В прошлом номере «МП» была опубликована первая часть отчета о Всероссийском семинаре-совещании руководителей органов управления образованием субъектов РФ и председателей региональных организаций Общероссийского Профсоюза образования, который состоялся в Сочи в сентябре. Напомним: во время этой традиционной встречи произошла сверка позиций представителей исполнительной власти и лидеров профсоюза по многим важным вопросам, но прежде всего по созданию национальной системы учительского роста.
Продолжая рассказ о семинаре, необходимо сказать о темах, которые подняли выступающие во время пленарного заседания. Начальник управления Рособрнадзора Евгений Семченко рассказал об апробации модели уровневой оценки компетенций в контексте национальной системы учительского роста. Секретарь аппарата Общероссийского Профсоюза образования по экономическим вопросам Владимир Лившиц представил эффективные формы социальной поддержки работников сферы образования. А заведующий отделом охраны труда и здоровья – главный технический инспектор труда ЦС профсоюза Юрий Щемелев остановился на актуальных вопросах охраны труда и здоровья в сфере образования.Весьма полезным было выступление Светланы Кондаковой, заместителя начальника отдела Департамента государственной службы и кадров Минобрнауки России, посвященное вопросам правоприменения приказа о ведомственных наградах Министерства образования и науки РФ.Подробнее хотелось бы остановиться на докладе заместителя председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяны Куприяновой «Проблемы повышения профессионального уровня педагогических работников и формирования национальной системы учительского роста». Татьяна Викторовна обратилась к историческому контексту темы, ведь, как известно, все новое – хорошо забытое старое. Напомнила о тяжелом положении учителя до революции, о советском периоде и дошла до настоящего времени. Что важно понимать сегодня? Что «процесс скоропалительного продвижения идеи, не продуманной до конца, может иметь не те последствия, которые мы ожидаем». Татьяна Куприянова напомнила, что в советское время требования к должности «учитель» всегда разрабатывали вместе отраслевое министерство и профсоюз. Новый проект предполагает введение двух новых должностей. «В случае введения должностей старшего и ведущего учителя вопросы финансового сопровождения этих мер актуальны, как и во все времена», – отметила Татьяна Викторовна. И завершила свое выступление четким изложением Топ-7 актуальных вопросов по формированию национальной системы учительского роста:1. Каково отношение учителей к «вертикальному» профессиональному росту?2. Каковы принципиальные условия установления новых учительских должностей?3. Необходим ли для обеспечения учительского роста новый профессиональный стандарт?4. Какая модель аттестации учителей является оптимальной?5. Каковы обязательные условия апробации новой модели аттестации учителей?6. Какие направления НСУР не нашли отражения в «дорожной карте» по ее формированию?7. Какова позиция Общероссийского Профсоюза образования по формированию НСУР?Следующая серия выступлений касалась регионального опыта исполнительной власти и профсоюза по актуальным темам – кадры, зарплата, национальная система учительского роста. Очень важно понимать ситуацию не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ.Свой взгляд на формирование и введение национальной системы учительского роста представила министр образования и молодежной политики Рязанской области Ольга Щетинкина. Она уверена, что престиж учителя – это комплексное понятие, важнейший элемент которого – профессионализм. При региональном министерстве создана рабочая группа, которая занимается анализом профессиональных дефицитов выпускников педагогических вузов. За молодыми педагогами не просто традиционно закрепляют наставников, этих наставников обучают на особых семинарах. Кроме того, сами вузы некоторое время сопровождают своих выпускников и в результате этой работы вносят изменения в программы подготовки учителей.Министр образования Московской области Марина Захарова рассказала о перспективах НСУР в регионе. Чем может гордиться Подмосковье? Условиями, созданными для работы учителей. Марина Борисовна с гордостью показала на слайде школу в Зарайске, которая была открыта в 1812 году! Но здание здесь в отличном состоянии, и качество образования на высоте. Есть система поддержки молодых специалистов – выпускников педагогических вузов: в первый год работы они получают 50 тысяч рублей, во второй – 100 тысяч рублей, при этом они должны отработать три года в школе. Есть социальная ипотека. В Московской области не закрыли ни одну сельскую школу. В педвузах увеличилось количество часов педагогической практики. Сегодня создается электронная система повышения квалификации педагогов.Содействию профсоюза в развитии кадрового потенциала общеобразовательных учреждений посвятил свое выступление председатель Алтайской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования Юрий Абдуллаев. Профсоюз края работает совместно с целым пулом общественных организаций, среди них Ассоциация лучших школ Алтая, клуб «Учитель года Алтая», сообщество молодых учителей. Профсоюз оказывает коллегам информационную, организационную, финансовую поддержку.Председатель Свердловской областной организации профсоюза Татьяна Трошкина поделилась своим мнением о роли социального партнерства в создании условий для профессионального развития учителя. Социальное партнерство – неисчерпаемый источник идей и возможностей, уверена Татьяна Евгеньевна. Одно из приложений к отраслевому региональному соглашению между Свердловским областным профсоюзом и Министерством общего и профессионального образования Свердловской области (а также Советом муниципальных образований Свердловской области) – план дополнительного профессионального образования педагогических работников. Согласно этому плану происходит повышение квалификации и переподготовка учителей. Татьяна Трошкина поделилась достижением: «В 2016 году вместе с министерством нам удалось добиться внесения в региональный норматив субвенций финансирования дополнительного профессионального образования. И теперь каждая школа, каждый детский сад имеет свои средства, чтобы планировать, куда, на какие курсы и для чего направлять педагогов».Секционная часть семинара-совещания касалась очень конкретных вещей, опять-таки регионального опыта, которым делились представители территорий. Темой первой секции стали эффективные модели непрерывного образования школьных педагогов. На второй секции говорили о комплексной поддержке молодых специалистов сферы общего образования. На третьей обсуждали технологии создания современных комфортных условий труда учителя. Особый интерес у тех, кто собрался на третьей секции, вызвало выступление первого заместителя руководителя Департамента образования Москвы Михаила Тихонова, который рассказал о том, как снижается нагрузка на образовательные организации столицы благодаря автоматизации сбора информации. Такую удобную электронную систему были бы рады видеть у себя все регионы страны.Во время подведения итогов мероприятия звучали вопросы, реплики, комментарии. Темы, поднятые на семинаре-совещании, за два дня исчерпать невозможно, но важно, что они обсуждаются, что есть согласие по одним вопросам и поле для обсуждения по другим. До следующих встреч!
Комментарии