search
main
0

Повод для общения. А оно не заканчивается со звонком

00.36. Подготовка к уроку закончена. Усталость накатывает волнами. А завтра семь уроков и еще дополнительные занятия по подготовке к экзаменам. Сколько таких дней было за два года? Сложно подсчитать. Действительно ли педагог – понятие круглосуточное? Часто от друзей и знакомых можно услышать: «Ты же учитель! Закончил уроки – пошел домой!» Мне кажется, что настоящий педагог – понятие круглосуточное. И даже не закон или объем работы заставляют нас продолжать трудиться, когда уроки уже закончились.

Профессия учителя – это больше, чем просто работа от звонка до звонка, это призвание. Эту профессию нельзя мерить обычными мерками. Формально, по закону, у каждого учителя есть часы аудиторной нагрузки и столько же часов внеаудиторной нагрузки для подготовки занятий, методической работы и многого другого. Но по-настоящему интересный, значимый, адресованный каждому ученику урок рождается постепенно, в дневных и ночных чтениях и размышлениях, в озарениях, приход которых вообще неподвластен никакому разделению времени на рабочее и остальное. Опыт играет огромную роль в деятельности любого педагога. Он помогает учителю собрать множество методических наработок, различных вариантов проведения одного и того же урока, придумать собственные «фишки». Молодой педагог всем этим еще не обладает. К каждому уроку ему приходится готовиться с нуля. Читать фактический материал, придумывать структуру урока, как жемчуг на нить, нанизывать на эту структуру приемы и методы. Это все отнимает огромное количество времени. Но потраченное время не идет ни в какое сравнение с удовольствием видеть неподдельный живой интерес во время урока, отвечать на вопросы после звонка, когда видишь, что ученики не хотят уходить из класса, потому что им было интересно, потому что они поняли что-то важное и значимое. Это оправдывает любые затраты времени и сил. Как говорит академик Г.А.Китайгородская, урок – это лишь повод для общения. И это общение не заканчивается со звонком. Мысли продолжают жить в детских головах, порой требуя обсуждения с учителем. Поэтому дети приходят и на переменах, и после уроков. Несмотря на то что авторитет взрослых в XXI веке продолжает разрушаться и заменяться авторитетом виртуальным (интернетным), учитель, касающийся своим сердцем важных истин, становится для своих учеников человеком, с которым им хочется посоветоваться. И настоящий педагог не может не откликнуться на эти движения детской души, сколько бы времени это ни заняло. Еще больше времени на работу тратит молодой педагог, когда получает свое первое классное руководство. И начинается новая страница его профессиональной жизни. Родительские собрания, долгие очные или телефонные разговоры о проблемах, подготовка классных мероприятий, контроль посещаемости, экскурсии. И чем более «живой» класс, тем больше таких ситуаций. Но потом, в будущем, ученики будут вспоминать именно эти моменты. Не контрольные, не диктанты, а репетиции до вечера перед спектаклем, походные вечера у костра, спонтанные чаепития, дни рождения и многое другое. Именно живое, непрограммируемое общение рождает уникальное воздействие одной души на другую, которое и является педагогикой в высшем смысле этого слова. Одной из важнейших характеристик педагогической деятельности является системность. Действия учителя на уроке и за его пределами должны быть направлены на достижение определенного результата. Но с другой стороны, любое воздействие на ученика имеет отсроченный результат и растянуто по времени. Порой на то, чтобы добиться определенных результатов, уходят годы непрерывной работы. Если учитель или классный руководитель начинает решать какую-либо проблему, то ее звучание будет заметно на всех мероприятиях, уроках, экскурсиях. С серьезными задачами, такими как снижение межэтнической конфликтности, например, невозможно справиться, проводя один раз в четверть классный час на эту тему. И размышление над подобными вопросами тоже отнимает много времени. Порой пути решения педагогической задачи могут прийти в прямом смысле среди ночи, поэтому невозможно установить временную границу рабочего времени учителя. Но при этом необходимо выстраивать определенные внутренние границы, чтобы работа не поглотила человека полностью. Учитель нуждается в отдыхе, личном времени, времени для семьи. И найти баланс между личными интересами и объективными требованиями профессии непросто. Но это необходимо, чтобы избежать быстрого профессионального выгорания и других психологических проблем. И, конечно же, для любого педагога играет очень важную роль личностное саморазвитие. Для учащихся мы, значимые взрослые, существуем до тех пор, пока интересны сами себе. Поэтому очень важно не замыкаться только на школьных буднях, не становиться человеком в футляре. Каждый находит свой путь саморазвития. Для кого-то ресурсом личностного развития становится посещение культурных мероприятий, а для кого-то – множество прочитанных книг. Но то, что становится источником роста учителя, будет воздействовать и на его учеников. Сколько раз, посмотрев интересный фильм, сходив на выставку, прочитав книгу, я ловил себя на мысли, что теперь готов повторить это со своими учениками. На фильм или выставку сходить с классом, интересную книгу прочитать и обсудить. Может ли педагог забывать о работе, выходя из стен школы? Может. И такие учителя порой встречаются. Но это противоречит идее учительского труда. В.А.Сухомлинский назвал одну из своих книг «Сердце отдаю детям», и я согласен с этой позицией. Тот, кто делает выбор в пользу профессии учителя, должен осознавать, что теперь 24 часа в сутки его душа и разум будут работать, пусть даже не всегда явно для него самого. В этом случае молодой педагог может стать настоящим Учителем с большой буквы. Александр БАЗИЛЕВИЧ, учитель истории и обществознания школы №814, УК 1, финалист конкурса МГО профсоюза «Педагогический старт»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте