Программа развития образования Москвы на 2012-2016 годы вызвала самый живой интерес, активное обсуждение в педагогической среде, так как ее главная цель – реализация права каждого ребенка на доступное и качественное образование на равных условиях независимо от территории проживания и его социальной принадлежности – отвечает современным требованиям населения.
На первоначальном этапе проект программы обсудили все, без исключения, педагогические коллективы ЮВАО. Рассмотрение проекта программы с учетом предложений и замечаний на заседании Правительства Москвы состоялось в самое важное для системы образования время – в конце учебного года, когда мы подводили его итоги и готовились к новому 2011-2012 учебному году, это позволило нам провести анализ результатов прошедшего и планировать работу на будущее. Мы провели итоговое совещание руководителей учреждений образования ЮВАО и создали рабочие группы по подготовке материалов и их изданию к окружным августовским мероприятиям, которые основываются на реализации Программы комплексной модернизации системы образования Москвы.Особое внимание в проекте Программы по развитию образования Москвы на 2012-2016 годы уделено образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. В прошедшем году образовательные учреждения ЮВАО вели активную работу по созданию доступного качественного образования для детей с ОВЗ. Приоритетное внимание было уделено выстраиванию системы индивидуьно ориентированного подхода и созданию психолого-педагогических условий для целостного развития ребенка. Например, в детском саду №1365 открыто диагностическое отделение для раннего выявления у детей начиная с двухмесячного возраста. нарушений слуха.В нашем округе 1744 ребенка-инвалида, их них в ДОУ – 469 человек, в специальных (коррекционных) учреждениях – 472 учащихся, 310 из них находятся на надомном обучении. В округе идут работы по созданию безбарьерной среды для социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями в 235 образовательных учреждениях, на это выделены 69 млн.рублей. К концу 2011 года 70% образовательных учреждений будет частично приспособлено для различных категорий инвалидов и маломобильных групп населения.Сегодня в ЮВАО 23 образовательных учреждения (в прошлом голу их было 16) работает в режиме инклюзивного образования, в которых воспитывают и обучают 168 человек, в том числе в ДОУЦ – 32 ребенка инвалида-колясочника, из них 7 человек – в группах полного дня. Более 18 лет реализует на практике идеи инклюзивного образования «Школа здоровья» №1321 «Ковчег», в котором получают образование 246 детей-инвалидов со сложной патологией здоровья, из них в отделении надомного обучения -121 человек. Специальная (коррекционная) школа №530 в новом учебном году будет включена в сеть учреждений инклюзивного образования в качествен ресурсного центра для учреждений, работающих с группой детей, страдающих аутизмом. Мы планируем расширить адресный список инклюзивных учреждений, в связи с этим в прошлом учебном году вели целенаправленную методическую подготовку педагогов 11 школ резервного списка учреждений. Для обучения детей-инвалидов внедряют дистанционные технологии образования Центры образования №№1858 и 1458, школы №№1439 и 1367.В нашем округе мы активно ведем работу по повышению качества образования, созданию условий, в которых педагоги могут реализовать свой потенциал, а это невозможно без совершенствования управленческих и педагогических кадров. В ЮВАО в 2008 году было 3 директора в возрасте до 35 лет, сегодня их стало уже 10; в возрасте 35-55 лет – 81 и 108 пенсионеров 85 и 69 соответственно. За период с 2008-го по 2011 годы произошла смена директоров образовательных учреждений: в 2008 году – 5, в 2009-м – 12, в 2010- м – 12, в 2011-м – 7 человек. Средний возраст вновь назначенных руководителей 40 лет. За период с 2008-го по 2011 годы сменились заведующие в 35 ДОУ: в 2008 году – 10, в 2009-м – 14, в 2009-м – 7, в 2011-м- 4 человека. Средний возраст вновь назначенных руководителей – 39 лет. Все вновь назначенные руководители имеют практику административной работы, прошли профессиональную подготовку в области управленческих технологий, в том числе занятия в окружной «Школе начинающего руководителя».В прошедшем учебном году была реализована программа повышения квалификации руководителей ОУ, заместителей директоров по УВР и учителей начальной школы на базе научно-методического центра. Им были предложены такие темы, как:- «Теория и практика управления и организации образовательного процесса, его содержание, обеспечивающее успешное внедрение ФГОС» (ее изучили 190 директоров ОУ).- «Механизм оптимизации работы по ФГОС начального общего образования»(ее изучили 4188 учителей начальной школы и 86 заместителей директоров первой ступени).- «Управление качеством образования в современной школе» (ее изучили 46 заместителей директоров первой степени).- «Начальная школа в свете стандартов нового поколения (ее изучили 58 учителей начальной школы)._ «ИКТ- компетентность учителя начальных классов» (на 14 стажировочных площадках округа прошли курсовую подготовку 382 педагога).В прошедшем учебном году (в октябре-ноябре 2010 года) НМЦ ЮВАО совместно с Российской академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования провели первые методические чтения «Учитель-экспериментатор – новой школе». Основной целью этих чтений была активизация общения педагогической общественности по передовым образовательным технологиям. Чтения проходили в несколько этапов, на первом их них была проведена интернет-дискуссия на форуме сайта НМЦ. В чтениях приняли участие более 200 представителей педагогической общественности округа из 80 образовательных учреждений. В рамках четырех секций («Личность учителя – личность ученика», «Формирование компетенций учителя и ученика», «Проектно-исследовательская деятельность», «Учебная деятельность и сотрудничество») были проведены обсуждения инноваций, предложенных учителями и заместителями директоров ОУ.По итогам Чтений был выпущен методический сборник с тезисами докладов и CD-диск с презентациями выступлений. Состоявшийся обмен опытом оказался полезным, в нем участвовали представители не только Москвы, но и 15 регионов России. Участники Чтений предложили значительно расширить тематику мероприятия и сделать его ежегодным:АПКиПРО приняла решение сделать чтения в 2011 году еще и межрегиональными.В январе-феврале 2011 года прошел конкурс на соискание гранта префектуры ЮВАО на лучшую методическую разработку, главная цель которого – стимулирование научной, творческой, профессиональной деятельности педагогических работников.Конкурс проходил в три этапа-тура: техническая экспертиза документов, экспертиза содержания и защита конкурсных работ. На первом и втором турах были рассмотрены более 150 работ от 182 конкурсантов (коллективные и индивидуальные разработки) из 86образовательных учреждений. Больше всего работ было посвящено дидактике, теории и методике обучения.(89 работ). Победителями конкурса стали15 работ от 21 участника, в августе 2011 года в ходе августовских мероприятий будет проведена торжественная церемония награждения победителей, которые получат гранты по 70 тысяч рублей. По итогам конкурса выпущен CD-диск, в который вошли лучшие методические разработки, представленные на конкурсе.Еще одной успешной формой демонстрации педагогического мастерства в ЮВАО стала ежегодная окружная выставка инноваций «От творчества учителя – к творчеству ученика», которая проходит в округе с 2003 года. В выставке приняло участие 161 образовательное учреждение Юго-Востока, вузы, коммерческие организации, работающие на рынке образования (издательства, поставщики и разработчики современного учебного оборудования и программных комплексов). Свыше 200 педагогов из 85 образовательных учреждений продемонстрировали свое профессиональное мастерство в области инновационного развития, в их числе были как опытные учителя -. победители ПНПО «Образование», лауреаты Гранта Москвы, победители, лауреаты профессиональных конкурсов, так и молодые творческие педагоги. По итогам выставки оргкомитет выделил образовательные учреждения, которые стали победителями и дипломантами.Интерес к выставке инновций-2011 был высок как у педагогов и родителей ЮВАО, так и других округов Москвы, регионов России: ее посетили представители Центрального, Северного, Южного, Западного, Северо-Западного округов столицы, а также Воскресенска, Дзержинского, Шатуры, Люберец, Одинцова, Наро-Фоминска, Костромы, Орла, Оренбурга, Сочи, Рязани, Обнинска, Междуреченска, Калуги. За пять дней работы выставки ее посмотрели свыше 10000 человек.Деятельность Юго-Восточного окружного управления образованияи, его структурных подразделений при поддержке префектуры направлена на формирование, развитие и эффективное использование современного единого информационно-образовательного пространства.Юго-Восточный округ – один из крупнейших промышленных регионов столицы. В 2010-2011 учебного году был открыт центр «Технорама на Юго-Востоке», способствующий комплексному изменению в организации и образовательного пространства округа, формированию системы непрерывной подготовки, развития и поддержки кадров для осуществления процессов модернизации экономики, поддержки и развития молодежных инициатив в сфере научно-технического творчества молодежи. Одно из приоритетных направлений работы Центра – организация занятий по дисциплинам научно-технического профиля: робототехника, современная электроника, 3D-технологии, технический дизайн, нанотехнологии, альтернативная энергетика и ресурсосберегающие технологии. Площадки Центра будут использоваться также для организации и проведения крупномасштабных мероприятий для практического вовлечения школьников и молодых людей в решение актуальных проблем экономического развития страны (энергоэффективность, ресурсосбережение, информационные и нанотехнологии).Таким образом, в новом учебном году мы должны решить такие задачи, как:- разработка и внедрение современных стандартов качества образования, отвечающих Федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивающих детям равные возможности получения качественного образования, в том числе формирование новой модели управления качеством образования;- развитие кадрового потенциала окружной системы образования, позволяющего решать новые задачи, в том числе путем привлечения в систему образования талантливых педагогов, внедрения механизмов стимулирования профессионального развития педагогов, развития лидеров модернизации образования на уровне системы и отдельных организаций;- формирование и внедрение новых организационно-финансовых механизмов, стимулирующих повышение качества образования и эффективность использования ресурсов, направляемых в систему образования;- развитие сети учреждений образования, обеспечивающее доступность качественных образовательных услуг;- создание условий для эффективного использования в образовании и социализации учащихся экономического, интеллектуального, культурного потенциала столицы, ресурсов семей.
Комментарии