Ведь школа без профсоюза,Как без учителя класс.Пусть крепнут содружества узы!Иными мы быть не должны:Учительство и профсоюзы -Основа единства страны!
О роли профсоюзов в обществе в средствах массовой информации говорится мало. Поэтому большинство граждан России продолжают связывать их деятельность с распределением путевок на лечение и отдых, оплатой по больничным листам, организацией досуга работников. Вряд ли кто будет оспаривать, что других профсоюзов в нашем дореформенном обществе фактически не было. Они тогда и не были нужны, так как была продекларирована власть трудящихся, которым защищаться от самих себя было бы абсурдно.Сейчас другое время, появились социальные противоречия, в том числе и в сфере трудовых отношений, сторонами которых, как известно, являются работодатели и работники. К сожалению, государство много сделало для создания класса предпринимателей, работодателей и чрезвычайно мало для формирования стороны работников в лице профсоюзов. Действующее законодательство не способствует реформированию старых профсоюзов и не создает условий для развития новых, настоящих. А предоставленные профсоюзам права трудно реализовать в силу слабой дееспособности правоохранительных органов, которые чаще всего заведомо нацелены на защиту работодателей. Причин отстранения власти от оказания необходимой помощи работникам в создании дееспособных профсоюзов несколько: во-первых, противоречия между трудом и капиталом еще не носят массового и острого характера; во-вторых, у многих чиновников существует понимание, что работники должны сами, без вмешательства государства, позаботиться о защите своих интересов.С таким пониманием трудно согласиться, если учитывать, что у россиян отсутствует готовность к самозащите, а государство обязано влиять на структуризацию общества. Как представляется, основной же причиной недостаточного внимания государства к проблемам профсоюзного движения является недооценка роли профсоюзов в обществе. Их роль видится только в защите прав и интересов наемных работников и тем самым – в смягчении социально-трудовых отношений. Без сомнения, это одна из приоритетных задач профсоюзов, однако их роль в общественных отношениях значительно шире.Самостоятельные профсоюзы могут потенциально выступать в роли партнеров работодателей, содействуя повышению производительности труда.Профсоюзы должны держать работодателей в постоянном напряжении, вынуждая тем самым неуклонно совершенствовать управление производством, повышать его эффективность. Видится и еще одна, не менее важная роль профсоюзов. Сегодня россиянин, как правило, не чувствует и не осознает себя общественной частицей. Большинство граждан живут каждый сам по себе. Они потеряли доверие ко всем и вся: не верят власти и общественным структурам; не верят тем, кого сами же избирают в представительные органы; не верят в свою способность влиять на общественные процессы.Формирование структуры гражданского общества должно начаться с профсоюзов, так как объединение граждан по месту работы, по профессиональным и насущным интересам наиболее понятно и необходимо. Совместная деятельность по отстаиванию своих прав и интересов, определенные достижения в этом будут способствовать появлению у россиян веры в свои силы, в способность общими усилиями влиять на существующую ситуацию. Это будет способствовать объединению граждан и по другим интересам. Так постепенно должна будет сформироваться структура гражданского общества, без которой не может ни появиться, ни существовать демократическое общество.А профсоюзы должны быть в этой структуре одним из основных институтов.Именно в школе обучаются будущие работодатели и работники, которые будут трудиться в различных сферах производства. Поэтому именно в школе должны даваться первичные знания о профсоюзном движении в нашей стране.По-моему, первичные знания о деятельности профсоюзов необходимо давать учащимся при обсуждении выбора будущей профессии, так как эти общественные организации объединяют людей разных по возрасту, полу, национальности. Вопросы для учащихся: Считаешь ли ты необходимым, чтобы в современном российском обществе работали общественные организации, защищающие права работников? Планируешь ли вступить в такую организацию? Хочешь ли участвовать в ее деятельности по защите прав работников, в том числе молодежи? Считаешь ли возможным создание в школе ученической профсоюзной организации?Возможно, разговор о профессии родителей вернет в нашу жизнь так недостающие сейчас семейные династии специалистов-профессионалов.Поступив в профессиональные учебные заведения, студенты в основном вступают в свою первую первичную профсоюзную организацию, роль которой сейчас особенно важна, так как она является основой профсоюзного движения. Что же может сделать молодежное сообщество для цивилизованного решения своих проблем, для обеспечения себе сегодня и в будущем такого труда, который можно было бы назвать и считать достойным, долодежи необходимо объединиться для борьбы за свои права. Профсоюзы могут их защитить, если это будет какое-то молодежное объединение внутри профдвижения.Профсоюз – единственная проверенная временем форма коллективной защиты трудовых прав. Человек, вступивший в профсоюз, может рассчитывать на поддержку не только своих товарищей на предприятии, в учебном заведении, но и общероссийских, и даже международных федераций профсоюзов.Окончив учебное заведение, молодые специалисты вновь задаются вопросами: трудности в трудоустройстве, низкая заработная плата, нет жилья, невозможно его приобрести.Проблемы работающей молодежи на уровне государства практически не решаются. Особенно от этого страдает российская школа, испытывающая нехватку молодых специалистов. Вот здесь и должен прийти на помощь молодому специалисту профсоюз – человеку в одиночку трудно защитить свои права, а профсоюзная организация самая массовая…Первичная профсоюзная организация должна активнее участвовать в принятии мер по обеспечению молодых специалистов жильем:- совместно с работодателем и учредителем образовательного учреждения находить возможности для льготного субсидирования на приобретение жилья;- предоставлять молодым специалистам общежития, после окончания вузов – при обязательной работе в учреждениях образования.Первичная профсоюзная организация должна популяризировать профессию учителя, выходить на законодательный уровень с проблемой его статуса: учитель не только должен, но и имеет право.Третий немаловажный вопрос, который первичная организация тоже должна поднимать, – оплата педагогического труда. Если оплата будет достойной, то все проблемы с кадрами будут решены. И тогда будут в школе молодые учителя, в детских садах не останется вакансий воспитателей, ученики захотят стать учителями (а не только получить педагогическое образование) и придут в школу.В России необходимо активно развивать профсоюзные объединения, поэтому важно отдельно готовить специалистов, которые будут выстраивать отношения между работниками и работодателями.Наша страна заинтересована в том, чтобы у нас существовали различные формы профессиональных союзов, которые отражают позицию граждан и защищают их трудовые права. Диалог между различными объединениями профсоюзов, а также объединениями работодателей при участии государства крайне необходим и особенно востребован в период социальных проблем, таких как финансовый кризис, который самым серьезным образом затрагивает всех. Именно профсоюз и выступает гарантом гражданского общества.Ты, студент, работник вуза, воспитатель или педагог,Встань в ряды родного профсоюза, чтоб никто сломить его не смог.Будем жить достойно и счастливо, поколенье новое растить.Профсоюз наращивает силу, чтобы нас с тобою защитить.Надежда АФАНАСЬЕВА, член профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации школы №634 с углубленным изучением английского языкаСанкт-Петербург
Комментарии