search
main
0

Повзрослеть и стать мудрее всего за 20 минут

Провести классный час с незнакомыми детьми, пожалуй, даже сложнее, чем дать обычный, пусть даже конкурсный урок. И вот почему. На занятии по предмету педагог прежде всего обращается к разуму ребенка, а здесь он обращается к чувству, приглашает к открытому, искреннему разговору. В ситуации, когда ребята и педагог впервые видят друг друга, когда у них не сложилось еще взаимопонимание, которое обычно возникает между классом и его классным за год, два или хотя бы за месяц.

Классный час, который проводил победитель конкурса учитель 2009 года Москвы Владимир Кружалов, произвел впечатление, будто он и ребята много раз встречались и уже подружились.

Дети сразу настроились на диалог, который им предложил Владимир Владимирович: «Как я могу повлиять на поступки своих сверстников». Тема для старшеклассников очень актуальна, они постоянно испытывают сами чье-то влияние, а нередко и давление со стороны друзей и сами часто советуют, как следует поступить или чего не следует делать, своим одноклассникам. Владимир Владимирович сразу сумел расположить ребят, внушить им доверие к себе. И они тут же настроились на его волну, на исследование проблемы, которую он им предложил.

Дети расположились полукругом, а учитель сел перед ними. Создавалось впечатление, что занятие происходит вовсе не в классе, а где-нибудь на лесной поляне, настолько непринужденной была обстановка, настолько учитель и ученики понимали друг друга и беседовали, забыв и о жюри, и о гостях.

Сначала ребята исследовали само слово «влияние», что оно означает. Привели примеры: «Товарищ решил прогулять урок, а я его отговорил»; «Я посоветовала подруге не сидеть дома, а вместе пойти на каток»; «Я предложил другу вместе заниматься спортом».

Владимир Владимирович обобщает сказанное. Он говорит, что можно влиять только при наличии выбора, а в ситуации, когда предлагается товарищу что-то сделать совместно, это, можно сказать, влияние себе во благо.

– Еще в каких случаях можно повлиять на человека, кто еще, кроме сверстников, влияет на вас?

Подростки перечисляют: среда, общество, соседи, учителя, телевидение, родители. Последние, к примеру, могут настаивать на выборе той профессии, которая им нравится. Или, если ученик думает совершить какой-либо плохой поступок, его можно отговорить, то есть повлиять на него. Каждый постоянно испытывает влияние на себе. Иногда человек этого даже не замечает, рассуждают старшеклассники.

Учитель добавляет, что влияние может быть положительным и отрицательным. И задает провокационный вопрос:

– Какое из них будем обсуждать?

Ребята почти хором отвечают: только положительное, ненасильственное. Владимир Владимирович предлагает подумать, какими способами можно противостоять отрицательному влиянию? Что поможет повлиять на другого человека? Ученики перечисляют: харизма, хорошие поступки самого советчика, доброе слово, хорошее мнение о том человеке, на которого влияешь, уверенность в себе, более сильная воля, умение внушать, заботливое, уважительное отношение к товарищу.

Владимир Владимирович задает неожиданный вопрос:

– Попробуйте догадаться, что я хочу к этому добавить. Для этого закройте глаза и постарайтесь рассчитаться от одного до двенадцати. Рассчитаться не получилось. Почему? Потому что не хватает правил. Теперь попробуйте то же самое сделать с открытыми глазами.

Ребята рассчитываются. Теперь все получилось.

– Чего не хватало раньше, когда вы были с закрытыми глазами? Умения увидеть другого человека и с ним контактировать. Чтобы повлиять, вам надо видеть лицо человека, которому даете совет, в чем-то его переубеждаете, от чего-то предостерегаете. Тогда вы сможете с ним контактировать, найти понимание. Человек должен быть авторитетным, тогда совет его, скорее всего, воспримут.

– Как стать авторитетным человеком и как сделать, чтобы ваши слова были авторитетными?

Ответы: человек, на которого влияешь, должен верить тебе; должен быть уважаемым; должен обладать сильной волей, настойчивостью, умением убеждать, доказывать свою правоту.

В конце занятия Владимир Владимирович рассказал ребятам древнюю притчу о трех монахах. Содержание ее таково. Отправились в монастырь один за другим трое: сначала послушник, затем дьякон и наконец священник. Каждый из них повстречал язычника. Послушник, а затем дьякон затеяли с ним спор. Взаимопонимания не получилось. А священник сразу понял, что у язычника проблема, и предложил ему свою помощь. Дело закончилось тем, что язычник стал христианином.

– Почему влияние первых из трех закончилось ничем?

Ответ: первые двое не пытались понять язычника, они навязывали ему свое мнение, они просто спорили.

Владимир Владимирович дополнил, сказав, что священник увидел проблему, которая мучила язычника, и помог ее решить. Протянул руку помощи. Кто сумел помочь, тот может стать авторитетом для этого человека, значимым и уважаемым.

– Я надеюсь, что за эти 20 минут занятия вы не только повзрослели на 20 минут, но и стали мудрее, – сказал, расставаясь с ними, Владимир Кружалов.

Жюри, которое возглавляла доктор педагогических наук Алла Шемшурина, довольно высоко оценило его классный час. А самый молодой член жюри, ученик 11-го класса гимназии №1530 Дмитрий Карапоткин, сказал, что это высший пилотаж, потому что он вел себя с ребятами не как учитель, а как наставник.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте