щедро одарила Ирида. И он разукрасил радугу с помощью изысканных художественно-изобразительных средств: перифраз, метафор, эпитетов, сравнений… Бальмонт испытывает особое пристрастие к цветовым эпитетам, он использует их, как импрессионист: словно художник, смешивает краски на палитре, накладывает одну на другую и получает удивительные цветовые оттенки. Его поэма «Фата Моргана», состоящая из 21 стихотворения, – песнь во славу многоцветия. Каждое стихотворение посвящено одному цвету или смеси. Откуда такое богатство? Не иначе божественное послание Ириды. Вслушайтесь в названия этих стихотворений: «Предрассветно-лепестковый», «Прощально-золотистый», «Опалово-зимний», «Хрустально-серебристый»… Давайте и мы обогатим нашу цветовую гамму подобными сложносоставными прилагательными.

Дети продолжают свои синонимические ряды.

Словесная палитра радуги (продолжение)

К – огненно-коралловый, завораживающе-пурпурный, чарующе-алый.

О – золотисто-персиковый, чарующе-оранжевый, задорно-апельсиновый.

Ж – загадочно-желтоватый, пленительно-золотистый, лимонно-ускользающий.

З – изумрудно-колдовской, хвойно-травянистый, игольчато-бирюзовый.

Г – приветливо-лазурный, замораживающе-голубой, хрустально-лазоревый.

С – снежно-синеватый, туманно-синеющий, изумрудно-васильковый.

Ф – предзакатно-фиалковый, задумчиво-фиолетовый, шаловливо-лиловый.

Учитель: Было время, когда Бальмонта упрекали в излишней красивости, в «чрезмерной пряности» (Александр Блок) его стихотворений. Но разве может быть много красоты? Поэт «запечатленных мгновений» (Валерий Брюсов) пытался вырвать у вечности миг и запечатлеть его в слове. Кратковременное появление радуги на небе вылилось в целое поэтическое созвездие «бальмонтизмов». Какой «бальмонтизм» (иначе ассоциативный образ) вам понравился больше всего?

Ребята знакомят друг друга со своими художественными предпочтениями.

«Дуэль»

Учитель: А теперь давайте попробуем все-таки посоревноваться с замечательным поэтом. Придумайте собственные перифразы для прекрасной героини нашей мастерской.

Радуга – разноцветные клавиши на небесном пианино. (Ксюша Попова);

– старая кисть художника, на которой смешались краски.

(И. Веретельникова);

– качели, перевернутые шалуном-ветром; беговая дорожка для семи разноцветных красок; кусочек луны, который, отломавшись, окунулся в семь красок на палитре художника; солнцедождевой салют. (Каскад перифраз от К.Барташевич);

– смысл, живущий в душе; мысль художника, рисующего картину. (Т.Кривчикова);

– семицветный хрустальный ошейник для любимой огненной кошки Ириды. (Л.Дорошева);

– семицветный пояс Ириды; небесные врата из сверкающих дождевых алмазов. (Наталья Ивановна).

«Импровизация»

Рисование словесных картин по музыкальным впечатлениям от композиции К.Дебюсси «Сады под дождем»

Радуга в представлении древних людей и в современной науке

Учитель: Первые христиане и иудеи считали радугу лучом божественного света, исходящего с небес. Поверье о золотом кладе, который закопан там, где радужный свод упирается в землю, возможно, родилось из рассказов о том, что ангелы сидят на вершине радуги и, играя, скатывают вниз золотые монетки. Если бы вы жили в те далекие времена, как бы вы объяснили появление радуги?

Научное объяснение учителя физики

На востоке, в Древнем Китае, излюбленным украшением в доме, даже у бедняков, были стеклянные шары и призмы, дающие радужные блики на стенах. Европейцы неоднократно описывали эти китайские игрушки. Тем не менее никто не сопоставлял эти пестрые китайские стекляшки с великолепными красками радуги, играющей на небе. Эта связь была открыта только в исследованиях великого Исаака Ньютона:

Природы строй, ее закон в извечной мгле таился,

И Бог сказал: «Явись, Ньютон!» – и всюду свет разлился.

В 1664-1667 гг. в Англии свирепствовала чума, которая унесла много человеческих жизней. Молодой 24-летний ученый-физик И.Ньютон в 1666 г. вынужден был покинуть Кембридж и уехать в деревню Вулсторп, где провел безвыездно более года (вспомним Болдинскую осень А.С.Пушкина). Он так писал о своем пребывании на малой родине: «В это время я пережил лучшую пору своей юности и больше интересовался наукой, чем когда бы то ни было впоследствии». Результатом его исследований явилось открытие разложения белого света в спектр при прохождении через трехгранную призму.

