В Таврическом социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних нет проблем с детским досугом. Дети не сидят в телефонах, да и нет их у большинства. Каждую свободную от учебы минуту воспитанники заняты – то читают, то поют, то поливают цветы, то что-то мастерят, украшая свой временный дом, который надежнее и теплее настоящего.
Только вместе
И ничего, что сказочные герои из бумаги – Кощей и Баба-яга, Чебурашка и Колобок – чуть кривоваты. Главное, что они улыбаются, в них отношение ребенка к жизни, а улыбка – показатель положительного эмоционального состояния. Улучшение психического состояния воспитанников, восстановление их способности к адаптации – одни из самых важных задач социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Потому масса самых разных мероприятий здесь направлена как раз на то, чтобы научить детей, казалось бы, тому, что они умеют от природы, – радоваться. Друг другу, хорошей погоде, интересным делам, добрым педагогам.
Нового директора центра Наталью Чапалу беспокоит, когда в группах, где находятся ребята, тишина. Она уверена: дети должны быть энергичными и беспокойными, веселыми и куда-то стремящимися. А уж дело педагога и воспитателя это стремление направить в хорошее, доброе, полезное русло. Потому в центре приветствуются самые разные формы творческой деятельности, в которых ребенок не только проявляет себя, развивает фантазию, мышление и прочие способности, но и проходит социальную реабилитацию: учится справляться со своими эмоциями, поведенческими отклонениями, получает навыки бесконфликтного поведения. Учится гордиться собой, получив результат своей деятельности, а значит, выбирает противоположное девиантному поведению.
Возможно это только в союзе психологов, педагогов, медиков. Штат центра около 70 человек, и все работают на одну цель – социальную адаптацию несовершеннолетних. А попросту стараются сделать так, чтобы каждый ребенок, побывавший здесь, стал благополучнее в семье, куда его передадут после прохождения реабилитации. Для этого специалисты работают не только с самим ребенком, но и с его семьей. Часто менять стереотипы, мотивировать взрослых сложнее, чем учить радости детей. Но в Таврическом социально-реабилитационном центре не опускают руки и получают результаты. Недавно провожали домой троих детей из одной семьи. Самая младшая, дошкольница Машенька, уезжать не хотела и долго благодарила всех за вкусную еду, интересные занятия, новые платья, игрушки и заботу, которой она раньше не видела. Мама прослезилась и обещала исправиться. Ей, конечно, поверили, не зря же законодатели прописали в законе: ребенок должен жить и воспитываться в семье.
Шах и мат
Правда, семья бывает разной, в том числе замещающей, опекунской или приемной. Наталья Владимировна об этом знает не понаслышке – 8 лет отработала в отделе опеки и попечительства Таврического района, 7 из них – начальником отдела. Кому рассказать, не поверят: и ночью, особенно в праздники, ездила по неблагополучным семьям, объясняла мамкам и папкам, как надо заботиться о своих детях. Иногда забирала ребятишек из тех семей, где оставлять было страшно: маленький человечек, рожденный для счастья, вдруг оказывался ненужным. Оставался не только без внимания, но и без еды и питья, тепла, причем даже не человеческого – обычного, печного… Скольких детей спасла, скольких взрослых людей, сбившихся с пути, она не подсчитывала, да и не станет.
– Их много, поверьте мне, некоторое время я ездила с ней, тоже работая в опеке, – рассказала коллега Чапалы педагог Юлия Лощинская. – Вместе мы забирали детей от родителей, которые за праздниками и гулянками о них забывали. Вместе, заходя в очередную асоциальную квартиру, оставляли дверь открытой, чтобы успеть убежать, если в пьяном доме вдруг найдется кто-то, кто неожиданно вспомнит не об обязанностях отцовства или материнства, а о своих правах: «Это мой ребенок, хочу – кормлю, хочу – нет». Бывало всякое, Наталья Владимировна умела найти выход из самой сложной ситуации. Она стратег, умеет просчитать следующий ход и предвидеть ответ соперника. Лучше ее в шахматы играет разве что Карпов. Она настоящий психолог, удивительно тонко чувствует людей. Хотя попала в эту отрасль как бы случайно…
В Омском государственном педагогическом университете Наталья заинтересовалась психологией. Дисциплина, изучаемая вскользь, затянула, и тогда она получила специальное дополнительное образование по направлению «Социальная психология». Основы взяла в вузе, но главному – наблюдать и видеть, замечать и анализировать – научилась сама. Чапала всегда много читала, читает специальную литературу и сейчас. Эстет по натуре, любит порядок во всем: папка для входящей корреспонденции, исходящей – все подколото и прошито, проанализировано и занесено в ежедневник, который всегда на столе. А значит, Наталья Владимировна помнит обо всем.
Сельская учительница
Свою педагогическую карьеру Наталья Владимировна начала в Карповской школе Таврического района Омской области. Почти как у Грибоедова: «В деревню, в глушь…», отправилась потомственная омичка в сельскую школу, где стала завучем, преподавателем русского языка, литературы, психологии, технологии и много еще чего. Но самое главное – она общалась с каждым своим учеником, умела понять и поддержать. Еще там поняла: к детям нужно относиться с душой. Этому учила коллег. «Хотя бы потому нужно уважать ребенка, что ты не знаешь, кем он вырастет, – шутила. – А вдруг министром образования? И первое, что сделает, помня обиды, – уволит тебя». На первый взгляд забавно, на второй – убедительно. Среди ее учеников много психологов, педагогов. «По стопам Натальи Владимировны!», – говорят они.
В Таврический социально-реабилитационный центр Наталья Владимировна пришла работать в апреле 2022 года. Разобралась в делах, наладила работу со спонсорами и социальными партнерами – детской библиотекой, краеведческим музеем, где воспитанники центра частые гости. Мероприятия, проводимые там, – часть социальной адаптации: кроме знаний, развития художественного вкуса воспитанники получают навыки поведения в общественных местах, общения с незнакомыми взрослыми и детьми. Сменила ворота на ограждении центра – удовольствие недешевое, но стало удобнее всем. В ближайших планах замена полового покрытия, ибо давно пора. А еще обустройство спортивной площадки, которая очень нужна детям, ведь энергия, в том числе и разрушающая, должна быть направлена в нужное русло.
Преодоление
В центре сегодня 31 ребенок, большинство подростки в возрасте 15‑16 лет. Не каждая мать сладит со своим родным единственным сыночком в этом возрасте, а тут справляются с целыми группами. Самые частые причины помещения в центр по заявлению родителей – самовольный уход из дома, суицидальные проявления. Как работать с такими подростками, по сути, не знает никто, каждый случай индивидуален, и ни один самый мудрый алгоритм не может быть применим ко всем. Потому программу реабилитации воспитанников «Преодоление» применительно к конкретному ребенку и его семье тут разрабатывают всем коллективом, в котором много опытных специалистов, психологов. Проводят интервизии – групповые встречи с привлечением сотрудников всех служб профилактики по организации помощи семье. Именно помощи, а не наказания. За 10 месяцев прошлого года в социально-реабилитационном центре побывали 110 несовершеннолетних от 3 до 17 лет, около половины детей возвращены в родные семьи. Это тоже результат накопленного опыта – Наталья Владимировна более 15 лет входит в состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Семь лет была секретарем комиссии и всегда старалась помочь детям, видя семейные проблемы. Маленькие люди ей доверяют. Она по-прежнему убеждена, что работать нужно, ставя на первое место их права и интересы. «Не хотите помогать детям – не ходите сюда работать, – говорит она новеньким. – Это место не для вас».
Вспомнив, как много людей жалуется на ее ребят, понимая, что в социально-реабилитационном центре они, как правило, имеют богатый асоциальный опыт, я спросила:
– А какие они, дети? Как изменились за время вашей трудовой деятельности?
– Жизненные ситуации разные, – ответила Наталья Владимировна. – А дети одни и те же: есть добрые, а есть и озлобившиеся на весь мир, открытые и закрытые настолько, что тут же вспоминается ежик: выпустив иголки, он сворачивается клубком. Развернуть его силой невозможно, он раскроется сам, только поверив в людей, в мир, в своих родителей. Последнее, кстати, проще всего, наши дети очень любят своих родителей, даже трижды непутевых. Оправдывают их в любой ситуации. И наша задача, задача взрослых, работающих в сфере социальной реабилитации, не переубедить их, а сделать так, чтобы родители оправдали детскую веру. Но волшебной палочки, к сожалению, у нас нет, получается это не всегда.
Наталья ЯКОВЛЕВА, Омская область, фото автора
Комментарии