search
main
0

Повышение квалификации – процесс бесконечный . Стоит дойти до одного уровня, как на горизонте тут же появляется следующий

Реформы в образовании влекут за собой и реорганизацию его структур. В Ядринском районе Чувашской Республики методическая служба обрела новую жизнь в образе межшкольных методических центров (ММЦ). О деятельности ММЦ как элементе непрерывного образования учителей района рассказывает начальник отдела образования и молодежной политики администрации Ядринского района Анатолий ФИЛИМОНОВ.

– Хотелось бы начать с предыстории этого вопроса. Когда в 2002-2003 годах началась работа по информатизации системы образования района, мы столкнулись с тем, что очень много учителей не имеют навыков владения компьютером, а число грамотных в этом отношении было около 30 процентов. Тогда мы поняли, что дальнейшая информатизация невозможна, если мы не займемся созданием системы повышения квалификации учителей именно в этой области. Компьютерный класс для обучения педагогов решили создать на базе методического кабинета районного отдела образования. Как раз в 2003 году Чувашский республиканский институт образования проводил конкурс на лучшую программу повышения квалификации учителей сельских школ, в котором Ядринский отдел образования принял участие. Разработанная нами программа заняла в республике первое место, и это нас в буквальном смысле окрылило.

Согласно этой программе обязанности по повышению квалификации учителей возложили на методический кабинет и на его базе стали учить педагогов компьютерной грамотности. Одновременно шла работа и в школах, где этим занимались учителя информатики, а мы этот процесс отслеживали. Уже через год-два стало ясно, что в основном педагоги владеют навыками работы на ПК. Тогда мы стали обучать работников системы дошкольного образования: сначала курсы прошли заведующие, потом воспитатели. Затем обучили всех библиотекарей района и навыкам пользователя, и работе с необходимой в их деятельности системой, состоящей из пяти модулей: «Администратор», «Комплектование», «Каталогизатор», «Абонемент», «Поиск». Наряду с обучением мы активизировали и работу по использованию информационных технологий в учебном процессе. Для учителей проводили открытые уроки, готовили мастер-классы, словом, учили их, как воспользоваться полученными знаниями и навыками. В 2006 году 27 директоров основных и средних школ района прошли обучение, получив навыки работы в сети «Интернет». Таким образом, методический кабинет стал центром всей этой работы в районе.

– Анатолий Андреевич, вероятно, пришлось произвести какие-то изменения и в районной методической службе?

– Хочу сказать, что, когда мы начали процесс информатизации системы образования в районе, выяснилось, что методическая служба, которая тогда была, уже не удовлетворяла требованиям времени, и значит, ее нужно реформировать. И мы преобразовали методический кабинет в Центр мониторинга и оценки качества образования, где создали службы: учебно-методический отдел, отдел мониторинга и статистики, редакционно-издательский отдел и ресурсный центр дистанционного обучения. Все это оказалось актуальным на тот момент. А когда у нас был создан Элементарный межшкольный методический центр, он стал структурным подразделением Центра мониторинга. На ЭММЦ за счет муниципалитета выделено 4,25 ставки, по штатному расписанию здесь работают руководитель, методист, инженер-программист, методист-консультант и преподаватель.

– В чем задача Элементарного межшкольного методического центра?

– В 2007 году, опять-таки в рамках информатизации системы образования республики, пришла идея создания межшкольных методических центров. Такое уже было в практике других регионов, где использовались две модели: создание ММЦ в базовых школах, которые имели хорошо оснащенные кабинеты информатики, либо на базе методических кабинетов. У нас в республике предложили создавать такие центры на базе школ. Наверное, на то была причина, потому что не у всех есть методкабинет, который мог бы на себя взять эти обязанности. Правда, в нашем районе такая возможность была, и мы решили использовать и то и другое. И вот 26 апреля 2007 года в Ядринском районе открылся Элементарный межшкольный методический центр. Используя материальную базу и школ, и Центра мониторинга, мы начали работу в рамках республиканского проекта «Информатизация системы образования» (ИСО).

Уже в день своего открытия ЭММЦ продемонстрировал, чем и как он будет заниматься. Большой интерес вызвала выставка-презентация «ИКТ в образовании». Победители республиканского конкурса «Лучший урок с использованием ИКТ-2007» провели открытые уроки, а методист-консультант ЭММЦ организовал работу творческой мастерской «Конструктор школьных сайтов» с руководителями и учителями образовательных учреждений. Состоялся открытый диалог «Внедрение ЭММЦ для поддержки и информатизации общего образования».

С апреля прошлого года и до февраля этого сотрудники ЭММЦ должны были обучить компьютерным технологиям 75 педагогов. Но так как база у нас неплохая, то вместо 75 обучение уже прошли 90 человек, и сейчас еще учатся 42 педагога. Сегодня практически все учителя в районе овладели ИКТ. Но наша цель не просто обучить, но и дать педагогам документ о повышении квалификации. Поэтому если говорить о перспективах, то мы хотим и после окончания республиканского проекта, который рассчитан на год, сохранить наш Элементарный межшкольный методический центр. Я считаю, что работа по информатизации системы образования, по повышению квалификации бесконечна. Стоит дойти до одного уровня, как тут же возникает необходимость эту работу продолжить.

Мы хотели бы сделать ЭММЦ юридическим лицом. Готовим документы, чтобы провести его регистрацию. Также думаем и о выдаче документов нашим слушателям – хотим заключить договор с Чувашским республиканским институтом образования об организации работы курсов с возможностью выдавать свидетельства об их окончании.

У нас в районе неплохой компьютерный парк – более 350 ПК. В школах на один компьютер приходится 13 учеников – это выше, чем в среднем по республике. 85 процентов учителей уверенно владеют ИКТ, 54 процента активно используют их в своей работе. Сейчас уже более половины педагогов Ядринского района имеют компьютеры дома. Этому способствует и республиканское Министерство образования. В свое время была специально создана служба, благодаря которой на базе учколлектора сельские учителя могли приобрести в рассрочку хорошую компьютерную технику.

Но ЭММЦ – не только центр повышения квалификации, но и центр работы по информатизации образования в районе. Большое значение в рамках реализации проекта ИСО придается конкурсам педагогических инициатив по различным номинациям – от лучшего школьного сайта, лучшего урока с использованием ИКТ до самой интересной программы информатизации школы. Поэтому в центре проводятся семинары, консультации, выставки-конференции, готовятся мастер-классы по самым разным темам и проблемам. Для сотрудников школ района актуальными оказались семинары «Возможности сети «Интернет» для

PR-сопровождения деятельности учреждения», «Портфолио как инновационная форма оценивания деятельности педагога и методического объединения». Проводились и обучающие семинары для бухгалтеров школ. Или, например, посмотрели мы сайты наших образовательных учреждений. Некоторые были не очень хорошими, и мы провели семинар по конструированию школьных сайтов. В результате «мозгового штурма» участники семинара разработали типовое положение о школьном сайте, а затем и его структуру. Сегодня у нас все школы имеют свой сайт, а также детские сады и учреждения дополнительного образования. Ведь родители сейчас всем интересуются, а компьютеры дома есть у многих – по нашим данным, около 30 процентов учеников имеют ПК. Тем более что у нас во всем районе, кроме двух населенных пунктов, оптиковолоконная связь. Сейчас все школы района подключены к широкополосному интернету, у нас специально выделенный канал, поэтому скорость прохождения информации хорошая. В рамках национального проекта выход в интернет бесплатный, но так как в декабре 2008 года это закончится, то мы планируем в муниципальном бюджете заложить необходимые средства на его оплату.

– Анатолий Андреевич, какой, на ваш взгляд, должна быть современная методическая служба в системе образования?

– Во-первых, методическая служба должна помогать управленческим структурам, в частности, для отдела образования методслужба крайне необходима. Ведь она проводит мониторинг, отслеживает результативность образовательного процесса. Вот сейчас, когда создается региональная система оценки качества образования, когда проводится единый государственный экзамен, все нужно анализировать. Этот итоговый материал нужен не только нам, но и учителям. Ведь методисты отслеживают разные направления образовательного процесса, а я считаю, самое главное в современной системе образования – подсказывать педагогам, в каком направлении им нужно развиваться и что для этого надо делать. Хочу сказать, что методическая служба в новом виде способствовала тому, что учителя активнее стали участвовать в национальном проекте. Ведь очень важная часть конкурсных материалов – это аналитическая справка, а без умения анализировать хорошую аналитическую справку не составишь. Я считаю, что реформирование методической службы, ее деятельность в новом аспекте помогли учителям правильно оценить свою работу, увидеть ее сильные и слабые стороны.

У нас восемь учебно-методических округов, и районный Центр мониторинга помогает в каждом из этих округов организовать методическую работу. А так как структурным подразделением Центра мониторинга является Элементарный межшкольный методический центр, то они взаимно дополняют и развивают друг друга, что позволяет им выполнять широкий спектр задач. Это участие в аттестации школ и педработников, организация ЕГЭ, координация деятельности школьных библиотек, участие в различных проектах, в том числе и сопровождение по нацпроекту «Образование», взаимодействие с учреждениями профессионального образования и многое другое.

Сегодня наш Центр мониторинга и оценки качества образования совмещает разные виды деятельности – методическую, аналитическую, консультационную, педагогическую, управленческую, а ЭММЦ работает с ним в одной связке, применяя ИКТ. Без информационной составляющей, которую обеспечивает ЭММЦ, методическая служба со своими многочисленными задачами не справилась бы. По сути, модернизируя методслужбу района, мы создаем условия для перехода от курсовой к непрерывной системе повышения квалификации работников образования.

Ядрин, Чувашская Республика

Немного истории

В России методическая служба действует более 140 лет. Еще во времена Ломоносова ученые проводили исследования, высказывались по поводу того, как надо обучать тому или иному предмету в школе. В 1864 году в Санкт-Петербурге был открыт Педагогический Музей военно-учебных заведений, который стал образовательным, воспитательным и культурным центром нового типа. Приоритетными задачами Педагогического Музея стали знакомство учебных заведений с современными пособиями и техническими средствами; проведение выставок воспитательных и учебных пособий и организация обмена идеями по созданию новых; чтение лекций по разным отраслям знаний. Этот центр стал по существу первым методическим учреждением в России.

Основные организационные формы становления и развития методической службы – методические бюро (1924 год), педагогические кабинеты (1938 год), методические кабинеты (1959 год), методические центры, методические учреждения с элементами сетевой организации методической работы (конец ХХ века – начало XXI века) – свидетельствуют об эволюционном развитии методической службы в системе непрерывного образования педагогов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте