Департамент образования Брянской области совместно с институтом подготовки кадров работников образования в рамках региональной целевой программы «Развитие гражданско-правового образования в Брянской области на 2006-2010 годы» провел конкурс моделей ученического самоуправления.
Всего участвовало 30 школ, причем 18 сельских. Каждая представила свою оригинальную версию основополагающих идей, единый определяющий замысел организации ученического самоуправления. Какими предстают дети, авторы этих разработок. Они готовы развивать свою гражданскую компетентность, быть организаторами активной общественной жизни, стремятся к самосовершенствованию, саморазвитию, самовыражению. Они определили приоритеты школьной жизни, у них развито чувство хозяина школы (страны), есть заинтересованность в общем успехе; они примеряют разные социальные роли.
Цельность идейных основ – достоинство многих конкурсных работ. В сухопутном поселке Локоть, в средней общеобразовательной школе №3, несколько лет существует «Школьная флотилия». В ней экипажи юнг (1-4-е классы), моряков (5-8-е классы) и адмиралов (9-11-е классы) находятся в плавании по «волнам» здорового образа жизни, информации, культуры, труда, спорта и т.п. Названия экипажей – «Алые паруса», «Отважные», «Звезда», «Виктория», «Верные друзья». И в сентябрьский день погожий, и когда метет февраль, школа, школа, ты похожа на корабль, плывущий вдаль.
Для концепции ученической самоуправленческой системы существенным является и то, как определяют участники сам феномен самоуправления. Вот некоторые подходы: хорошо спланированная, организованная самостоятельная деятельность ребят под руководством взрослых. Максимальная самостоятельность актива школы в вопросах выборов, в организации школьных мероприятий; совместная деятельность учеников и учителей. Способ дать детям почувствовать себя как бы во главе школы. Участие учеников в реальной жизни школы. Подготовка ребенка к взрослой жизни, когда он раскрывает свои способности; свободное общение детей в школе, свободный выбор дел, их организация, подготовка и проведение.
Выбор
Выбор как наличие возможностей, как показатель степени свободы явно имеет ценностный вектор и требует специального внимания. Понятно, что на выбор модели самоуправления могут влиять объективные факторы (социальные приоритеты, конкретная ситуация) и субъективный опыт (мотивы, эмоции, стереотипы, установки). Однако понимание важности и ответственности за сделанный выбор ставит детей и педагогов в положение детерминирующего субъекта, чье влияние на последующие события может быть решающим и поворотным.
Значительная часть участников остановилась на традиционной модели ученического самоуправления, выстроив иерархическую систему советов, комитетов, клубов, центров. Во многих школах в системе самоуправления центральное место занимают детские общественные объединения. Кто-то взял за основу административно-игровую модель «Демократическая республика».
Жизненные ценности
Рассматривая ценности как фундаментальную основу эффективной организации ученического самоуправления, можно отметить, что они представляют собой осознаваемое коллективное представление о желаемом идеале. Выбор был сделан в пользу свободы, прав человека, долга, ответственности, толерантности, демократии, гражданской активности, патриотизма и др.
Ученическое самоуправление
и детское движение
Анализ конкурсных проектов показывает, что в тех школах, где детская общественная организация является основной ученического самоуправления, работа более разнообразна, увлекательна и эмоционально насыщена. Поэтому желание искусственно развести ученическое самоуправление и детскую организацию представляется ошибочным. Напротив, их сотрудничество и взаимодействие позволят увеличить воспитательный потенциал, усилить социальную мотивацию учащихся, создать обстановку взаимного доверия.
Авторитарность – сотрудничество
Есть ощущение, что в некоторых школах главным, все решающим, все знающим и умеющим и все это властно диктующим является педагог. Авторитарность, как правило, не позволяет проявиться инициативе, активности, самостоятельности, поскольку для этих личностных устремлений нужна свобода. Именно личный авторитет является внутренней силой, ориентированной на понимание и корректное решение вопросов ученического самоуправления. Он же гарантирует и сотрудничество, в котором влияние и взаимодействие «взрослый – ребенок» поддерживают планку социального доверия и поддержки.
Во многих конкурсных работах был ярко выражен дух сотрудничества. Например, в Стеченской школе Погарского района сотрудничество не только провозглашается ведущим принципом, но и реализуется через потенциал коллективных творческих дел, деятельность схода, совета командиров, педагогическое стимулирование лидерства. А еще здесь есть продуманная система диагностики, регулирования и коррекции ученического самоуправления.
Сотрудничество детей и взрослых налажено в глинищевской школе №2 Брянского района, что позволяет формировать гражданскую компетентность и инициативу учащихся, развивать внутренние и внешние социальные связи. Коллектив строит свою деятельность на основе социальных, правовых, этических принципов.
Педагогическая поддержка
и сопровождение
Педагогическая поддержка рассматривается как уникальный механизм деликатной помощи ребенку или классу. Для самоуправления это столь же актуально, поскольку в условиях поиска вариантов деятельности постоянно выясняются мнение и отношение учащегося к проблеме, расширяются представления о вариантах выбора, осуществляется осмысление перспектив, реализуется опыт самопознания. Все это может быть основой совместного исследования проблемы, источником активности и самостоятельности ребят. При этом педагог не действует за ученика, а направляет его усилия на то, чтобы он захотел попробовать принять решение и реализовать его.
В этой связи следует прислушаться к советам А.Макаренко, рекомендовавшего учителям следующее.
Ни в коем случае не подменять органы самоуправления и решать вопросы за них, даже если решение руководства будет правильным и более быстрым.
Каждое решение органов самоуправления должно быть выполнено.
Если решение ошибочно, нужно постараться убедить активистов в ошибке или апеллировать к общему собранию.
Главный метод старших – влиять на органы самоуправления своим авторитетом.
Работа не должна отнимать у детей много времени, чтобы они не превратились бы в чиновников.
Нельзя загружать себя разными мелочами.
Педагогическое сопровождение ученического самоуправления реализуется через заинтересованное наблюдение, стимулирование максимальной самостоятельности детей. Это такой уровень, когда участие педагогов минимально, а активность учеников на пике возможности.
Игры во взрослую жизнь или детская жизнь в игре
В начале XX века С.И.Гессен, крупный теоретик в области образования, утверждал, что задачей самоуправления школьников должно быть не наглядное обучение демократизму, а развитие личности, правового чувства и чувства ответственности. А это означает, что самоуправление не должно превращаться в управление школой. То есть вопросы обучения, усвоения знаний, качества преподавания не могут быть предметом, содержанием ученического самоуправления. Более того, присутствие учащихся в органах управления школой, большинство членов которых превосходит их по своему опыту, не способно, по мнению ученого, воспитать у подростков стремление к свободе и самодеятельности.
Особо следует отметить одну из выделенных С.И.Гессеном предпосылок школьного самоуправления – широко развитую общественную жизнь, осуществляемую в добровольных союзах, организациях на основе юношеских задач и интересов.
Все отмеченное является ключом к пониманию проблем самоуправления в современной школе. Можно с полной уверенностью утверждать, что отсутствие общественной работы в школе, попытки навязать несвойственные учащимся псевдодемократические роли тормозят развитие школьного самоуправления или превращают его в формальное занятие. Между тем ученическое самоуправление – это целенаправленная, систематическая, конкретная деятельность ребят, которые делает их жизнь более разнообразной и интересной.
В некоторых школах Брянщины реализована игровая модель ученического самоуправления типа «День дублера», административно-игровая модель «Демократическая республика». Эти модели имеют свои достоинства и недостатки. Там, где утрируется вариант взрослого поведения, отсутствует полноценное «проживание» детской жизни, а там, где в центре событий ребенок, подросток, юноша с его возрастными особенностями, рождается настоящий социокультурный опыт. Видимо, поэтому в моделях, которые представляют «Демократическую республику», детально выписаны выборы президентов (реклама, пиар-кампании, дебаты) при отсутствии другой деятельности. Правда, есть и образцы насыщенной событиями жизни «Демократической республики» – в средней общеобразовательной школе №28 города Брянска.
Выводы и перспективы
Конкурс завершен, но продолжается поиск путей «воспитания учащихся в духе свободы, личного достоинства и демократии». Ученическое самоуправление здесь – незаменимое педагогическое средство. Сложность решения проблемы самоуправления ни у кого не вызывает сомнений, поскольку это всегда связано с сочетанием традиций и инноваций. В брянских школах в большей мере представлен вариант традиционной организации самоуправления.
Методические подходы, как правило, оригинальны и высоко профессиональны. В качестве ведущих технологий, используемых в процессе самоуправления, представлены социальное проектирование, деловые и ролевые игры, диалог, гражданский форум, КТД и др. Следует отметить, что все школьные события преломляются в фокусе ученического самоуправления, и это отражается на методике их организации и осуществления.
Педагогический потенциал ученического самоуправления огромен: это банк идей, обмен которыми обогащает представление о мире; это интересные люди, взгляды и действия которых расширяют интеллектуальный, социальный, коммуникативный, эмоциональный горизонты; это активная деятельность, приносящая радость и пользу людям; это рефлексия – кто я и что я могу. Это диагностика и прогностика – что мы имеем и чего хотим. Все это и многое другое можно найти в конкурсных работах.
Ролевой веер ученического самоуправления представлен набором, определяющим социальные перспективы системы: лидер, эрудит, организатор, мозговой центр, исполнитель, президент, референтное лицо и др. Во многих работах подчеркивается значение социальных ролей и комментируются их ресурсы.
Аксиологические основы ученического самоуправления подчеркивают социальную ценность личности и ориентированы на осознание прав, обязанностей и ответственности перед самим собой, своими родителями, своей школой. Большое значение имеют социально – политические ценности, отражающие представления о государственном устройстве и т.д.; мировоззренческие (познание, мир, наука, общество, природа и др.); этические, заключающие в себе исходные установки самореализации человека в отношениях с другими людьми.
Логическим центром ученического самоуправления должно быть удовлетворение потребностей школьника в социализации, самоактуализации личности, расширении сферы интересов и развитии гражданского самосознания.
Единство взрослых и детей в стремлении придать ему статус важнейшего компонента образовательной системы говорит о глубоком понимании личностно развивающего потенциала этой деятельности.
Новые подходы к организации ученического самоуправления в Брянской области оказались связанными с использованием активных технологий, в которых учащиеся способны показать критичность мышления, креативность, видение приоритетов и перспектив. Это такие технологии, как политико-экономическая игра, технология критического мышления, гражданский форум, социальное проектирование, презентация, моральные дилеммы, коллаж, социально-психологический тренинг.
Интерес к ученическому самоуправлению огромен. Учителя, социальные педагоги, психологи, вожатые и сами подростки стремятся узнать о самоуправлении как можно больше, осмыслить имеющийся опыт и обменяться идеями. Лекции и тренинги по организации ученического самоуправления в БИПКРО пользуются особой популярностью.
Если выделить наиболее острые проблемы ученического самоуправления, то к ним, пожалуй, следует отнести четкое определение функционального набора деятельности школьников с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Определение приоритетов педагогической поддержки ученического самоуправления. Создание системы постоянного обучения школьного актива. Развитие системы подготовки специалистов по вопросам школьного самоуправления и молодежной политики; разработку универсальных моделей ученического самоуправления, которые можно рассматривать как основу реализуемого на практике варианта. Важно продумать систему стимулов для учащихся, проявивших яркие организаторские способности и талант лидера.
Надежда АСТАШОВА, профессор кафедры педагогики БГУ имени акад. И.Г.Петровского, д.п.н.; Венера БОРИСОВА, заведующая кабинетом воспитательной работы БИПКРО, почетный работник общего и профессионального образования РФ
Комментарии