search
main
0

Повторяем, закрепляем, расширяем кругозор! С интересом и пользой готовимся к ВПР по русскому языку

Разговор об очередном учебном пособии издательства «Экзамен» начну с вопроса: на что вы, коллеги, ориентируетесь, выбирая из множества пособий, направленных на совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности у своих таких разных по уровню подготовки учеников, то, которое станет проверенным и добрым помощником?

Используя свои навыки просмотрового чтения, мы с вами, конечно, обращаем внимание на ключевые слова, вынесенные автором или редакцией на обложку. Заветные аббревиатуры ВПР, ОГЭ, ЕГЭ вызывают разную гамму чувств: и обязательства перед родителями, администрацией, и ощущение своего профессионального долга, и желание вопреки массам проблем работать интересно.На что в такой ситуации обращаю внимание я? Мне важен уровень текстов, с которыми мы потом будем работать. Конечно, правила расстановки знаков препинания при однородных членах предложения можно вообще на схемах отрабатывать и на предложениях типа «На столе лежали яблоки, апельсины, груши», но ждать пробуждения интереса к богатству языка и его возможностей, интереса к чтению, а что стало дальше с героями, если мы прочитали только фрагмент, не приходится. Поэтому качество текстов, круг проблем, которые в них поднимаются, являются для меня принципиально важными критериями выбора пособий по русскому языку.Ну согласитесь, редкое сердце четвероклассника не тронет этот фрагмент:Пальма была красивой собакой с умными глазами, поэтому она сразу мне понравилась. На улице к моей машине собаку вывел ее хозяин. Когда машина тронулась, Пальма, не отрываясь, стала смотреть назад.В боковое зеркало я видел, как мужчина махал нам рукой, а его жена плакала. По приезде Пальма лежала в углу комнаты, никому не разрешала подходить к ней, не ела и не пила…Или замечательный фрагмент из произведения В.Крапивина:Когда наступила весна, дом и сад поняли, что надо что-то делать, иначе они снова останутся одинокими. И тогда дом и сад решили изменить свою жизнь и стали готовиться к приему гостей. Прилетел ветер и проветрил все комнаты. Пошел дождь и вымыл все окна. Вышло из-за туч солнце и высушило весь дом… Скоро в деревню приехали люди, посмотрели на чистый и красивый дом и с радостью поселились в нем. А сад от счастья усыпал дорожки бело-розовыми лепестками. Ведь главное – не отчаиваться и быть готовым к новой встрече.Когда текст вызывает эмоциональный отклик, легче отвечать на самый трудный, по мнению многих четвероклассников, вопрос о том, что же хотел сказать автор.Именно такие тексты подкупают в пособии серии «ВПР. Типовые задания» издательства «Экзамен». Автор книги – Людмила Юрьевна Комиссарова.Содержание пособия, структура каждой работы полностью соответствуют демоверсии работы (см. https://4vpr.ru/4‑klass/138‑demoversiya-vpr-po-russkomu-yazyku-2018‑4‑klass.html). Задания, представленные в пособии, позволяют оценить достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для успешного продолжения обучения в основной школе, и с успехом могут использоваться для диагностики и устранения пробелов в освоении программы по русскому языку.Несомненным плюсом пособия является приложение, в котором учитель найдет методику проведения диктанта. Акцент сделан на принципиально важных моментах: а) чтение не должно быть орфографическим, «подсказывающим»; б) возможно выявление и объяснение лексического значения незнакомых обучающимся слов; в) необходима целевая установка на письмо под диктовку и на самопроверку.Также даны подробные рекомендации по оцениванию каждого типа заданий и ключи для проверки и/или самопроверки.Важно использовать материалы пособия для совместной работы в классе, особое внимание уделяя наиболее сложным заданиям. Хорошим заданием для формирования умения выполнять информационную переработку текста является задание по составлению плана. Рассмотрим один пример (вариант 9).(1) Нам подарили молодую белку. (2) Она очень скоро сделалась совсем ручная. (3) Нас, ребят, она хорошо знала. (4) Только войдешь в комнату, белка прыгнет тебе со шкафа прямо на плечо, мордочкой о щеку трется. (5) Это значит – просит сахару или конфетку.(6) Конфеты и сахар у нас в столовой, в буфете, лежали, их не закрывали, потому что мы без спросу ничего не брали. (7) Но однажды мама созвала нас и показала пустую вазочку из-под конфет. (8) А на следующий день сахар из буфета пропал, но никто не сознался, что взял его. (9) Тут уж и отец рассердился, лишил нас на неделю сладкого.(10) Один раз сидел я тихо в столовой и читал. (11) Вдруг вижу: белка вскочила на стол, схватила в зубы корочку хлеба – и на пол, а потом на шкаф. (12) Через минуту смотрю: опять на стол влезла, схватила вторую корочку – и снова на шкаф. (13) Подставил я стул, заглянул на шкаф и увидел старую шляпу, под которой лежали и сахар, и конфеты, и черствые корочки хлеба… (14) Я показал тайник отцу. (15) Он сказал, что наша белка на зиму себе запасы так делает, видимо, даже у ручной белки проявляется беличий инстинкт.(По Г.Скребицкому)Как видим, в этом тексте три абзаца, и задание четко указывает: «Составь и запиши план текста из трех пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения».Мы предлагаем использовать прием разметки текста: подчеркнуть слова и словосочетания, которые важны, в каждом абзаце (отметим, что в дальнейшем это пригодится для подготовки к сжатому изложению). Вот как может выглядеть текст с разметкой:(1) Нам подарили молодую белку. (2) Она очень скоро сделалась совсем ручная. (3) Нас, ребят, она хорошо знала. (4) Только войдешь в комнату, белка прыгнет тебе со шкафа прямо на плечо, мордочкой о щеку трется. (5) Это значит – просит сахару или конфетку.(6) Конфеты и сахар у нас в столовой, в буфете, лежали, их не закрывали, потому что мы без спросу ничего не брали. (7) Но однажды мама созвала нас и показала пустую вазочку из-под конфет. (8) А на следующий день сахар из буфета пропал, но никто не сознался, что взял его. (9) Тут уж и отец рассердился, лишил нас на неделю сладкого.(10) Один раз сидел я тихо в столовой и читал. (11) Вдруг вижу: белка вскочила на стол, схватила в зубы корочку хлеба – и на пол, а потом на шкаф. (12) Через минуту смотрю: опять на стол влезла, схватила вторую корочку – и снова на шкаф. (13) Подставил я стул, заглянул на шкаф и увидел старую шляпу, под которой лежали и сахар, и конфеты, и черствые корочки хлеба… (14) Я показал тайник отцу. (15) Он сказал, что наша белка на зиму себе запасы так делает, видимо, даже у ручной белки проявляется беличий инстинкт.Мы провели такую работу с четвероклассниками, попросив объяснить выбор ключевых слов. В 1‑м абзаце ребята отметили появление белки и ее любовь к сладкому, практически для всех главная информация 2‑го абзаца заключалась не столько в пропаже конфет, сколько в том, что из-за белки дети были лишены сладкого. В информации 3‑го абзаца можно отметить две микротемы: тайник раскрыт и вывод, который делает отец о важной роли инстинкта даже у ручной белки. Поэтому план несколько отличался от предлагаемого в ключах, и это тоже можно обсудить с учащимися:1) в доме появилась ручная белка-сладкоежка;2) из столовой стали пропадать сладости;3) тайник белки обнаружен.Интересная и важная форма работы – развертывание абзацного зачина. По началу абзаца предлагается продолжить текст, предположить его содержание (вариант 10, предложения 1, 7 и 12). Этот текст хорош и тем, что позволяет совершенствовать умение его завершать: можно предложить дописать предложение 15, дав только его начало: Мы поняли, как…Рассмотрим еще пример работы с текстом. Предложим до чтения текста прочитать некоторые слова и словосочетания и предположить, о чем пойдет речь: ежик Фомка, рыжий Васька, стали пить молоко, начал ловить мышей. Просим передать свои соображения о тексте с помощью одного или двух предложений. После короткого обсуждения приступаем к тексту:(1) В сумерки я возвращался из леса и увидел на дороге ежика. (2) Посадил я его в кепку, принес домой и назвал Фомкой. (3) В комнате Фомка нашел за печкой старый подшитый валенок и забрался в него. (4) А на том валенке любил дремать рыжий кот Васька. (5) Всю ночь до рассвета он где-то бродил, а затем прыгнул в форточку. (6) Лег он на свое любимое место за печкой, но тут же выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты. (7) Васька не на шутку перепугался: старый дедов валенок чихал, кашлял, фыркал.(8) Я подумал, что теперь рыжему Ваське спокойной жизни не будет, но ошибся. (9) День за днем кот и еж приглядывались друг к другу, а потом привыкли и подружились, даже молоко стали пить из одного блюдца. (10) Как-то еж поймал в сенях мышонка и показал его коту. (11) Пристыженный кот заурчал и предпочел удалиться во двор. (12) Васька был толст, ленив и на мышей не обращал внимания.(13) Осенью я пустил Фомку под дом, но почти каждый вечер еж прибегал к крыльцу, стучал по блюдцу лапами и требовал молока. (14) На зов колючего друга являлся кот. (15) Но самое удивительное, что с тех пор и Васька начал ловить мышей. (16) Ведь недаром говорится, что с кем поведешься, от того и наберешься!(По А.Баркову)Предлагаем учащимся: 1) прочитать выписанные из текста предложения и словосочетания; 2) расставить в порядке их следования в тексте (не заглядывая в текст); 3) выбрать из предложенных вариантов те конструкции, которые могли бы стать пунктами плана, объяснить свой выбор. Могут ли они отражать микротему?Для работы: ежик на дороге; на зов колючего друга являлся кот; рыжий кот Васька любил дремать на валенке; Васька был толст и ленив; Васька не на шутку перепугался; день за днем кот и еж приглядывались друг к другу; с кем поведешься, от того и наберешься.Примерный план:1. Как еж Фомка испугал кота Ваську.2. Еж и кот подружились.3. Дружба пошла коту на пользу.Такого рода задания помогают научиться читать текст вдумчиво, не относиться к нему только как к форме тестовой работы.Задание 16 позволяет моделировать ситуацию, в которой необходимо составить текст обращения-просьбы, например:Представь, что на урок труда нужно было принести клей, а ты забыл (забыла) его дома. Вежливо попроси соседа (соседку) по парте, у которого (которой) есть запасной клей-карандаш, одолжить его тебе. Запиши свою просьбу.Очень важно, что подобные ситуации не являются искусственными, они являются обучающими.Все тексты, приведенные в сборнике, могут стать основой для разговора о важных проблемах, которые волнуют четвероклассников, кроме того, многие тексты связаны с информацией из других предметов. Так, например, текст А.Баркова не только о том, как уживались кот Васька и ежик, но и о том, что можно по-доброму наблюдать за животными, не вмешиваясь в их взаимоотношения. Текст по Н.Верзилину, конечно, заинтересует тем, как по-разному можно использовать тыкву: например, в Индии с ее помощью ловят обезьян. Текст по Е.Пермяку приведет к размышлениям о том, что на свете нет одинаковых людей. Думается, что учитель получит удовольствие от работы, сделав свой выбор в пользу этого пособия. ​Ирина ДОБРОТИНА, учитель русского языка московского культурологического лицея №1310, научный сотрудник Центра филологического образования ФГБНУ ИСРО РАО, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2002, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте