search
main
0

Потребитель – звучит гордо! Экономическая пропедевтика в школе

Современный подросток, как правило, активно участвует в реальных экономических отношениях, поэтому пропедевтический курс экономического образования следует начинать в основной школе. Этот возраст наиболее благоприятен для развития экономического мышления также и с точки зрения своевременного развития рефлексивной культуры ребят, которые осознают себя еще не взрослыми, но уже и не детьми. Они хотят, чтобы к ним относились, как к взрослеющим и приобретающим жизненный опыт.

Поэтому имеет смысл вести разговор как об экономической пропедевтике, то есть предварительном изучении экономики, так и о системном обучении подростков на доступном для их возраста содержании и адекватных формах и методах, которые предваряют глубокое познание экономических проблем и способствуют развитию их экономической культуры и ответственного поведения.

Экономическая пропедевтика обладает возможностями интеграции предметного знания и овладения им с помощью ИКТ. Особенности интегрированных уроков с использованием информационных технологий обусловлены тем, что современная информационная среда проникает во все сферы производства и в домашнее хозяйство. По сути, она является инфраструктурой рыночной экономики, поэтому использование компьютера позволяет не только развивать интерес, креативные способности и углублять знания школьника, но и создает базу на будущее для профессиональной деятельности.

Изучая различные вопросы, мы проводим интегрированные уроки в кабинете информатики. Например, рассматривая понятия потребление, потребитель, ученики шестых классов создают открытки к празднику День потребителя. Изучение тем «Экономические основы предпринимательства», «Источники предпринимательского успеха», «Деловой этикет. Искусство общения» позволяет ребятам создавать с помощью компьютера визитные карточки, вывеску и рекламу фирмы, а главное, осваивать новые экономические понятия.

В 7-8-х классах школьники готовят сообщения, составляют различные схемы, графики (например, построение кривых спроса и предложения), диаграммы, а потом на уроке представляют этот материал одноклассникам.

Ребята любят создавать с помощью компьютера различные головоломки, поэтому на занятиях по экономике мы часто проводим конкурсы на лучшего составителя и лучшего знатока ребусов и кроссвордов.

Ученики более старшего возраста решают задачи по расчету ВНП и других показателей СНС (Системы Национальных Счетов) в табличном процессоре Excel. В 9 – 11-х классах они создают компьютерные презентации, защищают их, комментируют показ, отвечают на вопросы одноклассников и педагога. Так, в прошлом учебном году нашими выпускниками было создано несколько презентаций по темам «Типы экономических систем», «Мир денег», «Причины и виды инфляции». И эта работа будет продолжена на следующий год ребятами из 10-го класса. Они ставят своей целью объединить созданные презентации в электронное пособие и разместить его на сайте школы, созданием которого занимается творческая группа школьников под руководством преподавателя информатики. В пособии будут рассмотрены основные темы по экономической теории, представлен раздел «Задания» с тестами и задачами, включающими решения и ответы. Предполагается также раздел «НИР и рефераты», в который уже включена работа ученицы из 11-го «Б» класса Насти Пономаревой «Состояние и развитие малого предпринимательства в Пермском крае».

В своей работе я использую пособие «Экономика и право» для 9 – 11-х классов, под редакцией Е.А.Абросимовой, В.С.Автономова, А.В.Золотова, представляющее собой элективный мультимедиакурс, построенный на видеосюжетах с комментариями юриста и экономиста. Оно обладает рядом достоинств: содержит 56 «жизненных» сюжетов, около 40 практических заданий на основе интерактивных экономико-математических моделей, более 300 тренажерных заданий, позволяющих углубить изученные понятия, более 30 видеосюжетов, более 20 анимированных слайд-шоу, более 800 иллюстраций, справочник, словарь, интерактивную хронологическую шкалу развития экономической мысли, правовую базу данных. Все это помогает разрабатывать и проводить интегрированные уроки информатика-экономика-обществознание, поскольку образовательная область «Право» включается в учебный предмет «Обществознание».

Также мы используем пособие «Экономика. 9 – 11 классы. Практикум» под редакцией В.С.Автономова, которое подготовлено при содействии НФПК. Данное учебное электронное издание включает практикум, теоретические материалы, лабораторные работы по 24 основным темам школьного курса.

Но, к сожалению, аналогичные пособия для учеников 5-8-х классов пока что не разработаны. Поэтому создаваемые нами блики презентаций по базовым экономическим темам призваны восполнить этот пробел.

Опыт работы убеждает в том, что информационные технологии наилучшим образом вписываются в современную школьную среду. Приобретаемые в ходе их использования знания, умения и навыки творческой деятельности в конечном счете составят базовую основу компетенции ученика и будут стимулировать их мотивацию на самостоятельную образовательную деятельность.

Наталья СОЛОДКАЯ, учитель географии и экономики, школы №2 им. М. Горького, Березники, Пермский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте