search
main
0

Повод для оптимизма. III Всероссийский фестиваль школьных учителей – праздник неравнодушных

​Всероссийский фестиваль школьных учителей, который уже третий год проводит Елабужский институт Казанского федерального университета, придуман для тех, кто ищет секрет вечной молодости. Профессиональной и человеческой. Для тех, кто привык удивлять и удивляться, сначала учиться самому, а уж потом учить других. Для тех, кто не выносит скуки и презирает обыденность. Одним словом, для настоящих учителей – неравнодушных и творческих. В этом году их собралось в Елабуге больше двух с половиной сотен – из всех районов Татарстана, из Кировской области, Пермского края, Нижнего Новгорода. Среди модераторов – так здесь называют ведущих мастер-классов – учителя года, а также профессора вузов, академики, большие ученые из Москвы, Рязани, Барнаула, Ижевска, Липецкой и Вологодской областей. Есть и иностранные светила – из Германии, Голландии, Латвии, Болгарии и даже Сингапура.

Каждое утро начинается с зарядки на свежем воздухе. Если уж детям положены три часа физкультуры в неделю, то чем учителя хуже? От зарядки почти никто не отлынивает: воспитывать уважение к здоровому образу жизни нужно личным примером. Затем чашка кофе, сдобренная непременным вопросом к соседям по столу: а вы сейчас на чей мастер-класс собираетесь? И вот уже вплоть до обеда старинные институтские коридоры заполняет плотная, как вата, тишина, нарушаемая лишь рабочим гулом, доносящимся из аудиторий. Составляя расписание, организаторы подумали обо всех: о предметниках, учителях начальных классов, школьных психологах и классных руководителях. Для историков так и вовсе работает отдельная секция – все же Год истории на дворе. Наибольшим спросом пользуются мастер-классы, знакомящие с популярными нынче активными методиками.В классе у Майка Фирумана, психолога и главы сингапурского учительского профсоюза, аншлаг. За несколько часов он обращает «в свою веру» каждого гостя, на деле доказывая эффективность проповедуемой им методики обучения в сотрудничестве. По мнению Фирумана, достоинства групповой работы весьма преувеличены: даже в небольшой команде из 4-5 человек всегда найдется лидер, первая скрипка, и тихоня-молчун, вполне довольный ролью стороннего наблюдателя. То ли дело – работа в паре. Фируман называет этот прием Rally Robin: учитель дает классу тему для обсуждения, любой учебный материал, требующий закрепления, а дети, разбившись на пары, должны в течение 30 секунд – минуты обменяться как можно большим количеством реплик-тезисов. Получается своеобразный интеллектуальный пинг-понг, где даже самый последний двоечник вынужден будет выудить из памяти хоть какие-то факты.Максим Воронин, учитель права и обществознания лицея имени Лобачевского при Казанском федеральном университете, практически на пальцах объясняет коллегам, что представляет собой популярная технология «Дебаты». В дни фестиваля в Казани обсуждается принятие Кодекса учителя Республики Татарстан. Один из самых неоднозначных пунктов – «Учитель должен быть оптимистом». Об этом и спорят команды-оппоненты, выдвигая аргументы «за» и «против». Минус у «Дебатов» один – технология крайне непростая. Все остальное сплошные плюсы: она формирует критическое мышление, прививает культуру ведения спора, который строится на жестких, четко выверенных аргументах и контраргументах, а не на высказываниях типа «сам дурак». Дети привыкают не воду лить, а говорить коротко, емко, по делу. «Дебаты» учебные, поэтому, конечно же, победила дружба, хотя доводы тех, кто настаивал, что быть учителю оптимистом или пессимистом – личное дело каждого, были все же более весомыми. В финале игры, когда уже обсудили, как применять ее элементы на уроках, будь то литература, история или биология, учителя благодарят молодого модератора. Особенно трогательно эти теплые слова звучат из уст учителей-стажистов: «Максим, вы такой юный. Ведь я вполне могла быть вашим первым учителем, а вы мне столько сегодня нового открыли. И знаете, совсем не обидно и не зазорно оказалось у вас учиться».Тут действительно учатся все и у всех. Участники у модераторов: после мастер-класса «Электрон слова», который дал литератор из Череповца, учитель года России-2006 Андрей Успенский, молодой филолог Алсу Ахметханова, словесник школы №1 города Альметьевска, радовалась, как ребенок: «Потрясающе! Я сама наконец-то поняла, что на самом деле значат все эти футуристические «дыр бул щыл». Обязательно воспользуюсь советами Андрея Геннадьевича, буду давать ребятам больше творческих, «вольных» заданий, чтобы они почувствовали интерес и свободу». Модераторы прислушиваются к участникам: ученые не могут жить в безвоздушном пространстве, им нужна постоянная связь с практиками. По словам директора Елабужского института Елены Мерзон, фестиваль дает пищу для серьезных научных исследований, для системного анализа. В институте уже появился аспирант, который пишет диссертацию на фестивальном материале. Кроме того, записи всех мастер-классов потом показывают студентам, которые обсуждают их на семинарах по педагогике. Учителя учатся друг у друга, обмениваясь бесконечными презентациями, книжками и программами, обсуждая увиденное и услышанное.В перерывах между дневными тренингами и вечерними концертами гости находят свободный час, чтобы побродить по старой купеческой Елабуге. Ведь это один большой музей, пропитанный памятью, радостной и светлой, мрачной и трагической. Здесь родился художник Иван Шишкин и погибла поэтесса Марина Цветаева. Близ Елабуги появился на свет выдающийся врач Владимир Бехтерев. Тут прошли последние годы жизни кавалерист-девицы Надежды Дуровой. Побывать в таких местах и не ознакомиться с ними поближе – сам себе потом не простишь.На фестиваль ежедневно приезжают высокие гости: ректор Казанского университета Ильшат Гафуров, директор Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при Казанском университете Раис Шайхелисламов. Особенно ждут главу республиканского комитета Профсоюза работников народного образования и науки Юрия Прохорова. В основном все вопросы Юрию Петровичу, конечно же, о зарплате.- В сентябре исполняется два года, как мы перешли на новую систему оплаты труда. С 1 января 2011 года по ней работают сотрудники дошкольных учреждений, а с 1 октября 2012-го к ним присоединятся и педагоги дополнительного образования, а также специалисты информационно-методических служб. Считаю нашей победой соглашение с руководством республики, согласно которому первая тарифная ставка, исходная точка отсчета базовых окладов работников образования, установлена на уровне МРОТ и составляет 4611 рублей. Повысится минимальная зарплата по России – и наша первая тарифная ставка вырастит автоматически, без лишних споров и долгих согласований. Также определена стоимость каждого вида учительского труда: сколько стоит классное руководство или проверка тетрадей. Ни отменить, ни уменьшить эти цифры никто не может.- Юрий Петрович, – в зале тут же поднимается рука. – Если детей в классе меньше 25 человек, доплата за классное руководство тут же уменьшается. Но почему-то не увеличивается, если детей больше.- Вы ошибаетесь. Республиканская надбавка за классное руководство подушевая: учитель получает 300 рублей за класс плюс 50 рублей за каждого ученика. Итого – 1550 рублей, если в классе 25 ребят. А вот федеральная надбавка в 1000 рублей действительно постоянная. И, как вы, наверное, знаете, с 2014 года она, увы, будет снята.Не без гордости глава рескома сообщил, что с 2009 года средняя зарплата по образованию выросла в республике с 9633 до 15724 рублей. При этом средняя зарплата учителя сегодня – восемнадцать с половиной тысяч.- Увеличены выплаты за первую и высшую категорию: с 15 до 40 процентов и с 10 до 20 процентов соответственно. Согласно указу Президента РФ, среднюю зарплату педагогических работников уже в этом году необходимо довести до средней зарплаты по региону. А это значит, что в среднем учителя еще до конца декабря должны будут получать 21798 рублей. А средняя зарплата «дошкольников» повысится до средней по общему образованию, то есть до 15724. Но есть в текущих планах, проектах и программах развития, таких радужных и «медовых» на первый взгляд, моменты, которые не внушают доверия: например, положение о том, что выплаты за качество должны будут определяться неким эффективным контрактом, который каждый сотрудник должен будет заключить с работодателем. Не вселяют оптимизма и разговоры об оптимизации структуры заработной платы и отмене неэффективных видов стимулирующих выплат. Настораживает намеренная путаница, которую вносят в понятия «заработная плата» и «доход работника». Что бы и где бы вы ни получали – гранты или пенсию по выслуге лет, – все выплаты предполагается суммировать, чтобы потом во всеуслышание заявить, что «зарплата учителя выросла». Что ж, будем работать и бороться.- Юрий Петрович, я директор школы. В прошлом году принял на работу молодого учителя химии и биологии, и ей было отказано в выплате республиканского гранта «Наш новый учитель», так как она работает в городе, а не на селе.- Это нарушение закона. Если стаж педагога меньше трех лет, то вне зависимости от того, где он работает – в городе или в сельской местности, он имеет право на этот грант.- В этом году казанских учителей обязали проходить ежегодный медосмотр за свой счет. Школы его не оплачивали, а тех, кто отказывался идти к врачу, грозились отстранить от работы.- Ситуация вопиющая. Мы долго разговаривали с руководством образования Казани. Они пообещали, что найдут 18 миллионов и вернут учителям деньги. Главное – чеки не выбрасывайте.На торжественной церемонии закрытия III Всероссийского фестиваля школьных учителей оказалось, что Юрий Прохоров, уезжая, оставил подарок для самого активного и энергичного участника: Елена Нуртдинова из Тюлячинского района получила в подарок от рескома профсоюза путевку в санаторий.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте