Хочу поговорить об использовании игровых форм на истории. Почему игра так важна на уроке? Игра поможет ребятам расширить знания по предмету. Развивает такие качества личности, как собранность, инициативность, самостоятельность, быстрота реакции, фантазия. А главное – она прививает любовь к предмету, вызывает интерес и желание узнать как можно больше. Игры позволяют учителю более целенаправленно организовать на занятиях активную познавательную деятельность детей, способствуют усвоению фактов и понятий, формируют общие и специальные умения и навыки самостоятельной работы.
Вместе с тем с помощью игры можно активизировать внеклассную работу (кружок, факультатив, олимпиада). При этом следует учитывать возрастные особенности учеников. Так, для школьников, начинающих изучение истории, предлагаются более легкие, «веселые» коллективные игры (КВН, викторины, шарады и т.д.). А более сложные формы (суд, диспут, «круглый стол» и т.д.) – для 8-10-х классов.
Содержание игр требует знания понятий, имен, терминов, дат, умения установить связи между историческими явлениями, соотносить известные факты с неизвестными, делать выводы, приводить доказательства, ориентироваться в деталях различных эпох.
Использование игровых форм возможно на различных этапах урока: в ходе объяснения нового материала; во время проверки домашнего задания; проверки усвоенного на уроке, как закрепляющий материал. Успешно проходят игры при повторительно-обобщающих уроках, уроках-семинарах.
Игра – часть развивающего обучения, это не только праздник, но и своеобразный парад знаний. Она повышает мотивацию обучения. Игровые формы могут быть различными: индивидуальные, малыми группами, всего класса, между классами одной параллели, между старшеклассниками и младшими школьниками.
Игры в нашей жизни имеют весьма разнообразное значение. Всякая деятельность, связанная с условностями, – это игра. Обратимся к схеме периодизации возраста, разработанной Л.Выготским, А.Леонтьевым, Д.Элькониным. В основу ее положено представление о том, что любому возрасту как своеобразному и качественно специфическому периоду жизни человека соответствует и определенный тип деятельности. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психологические новообразования, изменение которых и характеризует смену возрастных периодов. Классический анализ психологии игры традиционно имеет своим объектом игровую деятельность ребенка в соответствующем периоде. Сам термин «игра» на различных языках связан с понятиями «шутка», «смех», «удовольствие» и указывает на связь с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра, которая порождает и стимулирует процесс воображения.
Работа с образами стимулирует процессы мышления, творческую интуицию. Процесс ролевой игры побуждает к ориентировке в общем смысле человеческой деятельности, в том, что любое предметное действие включено в человеческие отношения. Ребенок обнаруживает при этом, что сами отношения имеют иерархическую систему соподчинения, управления и исполнения. В процессе игры он может побывать в разных ролях: исполнителя, лидера, подчиненного.
Младшие школьники испытывают трудности, связанные с недостаточным умением опознавать, анализировать, выражать словами свои чувства, проблемы, неустойчивы во внимании. Поэтому предлагаемые игры рассчитаны именно на этот возраст: «кто быстрее?» – на наблюдательность, внимание, исключение понятий, сходство и различие, «что нового?» – вопросы, поиск противоположного, исключение лишнего, перевоплощение.
Эффективность учебы ученика начальных классов зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, но и от уровня самооценки, которая лежит в основе мотива достижения успеха.
Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Большую роль играет мотив достижения успеха. Если ребенок не справляется с заданием, он ослабевает. В игре, где задания различны по степени трудности, детям дается возможность проявить себя, у них повышается познавательный интерес к предмету.
В подростковом возрасте происходят бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности ребенка. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления «я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем это возраст потерь детского мироощущения, когда появляется чувство тревожности и психологического дискомфорта. Игровые моменты призваны создавать благоприятную атмосферу на уроке, «сглаживать» тревожность.
В этом возрасте увеличивается внимание к себе, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства, обидчивость. Цель игры – показать подростка с лучшей стороны, его индивидуальные, творческие способности. В игре также повышается мотивация общения – со сверстниками, учителями.
Ребенок адаптируется в малой группе, где все заняты общим делом – игрой. Он «проигрывает» различные социальные роли, которые помогут ему в будущих жизненных ситуациях, развивает коммуникативные связи. Таким образом происходит социальная мотивированность личности.
Особенности развития познавательных способностей подростка служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личного смысла, который имеет обучение для подростка.
Основное условие всякого обучения – стремление к приобретению знаний и изменению себя в процессе учебы. Но в реальной жизни приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не желает учиться и даже активно противодействует этому. Здесь на помощь приходит игра, которая поможет не только вернуть интерес к предмету, но и поднимет самооценку ученика, изменит отношение к нему окружающих. В игре подросток сможет проявить и лидерские качества, и организаторские способности. Проявится мотивация долга, ответственности за других, нежелание выставить себя в «негативном» свете.
Особенность юношеского возраста – потребность стать внутренне взрослым человеком, самоопределиться в окружающем мире, понять себя, свои возможности, свое назначение в жизни. Трудности, возникающие в общении с учителями и сверстниками, связаны с несформированностью навыков общения, излишней критичностью, скептицизмом, максимализмом. Поэтому предлагаемыми играми для старшеклассников могут быть «круглый стол», «диспут», «исторический суд» и т.п. Старшеклассники могут стать не только участниками, но и организаторами игр для одноклассников и младших школьников.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что игра служит повышением мотивации учебного процесса у школьников. Расширяет полимотивированность, так как включает в себя мотивацию общения, мотивы достижения личности, мотивацию долга, познавательный интерес и т.д. В игре происходит «децентрация» учителя, так как центр смещается на учеников, и они подчас играют ведущую роль в этом процессе.
Каковы же основные функции игры? Обучающая – развитие умений, навыков и т.д. Развлекательная – создание благоприятной атмосферы на занятиях. Коммуникативная – объединение учащихся, установление эмоциональных контактов. Релаксационная – снятие эмоционального напряжения. Психотехническая – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации.
Есть игры, которые можно использовать на разных этапах изучения истории, вкладывая в них разное содержание, соответствующее теме урока. Они хорошо воспринимаются учащимися любого возраста.
Карточки
Учащиеся в ходе изучения материала делают карточки с датами. Когда их становится больше 7-10, учитель называет событие, дети показывают дату. Побеждает тот, кто покажет больше правильных ответов.
Вопросы
Учитель дает на уроке задание прочитать новый параграф и придумать каждому ученику по 2-3 вопроса по новому материалу. К доске вызываются 3-5 желающих, класс задает им вопросы. (Оценку получают спрашивающие и отвечающие.)
Кто больше?
За одну минуту каждый пишет на листочке все даты изучаемого периода (или имена исторических деятелей). Проверить может сосед по парте.
Учитель – ученик
Используется обычно при повторительно-обобщающих уроках. Более сильные ученики по заранее подготовленным вопросам опрашивают 3 более слабых, ставят им оценку. Одновременно работают до 10 групп. «Учителей» к этому уроку тщательно готовит преподаватель.
Исторический аукцион
На аукцион выставляются вещи, принадлежащие определенной исторической эпохе (каравелла, компас Колумба, пушка и т.д.). Товар считается проданным, если о нем дан наиболее полный рассказ.
Поиск
Учащимся предлагается выписать из нового параграфа неизвестные даты, термины, имена. Побеждает тот, кто напишет наибольшее количество правильных ответов.
Сценка
Ребята придумывают и разыгрывают сценку из исторической жизни. Класс должен отгадать, о чем идет речь. Если подготовка шла дома, обязательно использование исторических костюмов, предметов. Предварительно показать учителю.
Татьяна ГАРШИНА, учитель истории
Комментарии