Ребята, у вас на партах лежит оптический прибор – та самая трехгранная призма. Возьмите ее в руки и посмотрите сквозь нее на свет. Вы увидите радужную полоску, которую Ньютон назвал спектром (в переводе с латинского «видение»). Радуга – это семь разноцветных небесных полос, появляющихся вследствие прохождения солнечных лучей сквозь капли дождя. Капля – это маленькая трехгранная призма, на которой белый свет разлагается в спектр, представленный семью цветами.

Когда солнце, свет которого кажется нам бесцветным и прозрачным, сияет сквозь пелену дождя, многие его лучи проходят через центр дождевых капель и остаются при этом неизменными. Но некоторые лучи, особенно те, которые проникают в дождевую каплю у ее краев, отклоняются в своем движении. Такой преломленный свет раскладывается на составляющие цвета, а затем падает на заднюю блестящую поверхность дождевой капли под таким острым углом, что отражается извне.

Ребята рассматривают рисунки-схемы образования радуги.

Цвета первичной радуги всегда появляются в одном и том же порядке, сверху вниз – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Существует несколько мнемонических правил для запоминания последовательности радужных цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» или «Как однажды Жак-звонарь голубой стащил фонарь».

Лучше всего радугу видно после грозы, когда солнце находится низко, не превышает 420 над горизонтом, ярко светит через чистый безоблачный участок неба. Нужно повернуться спиной к солнцу и смотреть в ту сторону, где все еще висят грозовые тучи и вдалеке идет дождь. А вообще радуги возникают везде, где есть падающая вода и солнечный свет. Присмотритесь, и вы увидите их в брызгах водопада или среди гонимых ветром гребней волны.

Учитель: И все-таки, несмотря на все научные объяснения, радуга больше говорит сердцу художника, нежели физика. Ведь, глядя на радугу, большинство из нас видят не длину световой волны, а нечто дивное и прекрасное. Что испытывает человек, созерцающий радугу?

Ответы детей.

Восторг, восхищение, радость, очарование, благоговение, трепет, самозабвение, удивление, упоение, восторженный трепет, трепетное волнение…

Учитель: Во время Всемирного потопа радуга воспринималась Ноем и его семейством как знак надежды на счастливое будущее, на то, что большие воды потопа никогда не уничтожат жизнь на земле. С тех пор верующие люди считают радугу божественным знаком, божественным посланием им – грешникам.

В 1944 г. Иван Антонович Ефремов, писатель и ученый-палеонтолог, создал удивительный рассказ «Бухта радужных струй». Его герои – советские морские летчики. Во время одного воздушного боя с немецкими «мессершмитами» наш самолет получил значительные повреждения и готов был рухнуть в океан. Однако пилотам в результате неимоверных усилий все-таки удалось дотянуть до берега и посадить его. Боевые друзья оказались в необычной бухте, на дне которой лежали расщепленные стволы загадочных деревьев и, заворачиваясь спиралями, распространяли радужные струйки. Прочитайте описание незабываемой картины, увиденной летчиками, на своих творческих страничках. Дополните свои синонимические ряды сложносоставными прилагательными, придуманными И.А.Ефремовым.

Ровный, плотный песок на дне давал однотонную, казавшуюся бурой поверхность сквозь голубеющую воду. Над ней во всех направлениях в пронизывающих воду солнечных лучах изгибались и двигались, переплетались и перемешивались струи глубочайшего синего и огненно-золотистого цвета.

Небольшой песчаный бугорок на дне, под грудой изломанных стволов, был окаймлен светло-синим полукольцом, заполненным клубами искрящегося золота и чистейшей сини. Временами между золотом и синью мелькали извивы алых, пылающе-пурпурных и изумрудно-зеленых струй. Сказочная симфония сверкающих красок переливалась, отсвечивала, клубилась и струилась, приковывая взгляд почти гипнотическим очарованием.

Ошеломленные невиданным зрелищем, летчики долго не могли отвести взгляд, пока наконец Сергиевский решительным толчком не ввел лодку прямо в клубящееся золото.

Учащиеся работают с текстом.

Учитель: Как потом оказалось, это было «почечное дерево» (эйзенгартия), наделенное чудесным свойством образовывать радужные спиральки. Что же могла обозначать такая необычная радуга в жизни советских летчиков? Закончите данное предложение своей версией.

«Удивительная радуга на дне морской бухты…»

…вселила в души летчиков надежду на скорое окончание войны. (К.Барташевич);

…вылечила боевые раны летчиков и подарила им веру в победу. (Т.Кривчикова).

«Рефлексия»

Учитель: А что будет символизировать в вашей жизни придуманная нами радуга?

Детские ответы.

Учитель: Пусть же сотворенная нами радуга одарит каждого из нас потрясающей художественной энергией. Пусть радужное настроение как можно чаще посещает вас и вдохновляет.

Домашнее задание: написать страничку «Кто раскрасил радугу?» в детскую научно-познавательную энциклопедию «Почемучка».

Наталья НЕМЫКИНА, учитель русского языка и литературы гимназии №3, Белгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте