search
main
0

Поучение в примере. 8-й класс. Тема «Притчи о человеческой сущности»

Цели: Способствовать расширению кругозора учащихся, пониманию скрытого образного смысла, активизации познавательной деятельности, развитию интуиции, воспитанию нравственности.

Ученики работают в группах над притчами №№2, 3, 4 (см. ). Затем озвучивают свое понимание сути той или иной притчи.

Комментарий «УГ»ПриложениеДидактический материал для проведения классного часаПритча №1Лежали в больнице в палате однойДва тяжко больных человека.Один у окошка лежал, а другой -У двери, где не было света.Один постоянно в окошко глядел,Другой лишь на краску дверную,И тот, что у двери, узнать захотел,Про жизнь за окошком другую.С готовностью первый больной рассказал,Что видно ему из окошка:«Там тихая речка, дощатый причал,И ходит по берегу кошка.По синему небу плывут облакаПричудливые, как зверушки.Сидят на причале там два рыбака,И с внуком гуляет старушка».И так каждый день. То про сказочный лесРассказывал, то про влюбленных.Другой же сосед перестал даже есть,Считая себя обделенным.Он мучился злобой, и зависть росла,Его постепенно съедая.Не мог он понять, почему же былаТут несправедливость такая.Однажды сосед у окна занемог,Что не было сил разогнуться.Он стал задыхаться и даже не могДо кнопки своей дотянуться.У двери сосед мог на кнопку нажатьИ вызвать сестру милосердья,Но он не нажал и остался лежать,Глаза закрывая усердно.Наутро сестра милосердья пришлаПостель поменять за покойным.Сосед попросил, и она помогла,Занять эту самую койку.Когда ж он в окно наконец посмотрел,На шее задергалась вена.Увидел он вместо того, что хотел,Глухую высокую стену.Он был потрясен и сестре рассказалПро тихую чистую речку,Про сказочный лес, про дощатый причал,И небо в кудрявых овечках.«Ах, если б он видел! – сказала сестра. -Всю жизнь он слепым оставался».«Зачем же тогда?..» – тут больной прошептал…«Да он вас утешить старался».Притча №2Зимняя притчаЖили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа аккуратно утоптанная дорожка.На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит – а у соседа уже дорожка проложена.На третий день снегу намело по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа дорожка уже ровная, прямая – просто загляденье!В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:- Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:- Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!Притча №3Притча о свече…Наступал вечер. Некий человек взял маленькую свечку и начал взбираться с ней по длинной винтовой лестнице.- Куда мы идем? – спросила свечка.- Мы взбираемся на башню, чтобы осветить кораблям путь в гавань.- Но ни один корабль в гавани не сможет увидеть мой свет, – возразила свеча.- Хоть твой огонек и невелик, – сказал человек, – все же продолжай гореть так ярко, как сможешь, остальное же оставь за мной.Так беседуя, они достигли вершины лестницы и подошли к большой лампе. Человек зажег лампу при помощи маленькой свечки, и вскоре большие отполированные зеркала за лампой отразили лучи от маленькой свечки, и свет ее распространился на мили окрест и в глубь моря, освещая путь кораблям и путешественникам….Как маленькая свечка или даже спичка могут разжечь огромный костер и указать путь сотням людей, так и малое пламя твоего душевного тепла и хорошего примера сможет в принципе изменить жизнь, мировоззрение и судьбу людей, даже если ты сам этого еще и не осознаешь в полной мере.Просто будь светом для окружающих тебя людей, как тот маячок, который радостно направлял корабли в безопасную гавань.Притча №4Чашки кофеГруппа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришла в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашел о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.Предложив своим гостям кофе, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:- Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешевые остались. И хотя это нормально для вас – хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьем. В действительности все, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.А теперь подумайте: жизнь – это кофе, а работа, деньги, положение, общество – это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.Наиболее счастливые люди – это не те, которые имеют все лучшее, но те, которые извлекают все лучшее из того, что имеют.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, дидактический материал (распечатка притч).

Форма проведения: работа в группах.

Ход мероприятия

Учитель: Тема нашего сегодняшнего разговора – притчи. Кто из вас знает, что это?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Давайте сформулируем вопросы, на которые нам нужно будет найти ответ во время классного часа.

Ребята формулируют вопросы.

Что такое притча?

Какие бывают притчи?

Для чего они нужны?

Вопросы записываются на доске.

Я расскажу вам сейчас небольшую историю.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.

У первого спросил:

– Что ты делал целый день?

И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил:

– А ты что делал целый день?

И тот ответил:

– Я добросовестно выполнял свою работу.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

– А я принимал участие в строительстве храма.

Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

Обсуждение в группах. Ребята пришли к выводу, что отношение у людей к работе разное, потому что внутренний настрой каждого рабочего свой.

Учитель: А как вы думаете, что я вам сейчас прочитала?

Ответ детей – притчу.

Учитель: Давайте попробуем ответить на первый наш вопрос. Так что же такое притча?

Формулировки учащихся.

Учитель: Итак, ответ на первый вопрос:

Притча – это рассказ в иносказательной форме, содержащий нравоучение, поучение в примере.

Притча – это малый жанр дидактической литературы, по основным признакам тождественный басне.

Притча – это источник мудрости.

Притча – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, чему-то научить, в ней заложен определенный урок, маленький или большой закон мира, в котором мы живем.

Посредством притч можно получить доступ к знанию законов мира. Причем этот доступ облегченный, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по миру осознанно и радостно.

Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль. «Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного», – писал он.

Давайте познакомимся с еще одной притчей.

Ребята слушают музыкальную притчу «Окно» Светланы Копыловой.

Если нет притчи-песни, то можно раздать текст (см. притчу №1 в приложении).

Учитель: Вы хотите что-то сказать?

Ответы учащихся.

Учитель: Может быть, кто-то уже может ответить на второй наш вопрос: какие бывают притчи?

Учитель: Давайте познакомимся со следующими притчами и попробуем понять их суть. Только читайте притчи правильно:

– Прочтите притчу два раза. Поразмышляйте над ней. Примерьте ее к своей жизни.

– Прочтите притчу еще раз после того, как вы поразмыслили над ней. Сотворите внутри себя безмолвие и позвольте ей раскрыть вам свою духовную глубину и свой духовный смысл – нечто, находящееся за пределами слов и размышлений.

Ученики работают в группах над притчами №№2, 3, 4 (см. Приложение). Затем озвучивают свое понимание сути той или иной притчи.

Учитель: А сейчас внимание на экран. На презентации вы видите иллюстрированную притчу о человеческой сущности.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

– В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?»

Как вы думаете, ребята, что ответил старый индеец?

Работа в группах. Высказывание своих предположений.

Учитель: Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого кормишь».

Пришла пора дать ответ на наш третий вопрос. Ваши предложения.

Ответы ребят.

Учитель: Подведем итог. Притчи:

– Созданы на реальном бытовом фольклорном материале, т.е. просты для восприятия.

– Парадоксальны: ставят ум в тупик, что способствует развитию способности к мгновенному озарению, пониманию более глубокого, скрытого образного смысла.

– Расширяют сознание.

– Гуманны и дают представление о человеческих ценностях.

– Мотивируют исследование своей внутренней сути, стимулируют к самопознанию.

– Способствуют гармоничному развитию образного и логического мышления одновременно.

– Развивают способности человека, позволяют ощущать мир целостно, а не по кусочкам, «схватывать» общую структуру мира, видеть мир голографическим, т.е. образно.

– Развивают интуицию, умение читать между строк, видеть поэзию и красоту в простом и обыденном.

– Поучительны.

Елена АЗАНОВА,

учитель математики, классный руководитель 8-го класса лицея №1

Лысьва,

Пермский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте