Совсем недавно, выступая на заседании Совета при Президенте РФ по национальным проектам, первый вице-премьер Дмитрий Медведев рассказал россиянам о значительном повышении учительских зарплат в регионах, работающих по комплексному проекту модернизации образования. Все, в том числе и педагоги Воронежской области, услышали главное: там, где внедряется новая система оплаты труда, заработная плата учителей выросла на 25-30 процентов, а у лучших учителей рост составил до 80 процентов.
А как же мы? Почему у нас заработная плата не то что не увеличилась, а стала меньше на 25-30, а то и на все 50 процентов?!» С таким вопросом к собкору «УГ» обратились сразу несколько педагогов из разных школ области, причем как городских, так и сельских. В октябре люди получили расчетные квитанции за сентябрь, в которых значились суммы зарплат, значительно меньшие, чем раньше. От всеобщего возмущения, митингов, а то и социального взрыва область спасло только то, что реально на руки люди получили «по-старому». Пока переход на новую систему оплаты труда в Воронежской области происходит в рамках эксперимента, и в течение трех экспериментальных лет обязательным является следующее условие: по НСОТ учитель не должен получать меньше, чем по ЕТС. Расчеты зарплат проводятся по схемам и формулам НСОТ, а полученную сумму сравнивают с той, что была у педагога по ЕТС: если получается больше, выдают зарплату по НСОТ. А если меньше – разницу доплачивают, а коэффициенты обещают пересмотреть и исправить.
Но все дело в том, что по новым расчетам у подавляющего большинства педагогов зарплата уменьшится.
Вот этот график (рис.1) мне показали в Воронежском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, в научной лаборатории экономики и инноваций в образовании. Эта лаборатория была создана по инициативе главного управления образования 18 апреля 2007 года как раз для того, чтобы эффективнее решать задачи в рамках комплексного проекта модернизации образования. Какие именно задачи? Например, «проектирование новой системы оплаты труда работников общего образования Воронежской области, основанной на принципах нормативно-подушевого финансирования». А также: «разработка методик определения нормативов расходов на реализацию государственного стандарта общего образования, разработка типовых вариантов и методики расчетов оплаты труда работников образования с использованием новой системы». Среди задач лаборатории – обучение бухгалтеров, школьных директоров и их заместителей применению новых методик расчетов, а также «мониторинг введения новой системы оплаты труда работников общего образования Воронежской области».
Но вернемся к графику. На нем как раз и отражены результаты мониторинга введения НСОТ. Ясно видно, что если бы учителя области получили зарплату только по новой системе оплаты, то 33 процента педагогов за сентябрь заработали бы 2000-2700 рублей. А ведь это практически третья часть учителей! Десять с половиной тысяч заработали только 2 процента педагогов.
Как я уже сказала, одна из задач лаборатории – обучение применению новых методик расчета. Учебный курс оканчивается защитой курсовых работ. На одной из этих защит мне удалось побывать. Директора сельских и поселковых школ, в основном малокомплектных, а также заместители директоров темой своих курсовых выбрали полный расчет зарплат по НСОТ.
Всего в зале присутствовали представители порядка 50 школ. Вот лишь некоторые из выступлений.
Владимир Николаевич Еремин, директор Парижскокоммунской школы Верхнехавского района:
– Результаты в школе такие: из трех выпускников последнего выпуска один закончил с золотой медалью, двое – с серебряной. Другими словами, учителя стараются и, казалось бы, заслуживают уважительного отношения. А в итоге получается вот что. Учитель высшей квалификационной категории, отличник образования будет получать по новой системе оплаты труда на 2370 рублей меньше. Если по ЕТС она должна была бы получать 9 тысяч с лишним, то по новой системе – только 7 тысяч.
По НСОТ выросла зарплата у молодых специалистов, год проработавших в школе. Это хорошо и правильно. Но неправильно то, что разница в зарплате у начинающего учителя и учителя высшей категории, имеющего звание отличника образования, минимальна.
От Острогожского района выступали сразу от трех малокомплектных сельских школ с численностью 60, 40 и 25 детей. У всех проблемы схожие: в результате перехода на НСОТ только учителя начальных классов получили больше. У остальных зарплата с минусом в среднем на 736 рублей. А средняя зарплата, например, в Дальнеполубянской школе составила 3169 рублей. Кстати, у директора зарплата также уменьшилась, хотя нагрузки, связанные с переходом на НСОТ, увеличились.
В Лисянской школе Лискинского района проблемы те же, но есть и новые. Как и в других школах, учитель высшей категории, работающий на полную ставку, получает на 4000 рублей меньше учителя начальных классов за ту же работу. Причина – в старших классах стоимость бюджетной услуги очень маленькая.
Так как уменьшается количество детей, учителей изо и музыки нагрузить на полную ставку уже не получается. Наряду с этим учителя начальных классов в результате перехода на НСОТ и объединения классов стали получать почти наравне с директором школы: 10200 рублей – зарплата учителя, 10700 – директора. Учителей, работающих на неполную ставку, придется сокращать. В итоге один учитель будет вести 2-3-4 предмета, одновременно являясь и музыкантом, и учителем изо. Нетрудно догадаться, как это отразится на качестве знаний: в школе не останется специалистов, ведущих пусть не основные предметы, но важные для общего развития ребенка.
Евдаковская и Татаринская школы Каменского района – обе малокомплектные. Расчет финансирования образовательного учреждения в обеих почти одинаков. У 7-8 учителей (а это почти половина педсостава) зарплата идет с уменьшением, причем с большим, – до 1700 рублей. Значительно повысилась только зарплата учителей начальных классов. Но произошло это потому, что классы соединили, и теперь в них по 19-20 человек. У учителей русского языка зарплата намного меньше, чем у учителей начальных классов, а также у физиков, математиков, химиков и даже у учителей физкультуры и труда. «А ведь отработали словесники по 30-35 лет в школе, все аттестованы, сколько тетрадей проверяют!..»
В Аннинском районе также анализировали ситуацию в нескольких школах. Все малокомплектные, сельские. По новой системе оплаты 70 процентов учителей стали получать меньше. «Создается впечатление, – говорили педагоги, – что в основу положено не качество, а количество. Учитывается только количество детей! Не оцениваются ни категории, ни звания». В качестве примера рассказали следующее: учитель физкультуры за 17 часов имеет зарплату 4000 рублей, учитель русского языка и литературы за те же 17 часов получает 1900 рублей. У учителя физкультуры нет званий и нет категории, зато есть коэффициент. Учитель русского языка имеет высшую категорию и звание Почетного работника.
Почему же такое несоответствие? Потому что учитель физкультуры работает с начальной школой, где классы соединены – первый с третьим, второй с четвертым. А при расчете заработка в формуле количество детей в классе играет ведущую роль. Кстати, и коэффициент для этого предмета установлен немаленький. Когда составляли формулы и схемы расчета, понимали, что учителей физкультуры в школах надо сохранить.
Увы, теперь другая беда – как сохранить учителя русского языка и литературы?
По этому поводу – небольшой комментарий: неужели мы дожили до того, что наша русская школа рискует остаться без учителя русского языка – родного и великого? Без тех милых и умных женщин, на сегодняшний день, возможно, единственных, кто еще читает с выражением стихи нашим подрастающим бизнесменам и топ-моделям, механизаторам и ветврачам. Без тех, кто не стесняется говорить с детьми о доброте и нравственности, не устает взывать к ребячьему милосердию по отношению к слабым и бедным.
Неужели права учительница, сочинившая горький каламбур на злобу дня: «Давно о детях никто не думает. Думать нужно – о деньгах!» Или ЭТО реальный девиз для наших нынешних реформ?
Выступлений в этот день было много. В аудитории, где защищали курсовые работы, люди стояли, потому что даже принесенных дополнительно стульев на всех желающих послушать не хватило. Педагоги, пришедшие в ВОИПКиПРО не на защиту курсовых, а по другим делам, толпились в коридоре, не позволяя закрыть дверь, слушали, слишком животрепещущей оказалась тема. Не прозвучало ни одной школы, в которой было бы стопроцентное увеличение зарплат по НСОТ. То есть не было ни одной школы, в которой каждый учитель хотя бы на рубль стал получать больше, чем ранее.
Я попросила заведующего лабораторией экономики и инноваций, кандидата технических наук Владимира Борисовича Попова проанализировать ситуацию и рассказать, какие предложения он подготовил по итогам работы со школами. Выяснилось, что в Главное управление образования области уже направлено не одно письмо с предложениями срочно исправить положение, например, увеличить нормативы. Так как по нормативам, рассчитанным отделом финансово-экономической политики, бухгалтерского учета и отчетности ГУО, рост заработной платы педагогов в 2008 году по отношению к 2006 году наблюдается только в одной категории учителей, – работающих в обычных классах первой ступени. А наиболее низкий рост заработной платы (и наиболее сильное несоответствие обязательствам Воронежской области в КПМО) наблюдается в отношении учителей сельских школ, работающих в среднем и старшем звене, а также работающих в гимназических, компенсирующих и коррекционных классах городских школ.
Если к этим выводам не прислушаться сейчас, в следующем году будет поздно. Потому что именно в эти дни Воронежской областной думой верстается бюджет трех последующих лет. Если расходы на образование будут утверждены с учетом существующих на сегодня нормативов и критериев расчета, новой системе оплаты труда гарантирован провал или в лучшем случае постоянные доработки и изменения (в том числе и в бюджете). Зато с уверенностью можно сказать, что будет гарантировано учителям: скандалы внутри педагогических коллективов, измотанные нервы и не соответствующие реальным затратам труда заработки.
Воронежская область
Открытое письмо депутатам Воронежской областной думы
О заниженных значениях нормативов на реализацию государственного стандарта общего среднего образования в общеобразовательных учреждениях Воронежской области в 2008 году.
…В связи с формированием бюджета на 2008 год обращаю внимание Комитета Воронежской областной думы по культуре и образованию на несоответствие используемых при расчете бюджета образования на 2008 год нормативов финансирования реализации государственного стандарта общего среднего образования на 2008 год методике расчета, утвержденной постановлением администрации Воронежской области №618 от 3.07.2007 года.
При этом в бюджете на 2008 год не будет обеспечен планируемый рост заработной платы работников общеобразовательных учреждений Воронежской области, соответствующий обязательствам Воронежской области в комплексном проекте модернизации образования.
Лабораторией экономики и инноваций в образовании ВОИПКиПРО по поручению Главного управления образования Воронежской области в августе-сентябре 2007 года выполнен расчет значений нормативов финансирования реализации государственного стандарта общего среднего образования на 2008 г.
При этом при расчетах стоимости бюджетной образовательной услуги по общеобразовательным учреждениям Воронежской области была вскрыта причина заниженной стоимости бюджетной образовательной услуги на 2-й и 3-й ступенях обучения по сравнению со стоимостью бюджетной образовательной услуги на 1-й ступени. Этот факт связан с недостаточным значением коэффициента удорожания для 2-й и 3-й ступени по ступеням обучения при расчете расходов на заработную плату…
В перечне нормативов финансирования реализации государственного стандарта общего среднего образования на 2008 год, представленных Воронежской областной думе, отсутствуют нормативы предпрофильного и профильного обучения в городских школах.
…Я обращаюсь к депутатам Воронежской областной думы с просьбой не допустить ошибку при принятии бюджета на 2008 год.
29 октября 2007 года
Зав. лабораторией экономики и инноваций в образовании ВОИПКиПРО В.Б.ПОПОВ
Письмо опубликовано с сокращениями. Полную версию можно увидеть в интернете по адресу: http://www.lab-voipkro.narod.ru.
Комментарии