search
main
0

Повышение без раздражения,. или Экзамен – стресс и для учителя

Не так давно узнала о странном на первый взгляд и даже каком-то нелогичном случае. Одна воронежская учительница – умница и трудяга, участница областного конкурса «Учитель года», больше того, победительница в одной из номинаций – не прошла аттестацию. Говорят, переволновалась, и еще говорят, что тесты, а в Воронежской области учителя доказывают свои знания, отвечая на тестовые вопросы, могут оказаться самыми непредсказуемыми и сложными. Например, чтобы защититься на высшую категорию, учитель начальных классов должен проштудировать 318 вопросов и знать, «для чего применяется операция доводки на уроках технологии» и каким инструментом прокалывать мягкую или, наоборот, пересохшую древесину.Сами учителя начальных классов рассказали мне, что термин «доводка» ими не используется вообще, а прокалывать древесину на уроках технологии в начальной школе равносильно использованию холодного оружия, результат – резано-колотые раны на детских ручонках (аж самой страшно стало!).

У учителей истории и обществознания вопросов поменьше – всего 211, но большинство из них проверяют не конкретное знание предметов, а осознание происходящих в обществе процессов, информированность о современной действительности и широту учительского кругозора. Мне, например, очень понравился вопрос 155: «Верны ли следующие суждения о государстве? А.  Любое государство имеет такие властные институты, как двухпалатный парламент и Верховный суд. Б. Любое государство обладает монополией на легальное насилие». Вы бы как ответили? Редко, но все-таки попадаются в тестах повторения и откровенные ляпы из-за опечаток, неожиданные и потому смешные. Например, у тех же историков вопрос 164: «На что натравлена «невидимая рука» рынка»? Так и хочется поправить: не на что, а на кого! На нас с вами, дорогие сограждане немиллионеры, она натравлена! Поискала я и вопросы о начислении заработной платы: говорили, что такие есть и что от учителя требуется не просто рассказать о новой системе оплаты труда, а подробно объяснить структуру фонда оплаты со всеми формулами расчета. Сейчас я подобных вопросов не нашла, думаю, немалую роль в этом сыграло возросшее, особенно в последнее время, количество обращений воронежских учителей в суды с требованием вернуть недоплаченные по НСОТ деньги. Что называется, глубоко вникли в учебный материал! Кроме содержания тестов и спорных вопросов, у педагогов есть еще целый ряд претензий к проводимой аттестации. И хотя говорят, что с этого года все пойдет по-другому, все станет «прозрачнее и объективнее» и, конечно же, удобнее для учителей, проблемы остаются. Подробнее о них мы поговорили с директором воронежской гимназии имени Андрея Платонова Татьяной Ярославовной Бондаревой и ее заместителями Ниной Федоровной Шестаковой, Ириной Владимировной Лукьянович, Галиной Михайловной Кочетовой и Ириной Васильевной Головковой. Эту гимназию я выбрала не только потому, что она одна из самых интересных и динамично развивающихся современных школ Воронежа, но еще из-за ее давнего сотрудничества с Воронежским областным институтом повышения квалификации работников образования. На базе гимназии организовано повышение квалификации в виде практических занятий по управленческой деятельности для заместителей директоров и директоров, а также практические занятия для учителей начальной школы, для преподающих предметы гуманитарного цикла и для психологов. Преподаватели гимназии дают открытые уроки, а курсанты не только присутствуют, но и имеют возможность изучать всю документацию и методики конкретных учителей в теории. Директор и ее заместители тоже проходят курсовую подготовку, в основном при ВОИПКРО, но также находят возможность и финансы учиться в Москве, в Академии повышения квалификации. Еще один момент, на который в гимназии обращается особое внимание, – это знание педагогами ИКТ. Директор говорит, что средний возраст в педколлективе 40-50 лет, и многие учителя компьютерные технологии ни в школе, ни даже в вузе не изучали. Поэтому в гимназии были организованы свои курсы для педагогов. Сегодня учителю приходится постоянно повышать свой уровень, тем более что одно из требований при прохождении аттестации – обязательное владение компьютерными технологиями. Педагог должен или представить удостоверение о прохождении курсов ИКТ, или сдавать дополнительно экзамен по этой дисциплине. Все стараются получить удостоверение заранее, потому что вопросы по ИКТ тоже не из простых. Часто учитель на практике может гораздо больше, чем знает в теории. Он и текст наберет, и распечатает, и презентацию составит, даже покажет ее, но вопрос, сочетание каких клавиш заменяет ту или иную команду курсора, ставит большую часть экзаменуемых в тупик. Особенно трудно учителям из сельских школ удаленных районов. В городе возможностей много, например, кроме ВОИПКРО свои компьютерные курсы предлагают Воронежский институт высоких технологий, Воронежский госуниверситет и Воронежский педагогический университет, причем за курсистов-учителей даже развернулось своего рода соперничество. ВГПУ выезжает в сельские районы с платной подготовкой по предметам и дополнительной бесплатной по ИКТ, охватывая не только областной центр, но и сельские районы, а ВГУ предлагает городским учителям бесплатные курсы по ИКТ. Понятно, что для педагогов сельских школ удобнее, когда преподаватели приезжают к ним, ведь если учитель уезжает на курсы, возникает масса проблем. Первый вопрос: кто его заменит на уроке, когда в школе весь педколлектив всего 10-15 человек. В итоге самая большая просьба учителей – это необходимость организации заочных курсов по Интернету. Второй вопрос, адресованный организаторам процедуры аттестации (в Воронеже это в основном институт повышения квалификации), тесно связан с предыдущим, только задают его учителя начальных классов. У них нет возможности посещения курсов без отрыва от учебного процесса, и это никого не устраивает. Когда педагог на две недели бросает свой класс и школу, страдают и дети, и учебный процесс, и сам учитель. Найти квалифицированную замену без ущерба для других классов невозможно, для детей отсутствие любимого учителя – стресс, а у самого учителя из педстажа две недели учебы просто вычеркиваются. Вроде бы немного, но за годы работы выходит больше месяца потерянного времени. Учителя считают это несправедливым, и они правы, ведь повышать квалификацию их обязывает государство, а платить за это часто приходится самому педагогу, теряя при этом в пенсии. Кстати, учителя-предметники имеют возможность посещать курсы в свой методдень один раз в неделю в течение полугода, информатики могут приезжать после уроков во второй половине дня и в итоге тоже получают «корочку». Учителя «началки» методического дня среди недели не имеют, после обеда курсы для них проводить не хотят. Точно так же не хотят их учить ни по субботам, ни в июне, хотя какое-то время назад ВОИПКРО именно в начале лета обучал педагогов начальной школы, и это их очень устраивало. Почему сейчас нельзя сделать что-то подобное, непонятно. – Нужно, – говорит Татьяна Ярославовна, – чтобы учеба проходила на каникулах или один день в неделю во второй половине дня. Курсы повышения квалификации необходимо проводить безболезненно для учебно-воспитательного процесса, безболезненно! И еще это должно быть экономически выгодно, а когда мы отправляем учителя на две недели на повышение квалификации, зарплата идет и ему, и тому, кто его замещает. Это невыгодно. Да плюс еще педагог теряет в трудовом стаже. – Могут ли освободить от аттестации? – спрашиваю я заместителя директора Нину Федоровну Шестакову, ответственную за методическую работу и повышение квалификации. – Конечно, могут, но бывает это нечасто. Эти случаи оговорены в положении, например, если есть звание заслуженного учителя или почетного работника образования (в зависимости от категорий), если получил 100 тысяч как лучший учитель, если сам в качестве эксперта привлекался к аттестации и набрал 15 экспертиз, если представил до пяти печатных работ, если есть свои победы в профессиональных конкурсах, а среди учеников – победители всероссийских олимпиад. Такому учителю могут присвоить категорию без процедуры аттестации, если же это обычный учитель, то каждые пять лет он должен будет проходить аттестацию заново. – Что делать учителю, если не проходит аттестацию? – Подавать на следующий год. Когда я аттестовывалась как учитель истории и обществознания, у нас в группе из 18 человек четверо не сдали. Было похоже на ЕГЭ: нас пригласили в аудиторию, рассадили по одному, и специально пришедший из Департамента образования специалист раздавал каждому задания. Вопросы сложные, ответить нужно минимум на 24 из 40, а времени дается всего один час. – Все вопросы по истории? – Если бы. У меня было 4 вопроса по истории, 6 по обществознанию, а остальные по психологии, педагогике, по законодательству, по нему очень много вопросов! Конечно, сам экзамен – это стресс, могут и нервы сдать. – Учитель на уроке как рыба в воде, – говорит Татьяна Бондарева. – Но всему свое время, и в более старшем возрасте экзамен действительно может стать настоящим стрессом, человек может растеряться, а учитель тоже человек, но, увы, опыт сегодня не учитывается. Многие родители хотели бы отдать ребенка именно опытному педагогу, хотя он и может уступать молодому в знании современных технологий. Хорош тот учитель, кто пришел по призванию, кто действительно хочет работать с учеником и нацелен на конечный результат – научить любого ребенка. Воронежская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте