search
main
0

Повышать = нагружать. Учителя превращают в загнанную лошадь

Многие хорошо помнят, что в первые месяцы после постановления правительства о 30-процентном повышении зарплат учителям муниципалитеты напряглись и стали судорожно искать резервы, бухгалтерии считали и пересчитывали бюджетные и внебюджетные фонды, школьные методобъединения заседали, устанавливая справедливые критерии и баллы.

Некоторые руководители даже сподобились один-два раза выплатить высокую зарплату педагогам, выпростав для этого весь премиальный фонд, и отрапортовать начальству о выполнении постановления… Потом мыльный пузырь, называемый «повышение зарплаты», стал потихоньку сдуваться, стимулирующие баллы повсеместно приобрели чисто символическое значение, и уровень доходов учительства остановился на отметке 10-15-процентного (в среднем) увеличения. Первый испуг прошел, вернулось понимание того, что казну просто так не наполнишь и бюджеты учебных заведений из воздуха не увеличишь. Надтарифные фонды не резиновые, тем более многим школам пришлось из них брать деньги на выплату базовой части. В результате базовая выросла, а стимулирующая упала. Такие манипуляции не могли привести к серьезному увеличению зарплат. Вот некоторые цифры на сегодняшний день. Людмила Л., учитель высшей категории одной из больших школ города Заволжье Городецкого района, при нагрузке в 27 часов, классном руководстве и верхней строчке во внутришкольном рейтинге получает на руки 18 тысяч рублей. Ее коллега из Городца Ирина С., тоже учитель высшей категории, при руководстве школьным методическим объединением (ШМО) и нагрузке в 29 часов, победах учеников на олимпиадах городского и районного уровня получает чистыми 18,5 тысячи. В эту сумму входит и стимулирующая надбавка, не превышающая 2 тысяч в месяц – для их школы это потолок. Геннадий П., учитель литературы большой школы Дзержинска – крупного городского округа Нижегородской области, имея нагрузку в 36 часов, высшую категорию и одно из первых мест во внутришкольном рейтинге педагогов, получает 20 тысяч чистыми ежемесячно. Признается, что живет исключительно за счет репетиторства, иначе семью не прокормить. Оксана М., учитель математики Борской школы, при нагрузке в 26 часов и высшей категории тоже получает 18 тысяч, правда, без классного руководства. Репетиторства у нее немного, в силу того что родители большей части ее учеников люди малоимущие. Словесник одной из базовых сельских школ Нижегородской области Елена Ч. ведет 29 часов еженедельно, возглавляет ШМО, имеет высшую категорию, является победителем районного профессионального конкурса, ее ученики активно участвуют в олимпиадах разного уровня. На руки она получает 21 тысячу рублей (это с учетом сельской надбавки). Зато педагог небольшой основной сельской школы одного из районов получает 8,5 тысячи (20 часов, 2-я категория и классное руководство).Ужесточение требований к аттестации педагогов привело к тому, что некоторые учителя, не готовые в этом году подтверждать свои категории, не только не выиграли, но и потеряли в зарплате. В отдельных районах учителя пенсионного возраста, решив не тратить нервы, вообще подали заявление об увольнении. Где-то это пошло на пользу коллегам – выросла их нагрузка и соответственно зарплата. А где-то, как правило, в городской, а не сельской местности, наблюдается серьезный кадровый дефицит. Каждый директор вынужден решать эту проблему самостоятельно, но это тема отдельного разговора. Вернусь к пресловутой зарплате. Общественный интерес и внимание СМИ к повышению учительских доходов к весне окончательно угасли, что и понятно: нельзя же все время говорить и писать об одном и том же. Однако региональное правительство продолжает спрашивать у заведующих районными управлениями образования ежемесячные сводки средних зарплат по учреждениям. И руководители школ, лицеев и гимназий вынуждены искать «альтернативные» способы повышения. Принимая во внимание тот факт, что средняя зарплата заметно увеличилась в тех образовательных учреждениях, где учителя имеют повышенную (от полутора до двух ставок) нагрузку, а там, где нагрузка соответствует нормативам (ставка и чуть больше), уровень доходов вырос незначительно, директора не могли не прийти к единственному выводу: повышать = нагружать. От выводов перешли к действиям.Вот, например, что рассказывают о «повышении» учителя одного из центральных учебных заведений Нижнего Новгорода: – При нагрузке, чуть превышающей ставку, мы не имели больших зарплат: получали от 8 до 12, максимум 15 тысяч. Зато в отличие от перегруженных коллег мы могли себе позволить репетиторство – в нашем образовательном учреждении оно пользуется большим спросом, так как родители в основном небедные и детоцентричные. Кто-то из педагогов охотно и успешно принимал участие в грантовых конкурсах. Все знают, что они тоже требуют времени и сил: нужно не только творчески работать, но и заполнить кучу документов. Непросто систематизировать собственный опыт, даже если у тебя есть реальные достижения. Кроме того, мы имели возможность повышать свой методический и культурный уровень: читали художественную и дополнительную специальную литературу, посещали спектакли, концерты и выставки. И это нормально: учитель не должен быть загнанной лошадью. Однако в конце учебного года с администрации потребовали в обязательном порядке повысить среднюю зарплату, потому что она портила общие показатели по району. Администрация недолго думала, как это сделать, пошла по проторенной дорожке – решила увеличить нагрузку предметников. Каждому школьному методобъединению было предложено выбрать «козлов отпущения» и принести их в жертву общему делу – имиджу заведения. Самым простым и естественным оказалось увольнение пенсионеров, самых старших членов ШМО. С ними были проведены соответствующие беседы. Разумеется, с предложением все согласились, возможно, не без внутреннего недовольства. Таким нехитрым способом была решена проблема. В новом учебном году нагрузка оставшихся будет увеличена – хоть и в разной степени, но у всех предметников. Средняя зарплата вырастет, руководство районным отделом образования отчитается о проведенном «повышении». Доход педагогов тоже несколько увеличится, если судить о нем по бухгалтерским документам. Реально же качество жизни изменится в обратную сторону. Не все после повышенной нагрузки смогут найти силы на репетиторство и уж точно немногие смогут продолжать читать книги, ходить на выставки и участвовать в профессиональных конкурсах. Так что радости от такого «повышения» мало. Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте