Сегодня все чаще говорят о необходимости профориентационного воспитания детей дошкольного возраста. Перед нами встал вопрос о том, как заинтересовать и приобщить дошкольников к миру профессий таким образом, чтобы у детей возникли интерес и желание стать профессионалом в своем деле и работать на благо страны. Ранняя профориентация дошкольников – это первая ступень в развитии самоопределения ребенка и фундамент для оформления его профессиональных предпочтений.
Нами была разработана целостная система мероприятий, помогающих выявить способности детей и создать основу для дальнейших шагов в выборе профессии. Цель профориентации детей дошкольного возраста заключается в развитии эмоционального отношения ребенка к миру профессий, в создании возможности у ребенка для проявления себя в разных видах деятельности.
Предпрофильное развитие детей в нашем дошкольном отделении осуществляется по нескольким направлениям – это знакомство с миром профессий, самостоятельная практико-ориентированная деятельность детей. При выборе направлений работы нами были приняты во внимание совершенно разные профессиональные сферы – это поварское дело, пожарные МЧС, строительство и дизайн. Наряду с традиционными сюжетно-ролевыми играми и теоретическим ознакомлением с окружающим миром нами был использован метод воспитательных культурных практик. В ходе проектов под общей темой «Увлекательный мир профессий» дети ознакомились с профессиями своих близких – поваров, кулинаров, кондитеров, побывали на производстве, приносили фотографии и с большим воодушевлением рассказывали другим детям и взрослым, что интересного они увидели и узнали. Удалось сходить на экскурсию на кухню детского сада и отследить процесс изготовления выпечки. Впечатлений от проделанной работы оказалось так много, что дошкольники приняли участие в Международном чемпионате KidSkills среди дошкольников и младших школьников, на котором смогли попробовать свои силы, продемонстрировать актуальные знания, умения и навыки и представить профессию повара.
Знакомство с работой пожарного МЧС в дошкольном отделении проходит постепенно посредством участия детей в конкурсах детских рисунков, дидактических и подвижных играх, благодаря чтению произведений художественной литературы и разучиванию стихов об этой мужественной и очень нужной профессии, рассматриванию иллюстраций, встречам с инспектором пожарной части МЧС, организации и проведению досугов и развлечений с элементами состязаний. Уже более четырех лет наши воспитанники являются призерами и победителями городского открытого смотра-конкурса по противопожарной тематике «Огонь – друг, огонь – враг» в различных номинациях.
Особенно интересным для дошкольников является сфера строительства и дизайна. Дети старшего дошкольного возраста с большим удовольствием и огромным интересом моделируют и проектируют здания, используя схемы, чертежи, работая друг с другом. В строительстве дети используют разные виды конструкторов, в качестве отделки применяется бросовый материал. Ребята сами придумывают проекты зданий и их интерьер, перестраивая, переделывая, добавляя часто новые, необычные по форме детали, стараясь разнообразить постройки, придумывая новое оформление как внешнего облика, так и внутреннего интерьера. Творческий макет «Архитектурный комплекс на улице Руставели», сделанный руками детей 5-6 лет совместно со взрослыми, принял участие в городском проекте «Необычное в обычном» – «Маленький архитектор». В настоящее время проект продолжается, и у нас много новых идей. Нами создаются наиболее эффективные условия и средства, при которых возможны развитие у ребенка профессиональных устремлений, построение профессиональной составляющей его «образа-я», так как мы, взрослые, знаем, что полученные в детстве впечатления сопровождают нас всю жизнь, а некоторые влияют и на выбор любимой профессии.
Надежда ПУЛЯЕВА, старший воспитатель школы №1236 имени С.В.Милашенкова
Комментарии