search
main
0

Поведение – зеркало поступков человека Тема “Совесть”. 6-й класс

Цели: на конкретных примерах проследить проявление совести, ее действие, рождение и забвение, чувства совестливого человека; определить причины и последствия бессовестного, циничного человека; способы защиты от цинизма; роль совести в обществе; место совести в системе духовных ценностей человека; связь морали и права; роль совести в становлении гражданской личности.
Задачи: развивать систему умений и навыков; самостоятельно мыслить; работать с текстом, словарем, учебником; применять знания, понятия, полученные ранее при изучении новой темы; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы; воспитательные – способствовать осознанию необходимости самовоспитания чувства личной ответственности за свои действия, самоконтроля; вызывать чувство неприятия аморальных поступков, необходимости бороться со своими пороками.
Основные понятия – совесть, характер, общество, закон, права, цинизм, исповедь.
Оборудование: материалы учебника, словарь (в учебнике), высказывания мудрых людей.

Ход урока
Домашнее задание перед уроком:
повторить (по записям в тетради с 5-го кл.) основные понятия:
характер;
достоинство;
недостатки;
мораль;
право;
права человека.
На доске: общая тема раздела (нескольких уроков) “Достоинства и недостатки”; высказывания мудрых людей; форма таблицы.
– Мы начинаем изучать новый раздел, это общая тема нескольких уроков “Достоинства и недостатки”. Тема, знакомая с 5-го класса. Поэтому мы продолжаем разговор о человеке.
Тему урока сформулируйте самостоятельно (в конце урока).
Что общего между этими словами (достоинства и недостатки)?
Характер
Различия? (Положительные, отрицательные качества, разные последствия).
Как можно определить характер? (По поступкам).
Зачем надо изучать характер? (Познать себя, других, разбираться в людях).
Дайте характеристику маме и сыну (по рассказу в учебнике на с.81 – рубрика “Прочтите и подумайте”). Заполняется таблица (постепенно) – на доске.
О чем думала мама, проявляя заботу и терпение? (О будущем сына).
Чувства мамы? (Боль, страх, переживания).

Характеры
Мама
Достоинства: заботливость, трудолюбие, доброта, ответственность, ум, терпение, воля, совесть, терпимость. Недостатки: несдержанность (непостоянное качество).
Сын
Достоинства: совесть (непостоянное качество). Недостатки: лень, безволие, эгоизм, равнодушие, безответственность, цинизм (постоянные); мстительность, злобность (непостоянные).
При таких многочисленных недостатках в характере сына какое могло быть будущее? (Бросил бы школу, мог стать преступником).
Почему не слушал маму? (Думал только о себе, эгоист).
Как мама пыталась повлиять на сына? (Из текста). (Помогала, напоминала, внушала, терпела долго).
Результат? (Нулевой).
Почему мама не выдержала? (Кончилось терпение, понимала, что может быть поздно удержать от серьезных дурных поступков сына).
Чего хотела добиться? (Заставить исправиться).
“Хлестнула” (из текста) – дайте правовую ошибку (нарушение права на личную неприкосновенность).
Какой это способ влияния? (Насилие).
Мама добрая, но невольно причинила сыну боль, применила насилие. Был ли у нее другой выход? Почему?
Какие чувства у сына вызвало это действие мамы? (Мстительность, злобность, обидчивость).
На что обиделся сын? (На насилие).
Что в порыве мести, обиды может совершить человек? Какое тогда будет наказание (преступление уже накажет государство – “лишение свободы”). Сравните (государственное наказание более суровое).
Как изменились чувства сына к вечеру? (Осознал свою вину, неправоту, наказание мамы). Почему? Что это “что-то” (из текста), что остановило мальчика и заставило вернуться домой?

Совесть
Найдите в тексте слова о совести. Подберите слова к этому чувству.
Совесть: боль, мука, вина, стыд, самооценка, угрызения, сожаления, внутренний судья, самоконтроль.
Итак, это целая гамма чувств.
Задание N 2 в учебнике на стр.80. (Найдите лишнее слово и объясните выбор).
Что же заставило сына изменить свое отношение к поступку мамы? (Совесть).
Что совесть сделала для сына? (Оценила поведение, заставила признать вину, исправиться, понять маму (“из кожи вон лезет…” – из текста).
С кем весь разговор? (С собой, с совестью).
Какой это был разговор? (Искренний, откровенный).
Исповедь (словарь – стр.83 учебника).
Объясните высказывание. Определите отношение к характеру человека.

На доске:
“Первое условие исправления – осознание своей вины” (Сенека, древнеримский философ).
“Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик” (Гете, немецкий писатель).
Если бы не было исповеди, откровенного разговора наедине с собой, мог ли сын дать себе верную оценку? Почему?
Исповедь перед собой, своей совестью помогла сыну осознать свою вину, раскаяться в своих поступках, поведении.
Можно ли увидеть совесть? Потрогать руками? Почувствовать? Где? Когда?
Испытала ли подобное чувство мама, когда ударила сына? (Из текста – “…обезумевшие от страха за него…”).
Что ее заставило поступить так? (Страх за будущее сына). Какие чувства руководили ею?
Задание N 1, стр. 80 учебника, высказывание Аристотеля: “Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину”. Почему?
Когда приходится прибегать к такой мере? (В крайнем случае, когда уже использованы все мирные способы воздействия, не давшие положительного результата). Зачем?
Почему мирные способы не вызывали у сына чувства совести? (Совесть спала).
Проснувшись, совесть причинила боль еще большую, душевную. Что же еще делает совесть с человеком? (Не только оценивает, но и наказывает).
Дальнейшие действия сына? (Совесть подсказала, как поступить, она фактически спасла его душу).
Продолжить фразу: “Если большинство людей в обществе бессовестные – это общество…” (обывательское, беспокойное, нетерпимое, опасное, криминальное, бандитское, конфликтное).
“Если большинство людей в обществе совестливые люди – это общество…” (спокойное, мирное, гражданское, безопасное, терпимое).
Стр. 80 учебника – “…совесть многих спит”. Согласны ли? Почему?
Стр. 78 учебника – “рецидивисты” – преступники, многократно совершившие преступления.
Есть ли у них совесть? Почему?
Какова роль совести в обществе? (Удерживает от эгоизма, заставляет исправлять ошибки, контролирует поведение, поддерживает мирные отношения).
Почему же и совестливые люди совершают порой бессовестные поступки? (Их совесть спит, это качество непостоянное).
Что сделать, чтобы совесть не спала, а стала постоянным качеством? (Думать не только о себе, но и об окружающих, о последствиях, бороться с недостатками).
Словарь – цинизм (учебник – стр. 79).
Как уберечь себя от цинизма?

На доске:
Синквейн (5 строк) – самостоятельно
1. Тема урока: “Совесть”.
2. Прилагательные – внутренняя, спасительная, безликая, неподкупная.
3. Глаголы – оценивает, заставляет, исправляет, наказывает, спасает, судит.
4. Фраза – “Совесть – внутренний судья, контролер”.
Совесть – условие исправления, мира в обществе, опора гражданского общества.
5. Вывод:
Спасение
Внутренний судья
Советник.

Ирина КСЕНОФОНТОВА,
учитель граждановедения

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте