Повышение ставок заработной платы и должностных окладов.
Действующими условиями оплаты труда работников предусмотрено в отдельных случаях за специфику работы в некоторых учреждениях (группах) для детей установление ставок заработной платы и должностных окладов в более высоких размерах, чем те, которые соответствуют установленному работнику разряду оплаты труда по ТКХ.
Установление более высоких ставок заработной платы (должностных окладов) осуществляется путем их повышения на определенный законодательством размер в процентах.
Повышение ставок заработной платы (должностных окладов) работников за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, производится в соответствии с Перечнем компенсационных доплат и повышений ставок заработной платы (должностных окладов) работников образовательных учреждений, предусмотренным по согласованию с Минтрудом России в письме Минобразования России от 10.01.1993 г. N 10/32-т, в следующих случаях:
– за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах) для обучающихся (воспитанников, детей) с отклонениями в развитии, с задержкой психического развития – на 15-20%;
– за работу в специальных учебно-воспитательных учреждениях для воспитанников с девиантным поведением:
– медицинским работникам – на 30%; педагогическим и другим работникам – на 15-20%;
– за работу в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в группах учреждений начального профессионального образования) – на 20%;
– за работу в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования при исправительно-трудовых учреждениях, воспитательно-трудовых и лечебно-трудовых профилакториях МВД Российской Федерации – на 50-75%;
За работу в указанных образовательных учреждениях, занятых обучением лиц, которым решением суда определено содержание в исправительно-трудовых колониях строгого или особого видов режима, ставки и оклады дополнительно повышаются в порядке, установленном для рабочих и служащих исправительно-трудовых колоний за работу с этими осужденными, – на 10-15%.
При установлении ставок (окладов) таких работников и их повышении применяется ставка 1-го разряда ЕТС, увеличенная на 20 %, как это предусмотрено для гражданского персонала исправительно-трудовых учреждений, при которых созданы эти образовательные учреждения.
– За работу в образовательных учреждениях, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях, детских дошкольных учреждениях, обслуживающих работников предприятий Министерства Российской Федерации по атомной энергии, а также в учреждениях начального профессионального образования, находящихся вне закрытых административно-территориальных образований и осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих кадров для предприятий и организаций Министерства Российской Федерации по атомной энергии, по специально утвержденному перечню, – на 20%;
– за работу в школах-интернатах общего типа (в т.ч. с углубленным изучением отдельных предметов и дисциплин) – на 15 %;
– педагогическим работникам лицеев, гимназий, колледжей ставки заработной платы повышаются на 15%;
– за работу в образовательных учреждениях (классах) для обучающихся в длительном лечении, в т.ч. санаторного типа (школы, школы-интернаты, детские дома, центры для детей с туберкулезной интоксикацией, с хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания, с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и др.), – на 15-20%;
– специалистам за работу в образовательных учреждениях в сельской местности – на 25%;
– женщинам за работу в образовательных учреждениях в сельской местности, где по условиям труда рабочий день разделен на части с перерывом более двух часов, – на 30%;
– учителям за индивидуальное обучение на дому больных детей-хроников (при наличии соответствующего медицинского заключения) – на 20%. Индивидуальному обучению на дому подлежат дети-хроники, перенесшие костный туберкулез, полиомиелит, психопаты, эпилептики и др.;
– учителям за индивидуальное и групповое обучение детей, находящихся на длительном лечении в детских больницах (клиниках) и детских отделениях больниц для взрослых, – на 20%;
– руководящим, педагогическим работникам и другим специалистам медико-педагогических и психолого-медико-педагогических консультаций, логопедических пунктов – на 20%;
– за работу в учреждениях системы Министерства социальной защиты населения: детских домах всех типов и наименований, отделениях для детей-инвалидов в учреждениях для взрослых – на 15-20%;
– педагогическим работникам за работу в учреждениях здравоохранения: специализированных домах ребенка, детских больницах (отделениях), санаториях и др. – на 20%;
– старшим мастерам и мастерам производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования, организованных для обучения профессиям художественных ремесел, а также учреждений, осуществляющих подготовку рабочих и специалистов для предприятий и организаций угольной, сланцевой промышленности, черной и цветной металлургии и для горно-капитальных работ повышение производится на 15%.
Конкретный перечень работников, которым могут повышаться должностные оклады (ставки) на 15 – 20%, и конкретный размер этого повышения определяются руководителем образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом, органом самоуправления образовательного учреждения в зависимости от степени и продолжительности общения с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии, нуждающимися в длительном лечении, или от степени и продолжительности общения с детьми и подростками с девиантным поведением специальных учебно-воспитательных учреждений.
В образовательных учреждениях, имеющих специальные (коррекционные) отделения, классы, группы для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии или классы (группы) для обучающихся (воспитанников), нуждающихся в длительном лечении, повышение должностного оклада руководителя производится на 15%.
Если такие классы (группы) созданы в общеобразовательных школах-интернатах, то повышение должностных окладов (ставок заработной платы) руководителей, а также работников, непосредственно занятых в таких классах (группах), производится на 20%.
В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с контингентом воспитанников, имеющих отклонения в развитии, с задержкой психического развития или нуждающихся в длительном лечении, а также в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, имеющих отклонения в умственном развитии, ставки заработной платы (должностные оклады) повышаются по двум основаниям.
Следует сказать о применении при оплате труда работников отдельных образовательных учреждений п. 55 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения и п. 6.2 Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений, которые предусматривают:
повышение должностных окладов и ставок заработной платы за знание иностранного языка и применение его в практической работе:
– директорам, заместителям директоров по учебной, учебно-воспитательной работе и воспитательной работе, по иностранному языку, по производственному обучению, учителям, преподавателям, воспитателям, старшим воспитателям, старшим вожатым в общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением иностранного языка – на 15%;
– заведующим, воспитателям, старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений, в которых работа по воспитанию детей ведется на иностранном языке, – на 10%.
повышение ставок заработной платы за преподавание русского языка в школах с нерусским языком обучения и языка республики в школах с русским языком обучения:
– учителям и преподавателям общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования всех видов (классов, групп и учебно-консультационных пунктов) с нерусским языком обучения, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, – за часы занятий по русскому языку в I – XI классах и литературе в V – XI классах – на 15%;
– преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования (групп, отделений) с нерусским языком обучения, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, – за часы занятий по русскому языку и литературе –
на 15%;
– учителям и преподавателям национального языка и литературы общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования всех видов (классов, групп и учебно-консультационных пунктов) с русским языком обучения – на 15%.
При установлении работникам повышенных ставок заработной платы необходимо иметь в виду следующее. В случаях, когда работникам предусмотрено повышение ставок (окладов) по двум и более основаниям, абсолютный размер каждого повышения, установленного в процентах, исчисляется из ставки (оклада) без учета повышения по другим основаниям, или проценты, на которые установлено каждое повышение, суммируются и повышение оклада (ставки), соответствующего установленному разряду оплаты труда по ЕТС, производится на общий процент. Если повышение должностных окладов (ставок заработной платы) установлено на размеры в процентах и на размеры в абсолютных величинах, то первоначально ставки (оклады) повышаются на размеры, предусмотренные в процентах, а затем на размеры в абсолютных величинах.
В результате повышений окладов (ставок) по всем основаниям образуются новые должностные оклады (ставки заработной платы), из которых исчисляется заработная плата работников в зависимости от учебной нагрузки (объема педагогической работы).
Оплата труда работников по разрядам, превышающим установленные ТКХ
В отдельных случаях педагогическим и другим работникам может осуществляться оплата труда по разрядам, превышающим разряды, предусмотренные работнику тарифно-квалификационными характеристиками от уровня его квалификации. Такие случаи предусмотрены п.6.4 Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений.
Новый разряд работнику при этом не устанавливается, а при оплате труда применяется тарифный коэффициент ЕТС, соответствующий более высокому разряду.
Так, оплата труда производится:
на два разряда выше:
– работникам, имеющим ученую степень доктора наук по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин);
на один разряд выше:
– работникам, имеющим ученую степень кандидата наук по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин);
– руководящим работникам и специалистам образовательных учреждений, имеющим почетные звания “Народный учитель”, “Заслуженный учитель” и “Заслуженный преподаватель” СССР, Российской Федерации и союзных республик, входивших в состав СССР;
– руководящим работникам образовательных учреждений, имеющим другие почетные звания, повышение оплаты труда производится только при условии соответствия почетного звания профилю учреждения, а педагогическим работникам образовательных учреждений – при соответствии почетного звания профилю педагогической деятельности или преподаваемых дисциплин.
К другим почетным званиям, за наличие которых повышается оплата труда работников учреждений образования, при указанных выше условиях, относятся почетные звания: “Заслуженный мастер профтехобразования”, “Заслуженный работник физической культуры”, “Заслуженный работник культуры”, “Заслуженный врач”, “Заслуженный юрист” и другие почетные звания СССР, Российской Федерации и союзных республик, входивших в состав СССР, установленные для работников различных отраслей, название которых начинается со слов “Народный”, “Заслуженный”.
Учитывая, что в указанном выше положении не поименованы почетные звания, присваиваемые в субъектах Российской Федерации, надо полагать, что особые условия устанавливаются решениями органов законодательной или исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Работникам образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности (ДЮСШ, ДЮКФП, ДЮСТШ, ДЮСШОР), имеющим звания “Заслуженный тренер”, “Заслуженный мастер спорта”, “Мастер спорта международного класса”, “Гроссмейстер по шахматам (шашкам)”, оплата труда осуществляется на один разряд выше. Это повышение распространяется только на работников учреждений физкультуры и спорта (включая образовательные учреждения спортивной направленности).
При наличии у работников, имеющих почетное звание или ученую степень, права на повышение ставок заработной платы в процентах (за работу в сельской местности, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и др.) повышению подлежат ставки (оклады), установленные им с учетом почетного звания или ученой степени.
Работники, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, например, “Отличник народного просвещения”, “Почетный работник общего образования Российской Федерации” и др., права на оплату труда по более высоким разрядам не имеют. Органы исполнительной власти и управления субъектов Российской Федерации могут принимать по данному вопросу иные решения.
Оплата труда работников, имеющих почетное звание или ученую степень, на один-два разряда выше по сравнению с разрядом, предусмотренным требованиями ТКХ, устанавливается в соответствии с приказом руководителя учреждения образования (в т.ч. и для самого руководителя).
Как уже отмечалось раньше в разделе о порядке определения уровня образования и стажа педагогической работы, работнику, обладающему достаточным практическим опытом и выполняющему в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, но не имеющему образования или стажа работы, соответствующих требованиям ТКХ, в порядке исключения может быть установлен разряд оплаты труда, предусмотренный для лиц, имеющих требуемый стаж или образование.
Решение об установлении разряда оплаты труда в данном случае принимает руководитель учреждения.
Во всех случаях при решении вопросов о повышении оплаты труда за ученую степень или почетные звания следует иметь в виду, что новый разряд работнику не устанавливается, а лишь используется при оплате труда тарифный коэффициент ЕТС более высокого разряда.
Другие выплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных
Помимо повышения ставок заработной платы (должностных окладов) за отклоняющиеся от нормальных условия труда отдельным работникам предусматриваются выплаты компенсационного характера в виде доплат или надбавок.
Так, работникам образовательных учреждений при исправительно-трудовых учреждениях и профилакториях МВД России выплачивается надбавка за непрерывный стаж работы в порядке и на условиях, предусмотренных для работников учреждений, при которых они созданы.
Женщинам, работающим в сельской местности, на работах, где вследствие особого характера труда рабочий день разделен на части (с перерывом более 2 часов), устанавливается повышенная на 30% оплата труда. Так как указанный порядок оплаты труда установлен не для всех работников сельских учреждений, а также используя экономию средств, руководители образовательных учреждений, как правило, при составлении графиков работы, расписаний занятий не должны допускать разделения рабочего дня на части с перерывом более 2 часов. Необходимо шире использовать суммированный учет рабочего времени, при котором может быть не соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормального числа рабочих часов (например, в месяц).
Установление работнику суммированного учета рабочего времени и продолжительности учетного периода должно производиться руководителем учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом.
За условия труда применяются следующие компенсации.
В соответствии со ст. 90 КЗоТ РФ работа в ночное время оплачивается в повышенном размере, устанавливаемом коллективным договором (положением об оплате труда) предприятия, учреждения, организации, но не ниже, чем предусмотрено законодательством.
Так как в ставки и оклады, определяемые на основе ЕТС, оплата за работу в ночное время не включается, то соответственно за работу в ночное время устанавливаются доплаты в размере не ниже 35% часовой ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время (в период с 10 часов вечера до 6 часов утра).
В случае привлечения работника к работе в установленный ему графиком выходной день указанная работа компенсируется предоставлением другого дня отдыха или, по соглашению сторон, в денежной форме, но не менее чем в двойном размере.
Работа в праздничный день в случаях, предусмотренных законодательством, оплачивается не менее чем в двойном размере:
– работникам, труд которых оплачивается по часовым или дневным ставкам, – в размере не менее двойной часовой или дневной ставки;
– работникам, получающим месячный оклад, – в размере не менее одинарной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа в праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы.
По желанию работника, работавшего в праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха (ст. 80 КЗоТ РФ).
Воспитателям, помощникам воспитателей, младшим воспитателям за переработку рабочего времени вследствие неявки сменяющего работника или родителей, осуществляемую за пределами рабочего времени, установленного графиками работ, производится доплата: не менее чем в полуторном размере – за первые два часа работы и не менее чем в двойном размере – за последующие часы работы.
За работу с неблагоприятными условиями труда в соответствии с Перечнем работ с этими условиями труда, утвержденным Приказом Гособразования СССР от 20 августа 1990 г. N 579 “Об утверждении Положения о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда и Перечня работ, на которых устанавливаются доплаты за неблагоприятные условия труда работникам организаций и учреждений системы Гособразования СССР”, предусматриваются доплаты в размере:
– с тяжелыми и вредными условиями труда – до 12% ставки (оклада);
– с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда – до 24% ставки (оклада).
Конкретный размер доплаты работникам определяется учреждением в зависимости от продолжительности их работы в неблагоприятных условиях труда и устанавливается по результатам аттестации их рабочих мест. При последующей рационализации рабочих мест и улучшении условий труда доплаты могут уменьшаться или отменяться полностью. На основании заключения экспертной комиссии, создаваемой в учреждении для обследования условий труда, руководитель учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом утверждает перечень конкретных работ, на которых устанавливаются доплаты за неблагоприятные условия труда и размеры доплат по видам работ. Перечень работ и размер доплат включается в коллективный договор. Конкретные размеры доплат с указанием срока их выплаты устанавливаются приказом по учреждению, организации.
Далее приводятся виды работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых устанавливаются доплаты до 12%, чаще всего встречающиеся в образовательных учреждениях.
Внимание! Виды работ с тяжелыми и вредными условиями труда приводятся с указанием пунктов, под которыми они значатся в Перечне.
1.45. Сверление пневмоинструментом.
1.56. Заточка инструмента абразивными кругами сухим способом.
1.57. Шлифовка изделий с применением абразивных полотен.
1.65. Заточка пил, ножей и другого инструмента абразивными кругами сухим способом.
1.97. Правка, верстка и монтаж негативов и диапозитивов.
1.102. Работы с типографским сплавом.
1.108. Напыление однослойных и многослойных пленочных микроструктур.
1.109. Пайка деталей и изделий (припой оловянно-свинцовый, кадмиевый, индиевый).
1.130. Обслуживание теплосетевых бойлерных установок в цехах (участках): котельных, турбинных.
1.142. Работы с применением ядохимикатов.
1.143. Работы, проводимые в тропических и субтропических оранжереях, а также в теплицах в условиях повышенной температуры и влажности.
1.147. Работы, связанные с чисткой выгребных ям, мусорных ящиков и канализационных колодцев, проведением их дезинфекции.
1.148. Вывоз мусора и нечистот.
1.149. Уход за животными (чистка, мойка и уборка навоза).
1.150. Работы, связанные с топкой, шуровкой, очисткой от золы и шлака печей.
1.151. Стирка, сушка и глажение спецодежды.
1.152. Работа у горячих плит, электро-жаровых шкафов, кондитерских и паро-масляных печей и других аппаратов для жарения и выпечки.
1.153. Погрузочно-разгрузочные работы, производимые вручную.
1.154. Работы, связанные с разделкой, обрезкой мяса, рыбы, резкой и чисткой лука, опалкой птицы.
1.155. Работы, связанные с мойкой посуды, тары и технологического оборудования вручную с применением кислот, щелочей и других химических веществ.
1.156. Работы по стирке белья вручную с использованием моющих и дезинфицирующих средств.
1.157. Работы, производимые по уходу за детьми при отсутствии водопровода, канализации, по организации режима питания при отсутствии средств малой механизации.
1.158. Все виды работ, выполняемые в учебно-воспитательных учреждениях при переводе их на особый санитарно-эпидемиологический режим работы.
1.159. Работы по хлорированию воды, с приготовлением дезинфицирующих растворов, а также с их применением.
1.161. Работы с использованием химических реактивов, а также с их хранением (складированием).
1.162. Работа на типографских и линотипных машинах.
1.163. Обслуживание котельных установок, работающих на угле и мазуте, канализационных колодцев и сетей.
1.164. Работа за дисплеями ЭВМ.
1.178. Работа на деревообрабатывающих станках.
1.179. Обеспечение и проведение занятий в закрытых плавательных бассейнах.
Конкретные размеры доплат за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, и условия их выплаты устанавливаются учреждением самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах (положениях об оплате труда). При этом размеры доплат не могут быть ниже установленных законодательством.
Комментарии