search
main
0

ПОВЕРИТЬ АЛГЕБРОЙ ГАРМОНИЮ

Талантливый математик, известный бард Сергей Погорелый создал школу изящных искусств «Март»

Мне кажется, Погорелого я знала задолго до того, как год назад познакомилась с ним лично. Знакомые из петрозаводского Центра авторской песни взахлеб делились впечатлениями от фестивалей авторской песни, которые устраивает в Костомукше некий Сергей Погорелый. Как-то между прочим упомянули, что он пишет остроумнейшие стихотворно-музыкальные пародии на классические произведения русской и мировой литературы. Ничего себе, покуситься на святая святых – Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Гомера! Познакомившись с пародиями, не могла отделаться от звучащего в них рефрена: «И каждого такое ожидает…»

Среди почитателей хулиганского цикла есть расхождения, от чьго лица он написан – то ли современного недоросля, то ли «нового русского», в муках пережевываю щего творения литературных небожителей. Думаю, все не так просто, как непросты, скажем, рассказы Зощенко. Во всяком случае взыскательная аудитория МАИ, где Сергей не так давно выступал на вечере Леонида Сергеева, приняла пародии Погорелого с восторгом. Минувшей зимой бард из Костомукши стал лауреатом второго Всероссийского фестиваля авторской песни «Московские окна-99».

Доходили из Костомукши и другие вести. Рассказывали, например, что есть там необычная школа, где детей обучают разным искусствам и английскому языку. Сказки, сочиненные маленькими учениками этой школы, очаровали своей непосредственностью, добротой. Оказалось, создал школу все тот же неугомонный Сергей Погорелый! Все, пора ехать в гости.

Костомукша – молодой город на границе с Финляндией, выросший в девственном лесу в 80-е годы , когда начали возводить промышленный гигант – горно-обогатительный комбинат. Тогда в эти края приехало много молодых специалистов высокого класса. Среди них был и Сергей Погорелый с женой Наташей и маленькой дочерью Юлией.

Судьба свела Сергея и Наташу много лет назад, когда они оба учились в девятом классе знаменитой омской 88-й математической школы. В те годы Сергей блистал на математических олимпиадах, а Наташа занималась в балетной студии, увлекалась английским языком. Он, кроме математики, увлекался спортом, отличался могучим телосложением – настоящий сибиряк. Она – изящная, утонченная, с тихим голосом. Еще студентами поженились, родилась дочь.

После окончания политехничес кого института Сергей работал на крупном предприятии в Забайкалье. Первый год, пока Наташа оканчивала институт культуры, пришлось жить одному. Очень тосковал и как-то неожиданно для самого себя написал первую в жизни песню.

В Костомукшу Погорелые приехали в 84-м, случайно узнав о строительстве в молодом городе нового комбината.

– Я ошалел от здешней природы, от лесов, – признается Сергей.

В Костомукше он работал по специальности, электронщиком, Наташа – в Доме культуры. Сергея интересовало все, что делала жена. Иным супругам, уставшим в браке друг от друга, этого не понять. Я же, размышляя о том, каким образом Сергей Погорелый, по своей природе «физик», с годами превратился в «лирика» да еще и занялся воспитанием детей, нашла разгадку, лишь увидев их вместе : это чудо сотворила любовь, сохраненная ими вопреки всем житейским передрягам. Вся лирика Погорелого обращена к Наташе.

Ты молча посмотрела мне в глаза,

Увидев все, кем был я и кем не

был,

И понял я, что ни под этим небом,

Ни в этой жизни без тебя нельзя.

Я чувствую твой взгляд издалека –

Печален он, как взгляд тигренка

в клетке,

А я сижу на старой табуретке,

И за строкой торопится строка.

Погорелый убеждал меня, как до этого, видимо, и других людей, склонных делить таланты на «физические» и «лирические»:

– Математический склад ума при сочинении стихотворения только помогает. Ведь алгоритм построения стихотворения близок к алгоритму построения программы. Это аспекты одного порядка.

Между прочим, все эти рассуждения имеют самое прямое отношение к школе изящных искусств «Март», но об этом чуть дальше.

В Доме культуры Наташа решила поставить хореографическую сказку «Гадкий утенок». Стихотвор ное либретто сочинил Сергей. Спектакль прошел шесть раз при полном аншлаге. Дороже всяческих рецензий стал случайно услышанный отзыв шестилетнего зрителя: « Мама! Это же лучше, чем цирк!»

В 93-м Погорелые открыли частную школу искусств «Март». Побудительным мотивом стало чувство вины перед собственной дочерью: считают, что из-за занятости на работе недодали ей многое из того, что должен получить ребенок. Когда Погорелый думал о программе школы, он четко выстроил ее алгоритм, попытавшись алгеброй поверить гармонию. Как ни странно, это привело его к парадоксу: необходимо возрождать институт благородных девиц, не буквально,разумеется.

– Детей нужно облагораживать, не допускать сдвига их интересов в сферу недостойную. Наша действительность упорно толкает человека к тому, чтобы стать рабом потребительской корзины. Превалирует потребительская доминанта, а должна быть творческая. Для наших целей требуются преподаватели-универ салы, владеющие иностранными языками, музыкальными инструмен тами, умеющие хорошо рисовать и танцевать и способные научить этому ребенка. У нас задействованы движение, живопись, звучащее слово.

Постоянных преподавателей в школе «Март» трое – кроме Сергея и Натальи Погорелых, с недавних пор их дочь Юлия. Три года назад она окончила отделение переводчиков с английского и немецкого языков филфака Петербургского государственного университета. Отвергнув заманчивое предложение от питерской спецшколы, вернулась в Костомукшу. В «Марте» она обучает английскому языку, рисованию, пению.

Первое время родители очень жестко контролировали ее, не прощая ни малейшей оплошности, поскольку считают – работа с маленькими детьми требует высочайшего профессионализма. Ученикам здесь в основном от четырех до девяти лет – школа начиналась с идеи подготовки малышей к школе. Но некоторым ученикам уже по 12 лет, они здесь с первых дней.

… На уроке – четырехлетки. Они с удовольствием поют с Юлией Сергеевной под ее аккомпанемент на рояле английские детские песенки «Baa, baa, black sheep» и «The Farmer in the Dell». Как бы между делом закрепляются новые слова. Потом Юля спрашивает:» Как же мы нарисуем dog?» Малыши пыхтят над листами бумаги, одновременно опять же повторяя английские словечки. В конце занятия разыгрыва ют маленький спектакль, нарядившись в героев песенки.

Создатели школы «Март» называют свой метод работы с детьми « погружением в песенку».

– Каждая песенка по сути – квант культуры, передаваемый из поколения в поколение, – поясняет Сергей Погорелый. – Она несет в себе квинтэссенцию поэтического и музыкального наследия минувших времен. Стихи, считалки, поговорки, а главное, песенки – основной учебный материал. Например, на занятиях хореографией песенка становится игрой, танцем, инсценировкой. На уроках живописи дети рисуют, лепят, вырезают персонажей песенок. На компьютерных занятиях песенка используется как тема для выбора одной или нескольких мультимедий ных образовательных программ. Погружение в песенку позволяет создать эффект маленькой планеты, которую ребенок открывает вместе с друзьями.

Подтверждение правильности выбранного семь лет назад направления Погорелые нашли в статье известного барда Александра Мирзаяна «Песня как мирообразующая и нациообразующая система». Ксерокопию этой статьи я увезла с собой и хочу процитировать лишь небольшой ее фрагмент:

« В каком песенном поле идет развитие человека, в какую литургию он погружен сегодняшним тотальным песенным присутствием (телевидение, радио) – в тот язык, в ту культуру, в ту веру он и будет обращен. Таковыми же будут и его возможности.»Благополучное развитие государства зависит от правильных песен».(Шуцзин)

Это понимают многие педагоги: в Карелии сейчас, к примеру, бурно развивается такое направление психологической и медицинской реабилитации детей, как музыкальная терапия. К сожалению, создатели «Марта» пребывают в определен ной изоляции в силу как географической отдаленности города, так и вследствие стесненности в средствах. О намечаемом в Петрозавод ске республиканском фестивале танца они узнали в последний момент, случайно, но успели передать заявку.

Выступление учениц Натальи Погорелой стало на фестивале настоящим событием, а Юля Аксентьева стала лауреатом, получила в подарок пуанты. 12-летняя балерина проникновенно исполнила знаменитого «Лебедя» Сен-Санса! Признаться, не все зрители смогли оценить по достоинству увиденное – не позволил менталитет, сформированный погружением в иные песенки – вульгарно-примитивные шлягеры под дешевым видеосоусом.

Вообще классические балетные номера показали на фестивале только воспитанницы школы «Март». И это при том, что дать ученицам такую же нагрузку, как в хореографическом училище, невозможно из-за их занятости в общеобразовательной школе. Да и нет у Натальи Погорелой цели выжать из детей все возможное: «Я хочу, чтобы они получали удовольствие от классической хореографии».

В «Марте» все обучение построено на классическом искусстве – эстрады, убеждены Погорелые, и так кругом выше крыши. А дети и не просят спеть или станцевать что-либо «посовременнее».Они с увлечением рисуют костюмы, декорации к балетам, которые изучают по книгам, видеозаписям. Смотрю ответы ребят на викторину по творчеству Чайковского: семилетняя Наташа правильно назвала последователь ность музыкальных фрагментов в балете «Щелкунчик».

Начинают приобщаться к классике и родители. Вначале они не очень охотно посещали «Музыкальную гостиную», где знакомились с шедеврами мировой классики, а сейчас она пользуется большим успехом.

Школа «Март» насчитывает сегодня немногим более тридцати детей. Знали и лучшие времена, когда учеников было вдвое больше. Причина и в демографической ситуации, и в том, что люди наши привыкли всему обучаться бесплатно. А школа «Март» – платная. Оплачивают обучение даже некоторые бабушки и матери-одиночки, понимающие: здесь у детей появляется шанс прожить более интересную и, может быть, счастливую, чем у родителей, жизнь.

– Мы готовы заниматься бесплатно, если б была помощь от городского бюджета, – говорит Сергей Погорелый.

В его словах чувствуется обида: неужели то, что они делают, нужно только им самим? Их воспитанники абсолютно все поступают в музыкальную школу, хотя до прихода в «Март» данные были далеко не у всех. В школу дети приходят отлично подготовленными, с хорошим английским. Да дело даже не в каких-то конкретных умениях – это маленькие личности, с развитыми фантазией и эстетическим вкусом.

Сегодня школа не имеет своего помещения, арендуя площади у детского сада в режиме разделения времени. Изумительные костюмы, сшитые в основном самими – Сергей кроит, Наташа шьет, – пылятся в закутке так называемой «учительс кой». Многое приходится держать дома.

Начальник отдела образования Костомукши Валентина Курохтина говорит, что очень любит школу «Март». По ее словам, после выполнения некоторых формальностей администрация города готова оказывать помощь из бюджета.

Планов у Погорелых много: на основе «Марта», убеждены они, могут возникнуть школа-сад или школьный театр, детское мультимедийное кафе или информационно -образовательный центр. Если же их не поддержат, уникальную школу может ждать печальный финал.

Когда-то Сергей Погорелый пробовал заниматься издательским делом, и довольно успешно. Даже изобрел какое-то мудреное приспособление, во много раз ускоряющее полиграфический процесс. Он бросил свое дело, приносящее немалые доходы, и пошел учить детей. Казалось бы, ему должна быть зеленая дорога: прекрасно образованный, в расцвете сил, еще и мужчина, коих у нас вечный дефицит – но опять ватная стена…

Не хотелось бы повторять старую истину: нет пророка в своем Отечестве, однако это так. Погорелого больше знают и ценят в Петрозавод ске, Москве и Петербурге, чем в его родном городе. Конечно, не найдя поддержки в сфере образования, Погорелый не пропадет – не тот у сибиряка характер, к тому же лестными предложениями издалека он не обижен, будет в другом месте поверять алгеброй гармонию. Только не могу понять – если нашей системе образования не нужен Сергей Погорелый, то кто тогда ей нужен?

Костомукша

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте