search
main
0

Повышение зарплаты – задача выполнимая. Валерий ПУТЬКО, министр образования и науки Самарской области

В конце прошлого года были подведены итоги реализации проекта «Реформа системы образования» (2002-2006). Участие в проекте, на реализацию которого Всемирный банк выделил 47 млн. долларов (плюс 7 млн. добавили субъекты РФ), позволило пилотным регионам провести глобальный эксперимент по внедрению новых организационно-экономических и управленческих механизмов в системе образования. Сегодня эксперимент становится практикой уже в 39 областях России. Самарская область – один из трех регионов, на территории которых был реализован этот проект. Целью его было изменение содержания образования, внедрение новых принципов управления, оптимизация образовательных учреждений и достижение нового качества.

– Валерий Федорович, похоже, в вашем регионе уже завершаются системные изменения в образовании? Говорят, что профобразование в агропромышленном комлексе у вас готовит не просто специалистов, а целые команды для конкретной работы.

– Работа над проектом потребовала провести реорганизацию всей системы образования в регионе, и сегодня завершено формирование 166 образовательных центров, улучшилось качество образования, на что указывают результаты ЕГЭ. 80% школ получили доступ в интернет, большое развитие получают дистанционные образовательные программы. Для обеспечения доступности качественного образования в сельской местности организован подвоз детей, и сегодня по дорогам области курсируют 428 автобусов.

Можно сказать, что реализация проекта «Реформа системы образования» создала предпосылки для превращения системы начального профобразования в средство социально-экономического развития области. У нас апробирован механизм формирования регионального заказа на подготовку квалифицированных рабочих. А для подготовки кадров для сельского хозяйства разработана специальная программа, на реализацию которой было выделено 65 млн. рублей. Она позволила создать не имеющую аналогов в стране ассоциацию «Аграрный образовательный комплекс», которая объединила 16 образовательных, научных и производственных организаций сельскохозяйственного профиля. Постановлением правительства области недавно принят план мероприятий по материально-техническому, учебно-методическому и кадровому обеспечению этого комплекса на ближайшие пять лет, и на его финансирование выделено 154 млн. рублей. Этот комплекс готовит сегодня команды молодых специалистов, которые едут работать на отсталые сельскохозяйственные предприятия и добиваются там неплохих результатов.

Аналогичные ассоциации создаются сегодня в строительном и нефтехимическом комплексах. Таким образом, продолжается совершенствование нормативно-правового обеспечения социального партнерства учреждений профессионального образования и работодателей.

Большая работа, проводимая в области по оптимизации сети профессионального образования, сегодня получила новый импульс. Важным этапом в реализации национального проекта «Образование», в решении вопросов обеспечения доступности качественного высшего образования, его перестройки с учетом потребностей экономики региона стало создание Самарского национального университета в виде открытой ассоциации вузов. Учредители данной организации – ведущие учебные заведения области: Самарский государственный аэрокосмический университет, Самарский государственный медицинский университет, Самарский государственный университет, Самарский государственный экономический университет, Международный институт рынка.

25 декабря 2006 года состоялось подписание соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между Министерством образования и науки Самарской области и ассоциацией «Самарский национальный университет». Это первый, начальный этап долгосрочного проекта по формированию единой государственной научно-образовательной корпорации, интегрированной в международный образовательный процесс, оптимально использующей ресурсы как учебных заведений, так и региона в целом.

– Ноу-хау вашего региона – образовательные округа – доказали свою эффективность?

– Наш регион пятый год живет в условиях эксперимента по управлению системой образования на основе образовательных округов. До последнего времени в регионе их было 11. В эксперименте не участвовали два мегаполиса – Самара и Тольятти. Работники местных органов власти долгое время не понимали целесообразности этой меры и воспринимали их создание как административное решение, спущенное сверху. Пришлось вести серьезную разъяснительную работу, чтобы убедить их в необходимости перехода на новую систему управления образованием.

Когда произошло образование округов в этих мегаполисах, у крупного бизнеса оживился интерес к сфере образования, и теперь мы имеем весомые предложения по вложению внебюджетных средств в образовательные проекты.

Теперь у нас 13 образовательных округов, которые накрывают всю Самарскую область, и белых пятен в системе управления образованием на карте региона больше нет.

– В прошлом году «УГ» опубликовала обширное исследование ученых, которые мы назвали «Социальный портрет учителя». И, как ни странно, оказалось, что именно в вашем регионе, где у реформы такие очевидные успехи, учителя более всего были недовольны зарплатой. Удалось ли ее повысить?

– Мы смогли отработать все механизмы нормативного финансирования, исследовать его положительные и отрицательные стороны. Эта работа позволила нам поднять эффективность и качество системы образования региона, улучшить подготовку специалистов начального и среднего профессионального уровня. Нормативное финансирование поставило образовательные учреждения в условия конкуренции. И одним из результатов реализации этого экономического принципа стала оптимизация расходов. Штатная численность сотрудников в системе образования уменьшалась без ущерба для качества обучения: сократилось количество директоров, технического персонала.

Но до апреля 2006 года нормативное финансирование не обеспечивало повышение заработной платы учителей. Она в среднем составляла 4 тысячи рублей в месяц, что чуть-чуть выше прожиточного уровня для нашей губернии.

И вот в начале 2006 года губернатором Самарской области была поставлена задача – увеличить зарплату с 4 тысяч рублей в месяц до 8 тысяч при увеличении фонда оплаты труда учителей из бюджета области только на 20%. В апреле и мае прошлого года новая система оплаты прошла апробацию в девяти типичных школах Самарской области, как городских, так и сельских. Как показал эксперимент, задача повышения зарплаты может быть решена, причем главным образом за счет мобилизации внутренних ресурсов. В итоге средняя зарплата учителей за апрель возросла на 31%, а за май – еще на 52%. У отдельных педагогов она составила 10-12 тысяч.

Поэтому было принято решение о распространении эксперимента на всю область с 1 сентября 2006 года. Сегодня им охвачено 744 учреждения, в которых работают 37 тыс. работников.

Средняя заработная плата учителей общеобразовательных учреждений области за декабрь составила 8705 рублей, превысив уровень апреля (4200 рублей) более чем в два раза!

Наиболее высокая зарплата сегодня в школах Северо-Западного и Поволжского территориальных управлений Министерства образования и науки – в среднем больше 10 тысяч рублей в месяц. В сельских образовательных центрах зарплата поднялась до 12 тысяч рублей.

– За счет чего же достигнут столь впечатляющий результат?

– Источниками увеличения средней заработной платы учителей стали, кроме 20% бюджетных средств, внутренние резервы, оптимизация расходов на содержание административно-хозяйственного персонала более полное разделение полномочий между муниципалитетами и регионом.

Хотя на сегодняшний день еще не в полной мере включены все механизмы, заложенные в систему, они имеют некоторую инерцию. Поэтому сложившийся уровень заработной платы учителей в декабре прошлого и январе нынешнего годов еще нельзя считать окончательным. Зарплаты будут постепенно расти и дальше.

Внедрение новой системы оплаты труда обходится областному бюджету в достаточно солидные средства, в частности, в 2006 году было дополнительно вложено 282 млн. руб. за четыре месяца и 910 млн. руб. заложено на 2007 год. Если бы мы хотели поднять до такого уровня зарплату, не включая дополнительные механизмы, то нам потребовалось бы 3,5 млрд. рублей.

– А какова зарплата учителей в малокомплектных школах?

– Сегодня мы включили в эксперимент все школы области, и среди них есть много нестандартных, нетипичных, со своими особенностями. И нам предстоит за короткий срок учесть все эти особенности и внести изменения в новую систему оплаты труда, для того чтобы она была принята правительством. К числу таких нестандартных учреждений относятся филиалы общеобразовательных учреждений, малокомплектные сельские школы, где наполняемость классов в два раза ниже нормативной, а есть и классы, где всего 2-3 ученика. Поэтому были приняты специальные нормативные документы, позволяющие выделить дополнительное финансирование для таких малых школ.

По итогам ноября оказалось, что заработная плата учителей в малокомплектных школах не только не снизилась по сравнению с Единой тарифной сеткой, но и увеличилась и составляет сегодня в среднем 6-7 тыс. рублей в месяц. Это, конечно, меньше, чем в типичной школе, но существенно выше того, что было прежде.

Отказ от системы Единой тарифной сетки и переход на новые условия оплаты труда позволил не только значительно повысить заработную плату учителей, но и изменить принципы ее начисления.

Новый принцип расчета заработной платы работников общеобразовательных учреждений предусматривает зависимость заработной платы учителя не только от количественных показателей, таких как количество обучающихся и количество проведенных учебных часов, но и учитывает ряд категорий, связанных с качеством обучения и воспитания обучающихся.

Результаты проводимого эксперимента по внедрению новой системы оплаты труда работников в общеобразовательных учреждениях области показали необходимость его расширения и на другие типы образовательных учреждений. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Самарской области в 2007 году планируется начать эксперимент по внедрению новых механизмов оплаты труда работников в дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

– Решает ли повышение зарплаты еще одну важную проблему учителей – приобретение жилья?

– Да, высокая зарплата дала возможность учителям оформлять ипотечный кредит. Есть уже несколько таких примеров среди первых участников эксперимента.

Раньше с нашими учителями в ипотечных фондах даже разговаривать не хотели из-за их нищенской зарплаты. Теперь же областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства приступил к возведению домов для работников образования. При зарплате в 10 тысяч рублей учителя должны будут ежемесячно отчислять в счет погашения кредита 3 тысячи, причем без первоначального взноса. Это сегодня посильная задача для педагога, нуждающегося в жилье.

В таких случаях еще необходим гарант. Ими стали наши образовательные округа и муниципалитеты. И в прошлом году были построены 7 домов для учителей в Кинельском районе.

Так что это только начало. У нас еще много новых идей и амбициозных планов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте