Сегодня 4,5% школьников нуждаются в инклюзивном образовании. Но, к сожалению, далеко не все дети с ОВЗ имеют такую возможность. Скажем, в небольших городах и селах они не могут посещать школу, потому что там нет необходимых для них условий, нет специально подготовленных педагогов, отсутствуют программы и технологии. И решаются эти проблемы довольно медленно.
Но уже есть школы-интернаты для детей с ОВЗ, которые накопили богатый опыт и делятся им с теми, кто еще только начинает заниматься инклюзивным образованием. Эту миссию в Ханты-Мансийском автономном округе выполняет Нефтеюганская школа-интернат, которой руководит почетный работник образования РФ Мария Иванова.
Еще 50 лет назад в средней школе №3 Нефтеюганска появились вспомогательные классы. И вот уже пятнадцать лет назад они стали основой школы-интерната. Стараниями Марии Ивановны была создана современная материально-техническая база, среда, в которую вовлечен каждый ребенок, а педагоги создали теплую домашнюю обстановку, где рады всем и никто не чувствует себя ущемленным. Дети с удовольствием занимаются в уютных классах, после уроков спешат в кружки, спортивные секции, мастерские, библиотеки (их две), работают на учебно-опытном участке, в теплице.
Подбор коллектива – это тоже первейшая забота Марии Ивановны. Она сумела привлечь лучших педагогов-дефектологов, опытных психологов, воспитателей и социальных педагогов. Они умеют быстро определить индивидуальные особенности своих питомцев и готовы меняться вместе с ребенком и ради ребенка. Мария Ивановна убеждена, что работать с такими детьми могут лишь «избранные», потому брала только тех, в ком видела необходимые для воспитания особых детей качества, и в первую очередь способность к милосердию и состраданию. «Могу с уверенностью сказать, – говорит Мария Ивановна, – случайных людей у нас нет. У каждого из нашего коллектива есть истинное педагогическое призвание. Они ведут своих необычных воспитанников все годы учебы до выпуска и выхода во взрослую жизнь. Для нас самое главное – увидеть, что все бывшие ученики успешно пошли по избранному ими же пути».
А начало учебы таких детей бывает трудное. При поступлении в школу эти ребята отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в себе. На их личиках не увидишь счастливой улыбки. Но вскоре все меняется – от сознания своей «ущербности» не остается и следа.
Педагоги изучают индивидуальные особенности ребенка и выстраивают для каждого образовательный маршрут. Все ученики находятся под наблюдением специалистов. Для тех, кто живет в отдаленных районах округа, составляются индивидуальные графики, используются дистанционные формы обучения.
Жизнь в школе-интернате – это не только интересные уроки. Дети спешат на занятия, их в родном классе всегда ждут, радуются их появлению, охотно и по-доброму поддерживают, помогают. После занятий начинается оживленная кружковая работа, к ее организации педагоги также подходят дифференцированно.
Каждый чувствует себя членом коллектива, для него важно общение со сверстниками, участие в общих играх, «Веселых стартах», они с нетерпением ждут поездок на соревнования, потому что все любят спорт. Поют, танцуют, что-то мастерят. Они талантливы, как и все дети, их рисунки, изделия из бисера, резьба по дереву известны жителям города по городским и окружным выставкам. За годы учебы у ребят заметно улучшается здоровье, и это тоже очень важно.
В процессе воспитания решается главная задача – подготовить всех к самостоятельной жизни, к социализации, к выбору профессии, по большому счету дать им путевку в жизнь. Проводятся беседы о профессиях со старшеклассниками и их родителями, экскурсии на предприятия. На производственной площадке подростки получают первые трудовые навыки, выполняют посильные задания, знакомятся с технологиями, выбирают профессию по душе, проходят производственную практику на городских предприятиях, трудовую – на учебно-опытном участке и в мастерских, а также в теплице, где выращивают фрукты, овощи и цветы. Многие уже накануне выпуска подыскивают себе подходящее рабочее место. Старшеклассники многому научились и охотно участвуют в экономической игре «Выставка-ярмарка «Город мастеров», в чемпионате мастерства для инвалидов «Абилимпикс», в олимпиаде по трудовому обучению, в полезных делах и акциях «Чистая школа», «Дежурный класс», «Сделал сам – научи другого», «Подарок ветерану».
Самые активные становятся лидерами, участвуют в школьном самоуправлении, в общественной работе, приглашаются на родительские собрания, где высказывают свое мнение, а это важно и для родителей, и для самих ребят.
На стенах и в альбомах школы-интерната можно найти много фотоснимков, рассказывающих о жизни учеников. Вот они на уроках-праздниках и соревнованиях, оживленные и радостные. Смотришь на них и забываешь, что эти счастливые дети – воспитанники коррекционной школы. Оказывается, жизнь в школе-интернате может быть деятельной и интересной, если ребята будут не зрителями и статистами, а действующими, активными участниками всех событий. Многие из них знают, чего хотят и чем будут заниматься. Примечательно, что шестеро выпускников вернулись в школу педагогами.
Школа-интернат – настоящий дом доброты, милосердия, заботы сродни материнской, дети согреты человеческим теплом и потому спокойны, деловиты, охотно учатся и с удовольствием трудятся. Здесь обретают спокойствие и уверенность, что они ничем не хуже здоровых детей, что смогут устроить свою судьбу. А это самое главное.
Опыт школы-интерната обращает на себя пристальное внимание педагогического сообщества в России и за рубежом. Школа-интернат сотрудничает с Уральским и Сургутским педагогическими университетами и другими вузами, где педагоги повышают свою квалификацию и делятся опытом на форумах, семинарах, мастер-классах. Школа-интернат является членом Невской образовательной ассамблеи, которая признала ее адаптивные образовательные программы лучшими. Мария Ивановна несколько лет подряд представляла опыт работы на международных форумах педагогов-дефектологов в Бельгии и Германии, российские педагоги давали для своих германских коллег мастер-классы, проводили семинары.
Нефтеюганская школа-интернат за умелую социальную адаптацию воспитанников получила всероссийское признание – международный форум «Инновации и развитие» присвоил учебному заведению звание лучшей школы-интерната, Мария Иванова удостоена звания «Лучший руководитель».
«Школа-интернат – это территория успеха, – говорит Мария Ивановна. – Мы не боремся с недостатками детей, мы развиваем их достоинства. Реализация творческого и интеллектуального потенциала, заложенного в каждом школьнике, – наша главная задача».
Комментарии