Педагогическая работа – индивидуальная или командная деятельность? Есть много разных мнений и даже научных работ, посвященных этой теме. Однако, несмотря на обилие размышлений о персонализации и индивидуализации образовательного процесса, мнение, что человек – это существо общественное, ближе и, на мой взгляд, вернее.
Современные вызовы и опыт, который мы приобрели в период пандемии, подтверждают истинность подобных размышлений. Нам очень трудно без общения друг с другом, без взаимодействия и сотрудничества! И именно в профессиональной деятельности командный ресурс является самым серьезным и необходимым элементом результативной работы. Ведь эффективность организации определяется по результату работы всего коллектива и управленческой команды, по степени удовлетворенности всех участников образовательных отношений качеством, безопасностью, содержательной частью нашей работы. А история успеха, на мой взгляд, – это история из книги, написанной командой единомышленников.
Нацеленность на результат каждого члена команды, умение слушать и слышать другого, принимать взвешенные, адекватные решения и нести за них ответственность – без этих умений и личных качеств слаженная и результативная работа организации немыслима.
Наша школа – крупный образовательный комплекс, состоящий из 13 учебных корпусов, в котором обучаются более 4,5 тысячи детей. И общая задача школьной команды – найти возможности для развития каждого из них в самых разных направлениях: в научных достижениях, творчестве, коммуникациях, спорте, искусстве, привить нашим ученикам вкус к работе на результат, который школа может и умеет достигать.
5 лет подряд школа входит в почетное число школ – получателей гранта мэра Москвы в сфере образования. За достижение высоких результатов в образовательной деятельности наш коллектив награжден дипломами II и III степени. 70 наших учеников по итогам прошлого учебного года стали победителями и призерами Всероссийской и Московской олимпиад школьников. Школа – активный участник городских образовательных проектов. В проекте «Кадетский класс в московской школе» мы работаем с момента его старта в Москве в 2014 году. А с 2019 года – уже в качестве школы-консультанта по реализации проекта. И достижения ребят, их места в рейтинге проекта – предмет нашей общей гордости. По результатам, которые ежегодно подводит Московский центр «Патриот.Спорт», наша школа входит в тройку лидеров школ – участниц проекта, а по результатам городского смотра-конкурса на лучший кадетский класс наши кадетские классы ежегодно становятся лучшими в своей параллели.
2020 год, несмотря на его трудности, тоже был очень успешным. Ребята завоевали сразу три кубка: 1‑е место среди 10‑х кадетских классов Москвы, 2‑е место в параллели 11‑х выпускных классов и 3‑е – среди 9‑х классов. И, конечно, это результат слаженной командной работы всех офицеров-воспитателей.
Ну а все компетенции и навыки, которых требуют сегодня экономика и рынок труда, – умение работать в команде, инициативность, способность спокойно воспринимать изменение текущей ситуации – закладываются еще в дошкольном возрасте. Поэтому дошкольное образование сегодня не менее важно, чем университетское. В нашем комплексе 10 корпусов, в которых обучаются дети дошкольного возраста, и именно дошкольное образование мы считаем первичной ступенью единой системы образования и начальным звеном системы воспитания.
Под воспитанием наш педагогический коллектив понимает не управляющее воздействие, а педагогическое взаимодействие детей и взрослых, которое направлено на развитие личности ребят. Ученическое самоуправление нашей школы – наш ВЖИК – вездесущая, жизнеутверждающая инициативная команда, широко известная этими победными качествами в ВАО. Ребята являются инициаторами и организаторами всех школьных мероприятий, конкурсов, акций, разрабатывают и реализуют в школьном пространстве социальные проекты. Опыт, который они получают, работая в команде единомышленников, поистине неоценим. В результате работы в ученическом активе дети делают первые шаги к профессиональному самоопределению и принимают решение посвятить себя педагогической или управленческой деятельности, а некоторые открывают в себе талант психолога. Опыт слаженной работы команды педагогов – прекрасный пример профессионального взаимодействия для коллектива школьников. А первый опыт и приобретенные знания сохраняются на всю жизнь. Мы уверены, что эффективно действующая педагогическая команда, объединенная общей целью, работающая на единый результат, создающая необходимые и благоприятные условия для взаимодействия в детском коллективе, – своеобразный сигнал эффективности для успешного будущего наших учеников.
Елена МАТВЕЕВА, директор школы №2026
Комментарии