Вот уже несколько месяцев сотни школ Москвы, в том числе и зеленоградская школа №1923, где учится мой ребенок, участвуют в реализации пилотного проекта, цель которого – развитие образования.
Надо сказать, что изменений в образовательной среде мы, родители, ждали давно. Конечно же, я изложу происходящие процессы с родительской позиции, но думаю, что наше мнение важно, в то время как идет модернизация образования, ведь мы, по сути, заказчики образовательной услуги.Как заказчика меня в первую очередь волнует надлежащее качество образовательных услуг. Как любой родитель, я хочу, чтобы моего ребенка учили лучшие учителя, применяющие передовые педагогические технологии. При этом я полностью отдаю себе отчет в том, что за добросовестную работу высококлассному специалисту должна полагаться достойная зарплата. До реализации пилотного проекта учитель, если я правильно понимаю, получал зарплату, зависящую от разряда. То есть, получив однажды свой разряд, он мог больше уже не стремиться к совершенствованию. Как нам, родителям, объяснили на встрече с заместителем руководителя Департамента образования Натальей Шерри, новая система оплаты труда отслеживает именно личный вклад учителя. В рамках пилотного проекта учитель заработную плату получает по-новому: отдельно – за проведение уроков, отдельно – за работу с детьми в группе продленного дня, отдельно – за дополнительные внеурочные занятия (подготовил детей для выступления на олимпиаде или конкурсе – получи надбавку, выполнил с учащимися проект – вот тебе дополнительное вознаграждение). Я часто вспоминаю эпизод из начальной школы, когда после долгой болезни моя дочка-третьеклассница безнадежно отстала от класса. Молодая ответственная учительница три недели оставалась после уроков (дай бог ей здоровья), чтобы наверстать материал с моей дочерью. На мой вопрос: «Будет ли это дополнительно оплачено?» – она поднимала длинные ресницы и стыдливо пожимала плечами. Сейчас, в новых условиях, если я правильно понимаю, по решению директора школы за такую дополнительную работу учителю может быть назначена соответствующая надбавка. Не имея финансового образования, я не могу предположить, насколько хороша такая система оплаты, не приведет ли это к преувеличениям и перерасходам, но уже сейчас видно, что рациональное зерно в таком индивидуальном подходе к каждому отдельно взятому педагогу есть. А значит, при серьезном аналитическом сопровождении это непременно приведет к росту качества педагогического труда, а значит, к росту достижений наших детей!Реализация пилотного проекта требует максимальной открытости и прозрачности действий администрации школы. Во-первых, мы, как заказчики, хотим понимать, какие траты производит школа, а во-вторых, среди нас достаточно много хороших экономистов, юристов, строителей, которые с удовольствием посоветуют школьной администрации, как эффективнее распределить эти траты. Раньше, идя на родительское собрание, я заранее приблизительно знала, кого похвалят и о чем расскажут. Теперь все кардинально поменялось (в том числе появилась почти стопроцентная явка на собрания): член школьного совета обязательно расскажет, как обстоят дела со школьным хозяйством (что нужно отремонтировать или купить в первую очередь). Родителей, оказывается, это очень волнует. Они высказываются, критикуют, предлагают консультацию, помощь, аргументированно выстраивают план финансовых трат. Все разумно, все открыто, без недосказанностей или недомолвок. Почему не надо приобретать массажную кушетку, зачем в школе устанавливать систему безопасного доступа, как одномоментно одеть всех детей в школьную одежду, сохранив при этом индивидуальность каждого? Я и не подозревала, что выстраивание таких разноплановых школьных перспектив может быть так интересно для меня как мамы. (Стала даже подумывать о нехватке менеджерского образования!) Разве могла я предположить два-три года назад, что на родительском собрании мы станем обсуждать, какие меры может предпринять школьный и классный родительский актив к родителям отстающих ребят? А ведь, оказывается, это очень важно (и теперь могу сказать – действенно), когда не только педагогический коллектив пытается помочь отстающему ребенку. Родители из класса могут и поделиться, как они решают проблемы со своими детьми, и пристыдить родителей за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Главное, чтобы все это было четко прописано и утверждено школьным советом и не выглядело как самоуправство. Надо сказать, что наш школьный совет молодой (ему нет и года) и очень активный. Члены совета – учителя, родители – прошли честную процедуру выборов. Совет собирается каждый месяц, вопросы обсуждаются разные: от необходимых изменений в устав школы до уровня качества успеваемости. Решения совета публикуют на школьном сайте, по посещаемости этот раздел сайта самый популярный. Кстати, в связи с активизацией родительской общественности часто мне, как члену родительского комитета, приходят предложения от родителей о желании оказать спонсорскую помощь школе или отдельному классу по вопросам ремонта, оснащения. С недоумением хочу сказать, что школа такую помощь не принимает, ссылаясь на запрещающие директивы. Думаю, что при полной открытости и доверительных отношениях между родительской общественностью и школьной администрацией должны быть разработаны нормативные механизмы приема школой спонсорской помощи. Ведь подарки делать не стыдно и принимать их тоже не грех, особенно если они от чистого сердца и для общего блага!Мы (мне хочется сказать «мы», потому что, участвуя в школьных переменах, мы, родители, становимся СОучастниками в хорошем смысле слова!) стали «пилотами». Надеюсь, что все подводные камни пилотного проекта (а они всегда есть в любом начинании) наши школы смогут преодолеть. И потому что мы «пилоты», мы уверены: нашим детям станет еще интереснее, ведь учитель оптимистично смотрит на образовательный процесс, родительская общественность активно включается в процесс управления школой, школа совершенствуется содержательно и материально! И. ЛУПАЛЬЦОВА, председатель родительского комитета 8-го «А» класса школы №1923
Комментарии