В педагогике существует один очень интересный пример, который и станет объектом моего размышления. Это пример сравнения школы (места, где ребенок проводит свое детство, проходит социализацию, общается с другими) и ресторана (места, где существует четкая управленческая вертикаль, администрация борется за своих клиентов и видит необходимость в совершенствовании своих блюд). Казалось бы, при чем здесь школа?
На самом деле аналогия очень уместная: существует два подхода к рассмотрению данного вопроса. Первый – традиционный. Второй – деятельностный (по ФГОС). Первый пример такой: повар, как и учитель, человек знающий, опытный; ученик/родитель – клиент/заказчик (еды/образовательных услуг); пища – знания; директор – администратор. Второй подход оставляет практически не измененными роли учителя и директора, а главное отличие в ученике: он становится не заказчиком, а поваренком. Родитель – это один из основных участников образовательного процесса (может ли школа вовлечь его в деятельность по преобразованию, вопрос другой, однако в нашем образовательном учреждении это так). На уроках учитель преподносит информацию, но у нас есть возможность выбирать: какую пропустить, а какую принять к сведению. Кто-то может не согласиться и сказать, что вся информация, которую нам дают в школе, очень важна, однако я полностью с этим не согласна. Мы как поварята можем добавить сахара в данный нам рецепт или убрать какой-либо ингредиент. Так и здесь – мы должны усваивать и концентрировать внимание на тех знаниях, которые считаем необходимыми для себя. Кто-то химик по натуре, кто-то историк. Химику зазубривание истории может только помешать в развитии своего таланта в химии. Или напротив: если учитель истории даст возможность ребенку на своих уроках добавлять немного химии (рассказывать об открытии химических элементов, в каком историческом контексте проходили те или иные опыты, вот тогда такой урок будет полезен всем ученикам. Конечно, такие уроки требуют совместной подготовки как ученика, так и учителя, но их намного интереснее слушать и пользы от них больше…Бытует мнение, что зачастую троечники становятся гораздо успешнее, чем отличники. Разберемся. Действительно, отличники – это те люди, которые знают очень многое, но, как правило, эти знания на практике не нужны или их сложно применить. Они сидят дома, зазубривая информацию (как правило, не понимая глубины вопроса), тем самым лишают себя возможности набраться этих знаний на опыте и понять, нужны ли они им. Ты не станешь шеф-поваром, если будешь знать много рецептов, но не будешь знать, вкусны ли они. Троечники – они знают, какая информация им пригодится, а какая нет. Они в основном набираются знаний на опыте и могут ими распоряжаться, что гораздо эффективнее. Как гласит история, многие успешные люди зачастую были троечниками. Вспомним Шерлока Холмса (главного героя произведений Артура Конан Дойля): он мог распоряжаться своими знаниями, он мог не знать самое очевидное, как то, что земля крутится вокруг солнца, да ему это и не было нужно для определенного момента. Конечно, нельзя не согласиться, что учитель дает нам знания, которые расширяют наш кругозор, но как даются эти знания… Каждый ученик воспринимает эти знания от каждого учителя по-разному: кто-то запомнил, что было на уроке, а кто-то запомнил, какое платье было на учительнице. Нельзя подобрать идеальную систему, с помощью которой все будут усваивать все одинаково, но и винить нельзя ученика за то, что он не запомнил, где находился дом Онегина… Если бы мы все знали всю информацию, которую нам дают, мы бы превратились в роботов, тогда бы не было наших ученых и важных открытий. Нам внушают, что мы должны знать все и тогда мы станем успешными, но это не так. Мы можем заблудиться в наших знаниях и так и не найти себя до конца жизни, поэтому мы сами должны готовить блюда, которые нам пригодятся в дальнейшей жизни! Анастасия ФАТЬКИНА, президент команды ученического самоуправления «Мадапапенс» школы №1935
Комментарии