Об этом событии можно рассказать коротко: главная его часть продолжается меньше рабочего дня. Российская психолого-педагогическая олимпиада школьников им. К.Д.Ушинского состоит из двух туров – устного и письменного. Пока старшеклассники (в этом году это 192 человека из 31 региона страны) проходят испытания, их наставники обмениваются опытом. Дети и взрослые учатся у мастеров, для них организуют прекрасную культурную программу, даже просмотр спектакля. Вот и все?.. Нет, конечно!
И вообще, об олимпиаде нельзя рассказывать сухо и схематично, ведь в ней столько жизни, есть своя атмосфера, свой дух – за пять лет заработана не только кристальная репутация. А какие организаторы! Департамент образования Ярославской области и Общероссийский Профсоюз образования при поддержке Минпросвещения России. Какая база для испытаний! Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского. Какой оператор! Ярославский региональный инновационно-образовательный центр «Новая школа».
Конечно, усилия столь значимых в образовании структур не могли пропасть втуне. Тем более что олимпиада вошла в перечень интеллектуальных соревнований для школьников на 2022-2023 учебный год, утвержденный Минпросвещения, и была включена в план основных мероприятий по проведению в России Года педагога и наставника.
И зациклилось все – имя олимпиады и университета, миссия состязания для школьников, мечтающих о профессии педагога, – на главном юбилее 2023 года, 200‑летии Константина Ушинского. Он словно был рядом с участниками, их сопровождающими, организаторами, гостями, волонтерами все эти дни, наставлял, ободрял, вдохновлял.
Набираемся опыта
Первый день Российской психолого-педагогической олимпиады. После обеда в кафе, где обычно перекусывают студенты Ярославского государственного педагогического университета в перерывах между лекциями, пришло время интеллектуальной пищи. Преподаватели и студент ЯГПУ всего за час устроили настоящую TEDx-конференцию по теме «Кого мы будем учить завтра?». Короткие и яркие выступления профессора кафедры журналистики и медиакоммуникаций Валентина Степанова, доцента кафедры физической географии Марины Брагиной, а также студента 3‑го курса программы «Образовательный инжиниринг и английский язык» Арсения Игнатьева дали новые знания, заставили задуматься над проблемами, мимо которых раньше проходили.
С Валентином Степановым мы учились отличать обучение человека от дрессировки и программирования, вспомнили, что способность говорить и мыслить делает нас людьми, читали Велимира Хлебникова. Марина Брагина продемонстрировала, как происходит машинное обучение. Дала задание: «Я прилетела с Марса, объясните мне – чем отличается кошка от собаки?» Школьники тут же стали предлагать свои варианты. Вот так и происходит обучение машины – в нее закладывают знания о том, что отличает объекты. Ну а Арсений Игнатьев уверен: «С помощью самообразования можно взломать свою жизнь. Кто отвечает за обучение? Вы или государство? Обоюдно, но мы боссы, мы отвечаем».
Мастер-классы – яркий момент любого форума. На олимпиаду имени Ушинского поделиться опытом пригласили победителей профессиональных педагогических конкурсов – «Учитель года России», «Сердце отдаю детям», «Учитель-дефектолог России» – и даже призера олимпиады школьников 2022 года.
Заглянем в одну из аудиторий. Абсолютный победитель конкурса «Сердце отдаю детям» педагог Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных Елена Стальмак рассказывает о драмогерменевтике, которая помогает детям почувствовать вкус к изучению самых сложных предметов. Благодаря идее театрального педагога Вячеслава Букатова современные ученики могут оказаться сродни ребятам с картины Богданова-Бельского «Устный счет». Они все в активной позиции, все с удовольствием решают задачу. Елена Павловна показала на примере освоения темы «Архитектурный ордер», в которой много сложных определений, как драмогерменевтика работает. Главные принципы – двигательная активность учащихся, смена ролей, мизансцен, темпоритмов и работа в малых группах переменного состава. Мало того, Елена еще и посоветовала, как создать мастер-класс: «Опыт обязательно должен быть тиражируемым, важна применимость – чтобы коллеги могли использовать то, что вы покажете, в своей практической деятельности, и третье – необходимо давать то, что зиждется на научном основании».
В программу этого дня вошли также интерактивные занятия в Технопарке универсальных педагогических компетенций и Педагогическом кванториуме ЯГПУ им. К.Д.Ушинского.
Заряжаемся вдохновением
Открытие заключительного этапа олимпиады проходило в актовом зале ЯГПУ и было под стать юным участникам – динамичным, задорным, музыкальным. Номера творческой молодежи, замечательные ведущие – звонкоголосый школьник Лев и педагог Ярославского градостроительного колледжа Светлана Сергеевна. И, конечно, приветствия организаторов, которые важно было услышать каждому из 192 взволнованных учеников, приехавших в Ярославль из 31 региона.
Александр Гудков, замдиректора Департамента образования Ярославской области: «Символично, что мы сегодня собрались здесь, в главном вузе Ярославской области. Мы весь год будем цитировать Ушинского. Одна из главных цитат: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». В ходе олимпиады вам придется проявить и то и другое – и личность, и характер. Примеряя на себя педагогическую профессию, многие из вас ее в конечном итоге выберут!»
Евгений Романенков, замруководителя департамента общего и дополнительного образования аппарата Общероссийского Профсоюза образования: «Пять лет назад, когда нашему профсоюзу предложили подключиться к организации олимпиады, я первый кричал: «Ура!» Я не жалею, что 45 лет назад вступил на педагогическую тропу, потому что это действительно уникальная профессия, которая очень многое дает тебе, и ты будешь много давать людям. Поздравляю с началом олимпиады!»
Михаил Груздев, председатель жюри, ректор Ярославского государственного педагогического университета: «У каждого педагога есть свои секреты. У меня они тоже есть. Двумя я сейчас поделюсь. Первый – убирать барьеры. Я не вышел на сцену, чтобы быть ближе к вам. Второй – разрушать стереотипы. Учитель – это почти всегда строгий человек. Можно предположить, что ректор педагогического университета – это совсем строгий дяденька. А я позволю себе разрушить стереотип и сказать: «Всем привет!» У каждого из вас наверняка есть цитата Ушинского наготове. У меня тоже есть любимая фраза: «Сделать как можно больше пользы своему Отечеству – вот главный смысл моей жизни».
Проходим испытания
Наступил день икс. Участники олимпиады, ученики 9, 10 и 11‑х классов, прошли письменный тур, ответив на вопросы по трем тематическим блокам: «Константин Дмитриевич Ушинский – учитель русских учителей», «Вопросы из области педагогики, психологии и общекультурных знаний», «Ситуационные задачи». И приступили к устному – защита перед жюри педагогических идей. Ребята рассказывали, как презентовали бы детям биографию и педагогические взгляды Константина Ушинского. Условия гипотетического занятия – возраст учеников, особенности класса – участники олимпиады узнавали лишь за 30 минут до выступления. На речь отводилось 5 минут. И еще было необходимо ответить на вопросы экспертов.
Вот аудитория, куда заходят по одному одиннадцатиклассники. Все ведут себя по-разному – нервничают или уверенно отвечают, говорят короткими фразами или многословны. У каждого – масса идей. На занятии, посвященном Ушинскому, они читали бы рассказы Константина Дмитриевича и смотрели мультфильмы, поставленные по его произведениям, анализировали бы эти рассказы, беседовали о педагогических принципах Ушинского, о том, что учеба – это труд… А еще ставили бы сценки, играли в игры, рассматривали и комментировали интерактивную карту с городами, где жил и работал учитель учителей.
А вот десятиклассница, которой досталось проводить занятие в 5‑м классе. Девушка предлагает образы-иллюстрации – птица в клетке и птица в полете. Это символы системы образования до того, как в нее пришел Ушинский, и после того, как он предложил свои реформы. А затем в качестве закрепления важных знаний можно поиграть в такую игру. Говоря о старых принципах педагогики – показывать кулак, о новых – раскрывать ладонь. Когда жюри спросило, почему она не включила в урок произведения Ушинского, старшеклассница тут же поправилась, нашла место в структуре занятия, куда вошло бы изучение произведения.
Конкурсантки (хочется их так назвать по аналогии с учителями года) – интересные, творческие, хочется с ними пообщаться. Подхожу к Юлии Белоус из Воронежской области.
– Почему решили участвовать в олимпиаде?
– Меня очень привлекает педагогика. Мечтаю не только погрузиться в науку, литературу, искусство, но и научиться грамотно преподносить материал. К этому тянется сердце, хочется уметь интересно рассказать и увидеть ответную реакцию.
После своей олимпиадной пятиминутки выходит другая десятиклассница, рассказывает, что вопросов было много, например, эксперты спрашивали об интегрированном уроке, и она немного растерялась. Представляется: Тюменская область, Богдана Бец.
– Богдана, какие задания были на областном этапе?
– Тоже устный и письменный туры. На письменном отвечали на вопросы, касающиеся педагогики, психологии, научной, литературной деятельности Ушинского. А устный тур проходил в формате урока, только вместо детей были члены жюри.
– Какой формат устного тура вам больше понравился – региональный или федеральный?
– И то и другое. Но комфортнее было на региональном этапе. Там мы несколько дней готовились дома к уроку, а здесь у нас было всего 30 минут.
– Что вам доставляет удовольствие на олимпиаде?
– Больше всего – что мы находимся в педагогическом университете, здесь такая атмосфера… Чувствуешь себя учителем.
Вероника Грудницкая, ученица Республиканского классического лицея из Республики Алтай, рассказала, что ей понравился устный тур:
– Члены жюри положительно настроены. Спросили, куда я собираюсь поступать. И одна из экспертов сказала, что читает мой блог на «Меле».
– У вас есть свой блог, здорово! А на олимпиаде вы используете знания, которые вам дают ваши педагоги, или свой собственный опыт?
– Я использовала знания, которые получила от своих учителей, когда готовилась к устному туру. У нас в школе была неделя педагогического мастерства. И я побывала на уроке одного из своих любимых преподавателей, филолога Анастасии Александровны Стебуновой. У нее такая методика: мы анализируем произведение, и необходимо по картинкам восстановить хронологию событий. Я использовала этот прием.
Обмениваемся опытом
Пока школьники проходили туры олимпиады, их педагоги тоже работали – обменивались опытом.
Круглый стол по теме «Методика подготовки старшеклассников к Российской психолого-педагогической олимпиаде школьников» модерировала руководитель Центра допрофессиональной подготовки «Гимназия К.Д.Ушинского» Ярославского государственного педагогического университета Александра Логинова. Она очень доброжелательно представляла каждого участника встречи, говорила о том, как ценно каждое выступление, и была права – собралась целая копилка универсальных методик, технологий подготовки.
Ирина Рябова, педагог Майминского центра дополнительного образования имени Сафронова (Республика Алтай), и ее коллеги проводят театрализованные уроки по сказкам Ушинского, используют проектную и арт-технологию, методику интеллект-карт.
Наталья Натанова, старший методист Нижегородского регионального центра выявления, поддержки и развития способностей у детей и молодежи «Вега», рассказала об учебных интенсивных сборах для участников олимпиады. Длятся они две, а в каникулы три недели и включают отработку типологии заданий, решение задач психологического характера, разработку собственных заданий, отработку путей выхода из нестандартных ситуаций.
В психолого-педагогической олимпиаде легче участвовать «подкованным» ребятам из педагогических классов. Классы сейчас открываются по всей стране, и на круглом столе о них тоже говорили. В таких классах преподают риторику и театральную педагогику, психологию и курс «Нравственные основы семейной жизни». Для учеников педагогических классов существуют льготы. Так, в Самарской области по поручению губернатора Дмитрия Азарова все выпускники школ из профильных классов, поступившие в педагогические вузы и ссузы региона, получат дополнительную стипендию. Требуется и методическая база. Педагог Наталья Зеленцова из Пензы считает, что нужен стандарт, где были бы прописаны знания, умения, навыки учеников педагогических классов.
Поводим итоги
Торжественная церемония закрытия V Российской психолого-педагогической олимпиады школьников им. К.Д.Ушинского прошла в красивейшем месте Ярославля – концертно-зрелищном центре «Миллениум». И была очень душевной.
Конечно, участники и их наставники волновались, ожидая результатов. Но приветственные, очень теплые, порой с юмором слова организаторов – директора Департамента образования Ярославской области Ирины Лободы, замруководителя департамента общего и дополнительного образования Общероссийского Профсоюза образования Евгения Романенкова, ректора Ярославского государственного педагогического университета Михаила Груздева и других – помогли преодолеть волнение.
Призеры выходили на сцену вместе с педагогами. Получали заслуженные дипломы и фотографировались на память – прекрасные ученики 9, 10, 11‑х классов, мечтающие о профессии педагога, и наставники, сумевшие огранить эти таланты.
По итогам всех туров олимпиады победителями стали:
Эмма Коростелева, 11‑й класс, Калининградская область;
Светлана Конева, 10‑й класс, Архангельская область;
Виктория Жукова, 9‑й класс, Кемеровская область;
Елизавета Химич, 9‑й класс, Новосибирская область.
Победители получили специальный приз от Общероссийского Профсоюза образования – подарочные карты в магазин «Читай-город».
А еще профсоюз вручил талантливым звездочкам Ярославской региональной психолого-педагогической олимпиады путевки. Пятерых ребят мы увидим летом на берегу Черного моря, в ВДЦ «Смена», на профсоюзной смене «Педагогический навигатор».
Рефлексируем
Олимпиада завершена. Но ведь любое педагогическое событие оканчивается рефлексией. И захотелось узнать, какими участников состязания увидели члены жюри – наши профсоюзные коллеги. В экспертный совет вошли замруководителя департамента общего и дополнительного образования аппарата профсоюза Евгений Романенков, заместитель председателя Самарской областной организации профсоюза Ольга Киракосян, правовой инспектор труда Ярославской областной организации профсоюза Екатерина Конькова.
Екатерина Конькова считает, что в олимпиаде участвуют просто уникальные дети – так глубоко они вникли в идеи Ушинского, трактовали их с современной точки зрения.
– Что в первую очередь хотелось увидеть жюри?
– У нас были критерии оценки. Один из них – соответствие занятия возрасту учеников, указанному в задании. Кто-то был ближе к реальности, кто-то подключал фантазию. И еще, учителю важно не только обладать навыками, но и любить детей. Было видно, что участники олимпиады любят детей. У них горят глаза, они придумывают интересные формы, хотят донести информацию так, чтобы знания остались в головах.
Ольгу Киракосян я спросила:
– Для профсоюза важно участвовать в организации олимпиады?
– В нашем регионе олимпиада началась по инициативе Самарской областной организации профсоюза. Партнерами стали региональное министерство образования и Самарский государственный социально-педагогический университет. Ориентация школьников на профессию педагога – профсоюзное дело. Победители и призеры нашей областной олимпиады уже учатся на педагогов. Мы поддерживаем с ними связь.
– Были на российской олимпиаде яркие звездочки, чьи выступления запомнились?
– Были такие, по которым видно – это точно учитель. Речь, внешний облик… Они владеют методикой преподавания, содержательно рассказывают, играют голосом. Кто-то заходил и сразу задавал нам, членам жюри, вопросы. Одна участница предложила формат пресс-конференции, другая – вести в соцсетях страницу Константина Ушинского.
– Что бы вы изменили в олимпиаде?
– Ни убавить, ни прибавить. Задания построены так, что мы ребенка видим со всех сторон. Хочу пригласить коллег из других регионов на российскую олимпиаду. Вот бы в будущем году участвовала вся страна!
Оксана РОДИОНОВА
Группа Российской психолого-педагогической олимпиады школьников им. К.Д.Ушинского: https://vk.com/rpposh
Официальный сайт олимпиады: https://pedolimp.yspu.org
Комментарии